Решение №№ 4185/7 РЕШЕНИЕ от 27 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МК «Палитра»

Пугачева ул., 3, оф. 2

г.Киров, 610014

Кировская область

 

Заявителю

РЕШЕНИЕ

Решение принято 21 августа 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...>– заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

<...>– главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 022/05/9-444/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Наш Бийск» рекламы меховой фабрики «PALITRA», в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО МК «Палитра» (извещено надлежащим образом),

в отсутствии заявителя (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

20 июня 2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю обратился житель города Бийска с заявлением о размещении в газете «Наш Бийск» недостоверной рекламы меховой фабрики «PALITRA». Заявитель указал, что в рекламе содержится не соответствующая действительности информация о предоставлении кредитной организацией рассрочки, а также не указана информация о сроках и условиях проведения розыгрыша путевки на Кипр, просил обратить внимание на указанную рекламу и провести проверку на соответствие рекламы законодательству Российской Федерации.

В доказательство приложена копия страниц газеты «Наш Бийск» № 24 (803) за 19.06.2019г.

Антимонопольный орган, изучив материалы указанного заявления, установил, что на странице 16 указанного номера газеты размещен рекламный модуль следующего содержания: «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…».

Установлено, что лицом, распространившим рассматриваемую рекламу посредством средства массовой информации – газеты «Наш Бийск», является МАУ «Редакция газеты «Наш Бийск».

По информации, предоставленной МАУ «Редакция газеты «Наш Бийск», рекламодателем рекламы меховой фабрики «PALITRA» является ООО МК «Палитра».

В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе), что явилось поводом к возбуждению производства по настоящему делу. Рассмотрение дела назначено на 31 июля 2019 года.

31 июля 2019 года рассмотрение дела откладывалось в соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с необходимостью получения антимонопольным органом от ООО МК «Палитра» документов и материалов, связанных с размещением и распространением рассматриваемой рекламы. Рассмотрение дела отложено на 22 августа 2019 года.

22 августа 2019 года ООО «МА «Палитра» на заседание Комиссии явку представителей не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не является препятствием для рассмотрения Комиссией антимонопольного органа дела в отсутствие указанного лица.

ООО «МК «Палитра» во исполнение определений о возбуждении дела и об отложении рассмотрения дела представлены следующие документы и материалы: рекламный макет, правила проведения акции, методические указания «Программа потребительского кредитования ООО «ХКФ Банк», памятка по маркетинговой акции, договор между ООО МК «Палитра» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», а также пояснения по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с пояснениями Общества ООО МК «Палитра» в период с 26 по 28 июня 2019 года в городе Бийске в ГДК «Химиков» проводилась ярмарка по продаже меховых изделий, товар реализовывался как в кредит с рассрочкой платежа, так и за наличный расчет, о чем в газете «Наш Бийск» был размещен рекламный модуль. Одной из программ ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является акция «0-0-24», в соответствии с которой покупатель вправе приобрести товар без первоначального взноса, без переплаты по процентам и на срок до 24 месяцев. Организатор акции, как указывает ООО МК «Палитра», предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, в итоге переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости при условии, что кредит предоставляется только за товар, дополнительные услуги банка не приобретаются. Данная информация, как указывает Общество, была доведена в рекламном макете до сведения покупателей.

Кроме того, директор ООО МК «Палитра» поясняет, что в рекламе указана вся требуемая законодательством Российской Федерации информация о сроках и организаторе проведения стимулирующего мероприятия; считает, что спорная реклама соответствует действующему законодательству.

Комиссия, изучив документы и материалы, пришла к следующим выводам.

Отношения в сфере рекламы урегулированы Законом о рекламе, среди целей которого названы, в том числе реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 названной статьи Закона определено, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из приведенных положений, рассматриваемая Комиссией антимонопольного органа информация «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…» подпадает под понятие рекламы, объектом рекламирования которого является услуга по реализации товаров в рассрочку, а также стимулирующее мероприятие – розыгрыш путевки на Кипр.

Требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий установлены статьей 9 Закона о рекламе.

В соответствии с абзацем первым статьи 9 Закона стимулирующим мероприятием является стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Для признания рекламы, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, как таковой, необходимо установить такой признак как выполнение участником стимулирующего мероприятия обязательного условия - приобретения определенного товара.

ООО МК «Палитра» предоставлены Условия проведения розыгрыша «На Кипр вместе с PALITRA», пунктом 2 которых установлены правила проведения стимулирующей акции (далее – Правила). В соответствии с пп. 2.1 Правил акция проводится с целью увеличения объема продаж и повышения лояльности клиентов, формирования и подержания интереса к продукции, стимулирования продаж продукции бренда меховая фабрика «PALITRA». Право на участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы за участие в ней, призовой фонд формируется за счет средств организатора розыгрыша.

Согласно пп. 2.2 Правил, для принятия участия в стимулирующей акции покупателю необходимо:

- совершит разовую покупку в сети магазинов/выставок/центров меха и кожи компании «PALITRA» на территории Российской Федерации, любого мехового изделия, кроме аксессуаров и головных уборов. Покупка стоимостью не ограничена,

- зарегистрироваться при совершении покупки, заполнив анкету покупателя, получив кассовый чек и сохранить его до окончания розыгрыша. Подтверждением участника розыгрыша является номер телефона и кассовый чек. Регистрация предусматривает сбор персональных данных участника (Ф.И.О., номер телефона, место совершения покупки) для дальнейшей обработки.

Таким образом, проводимая ООО МК «Палитра» стимулирующая акция, реклама которой заявлена в газете «Наш Бийск» № 24 (803) за 19.06.2019г., соответствует критериям рекламы, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, требования к которой установлены статьей 9 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В размещенном на странице 16 рассматриваемого номера газеты «Наш Бийск» рекламном модуле относительно проводимой стимулирующей акции содержится информация: «…ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…, подробности на сайте www.palitrameha.ru».

То есть реклама, путем указания на сайт организатора стимулирующего мероприятия, содержит сведения об источнике информации об организаторе рекламируемого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Однако требуемое статьей 9 Закона о рекламе указание на сроки проведения стимулирующего мероприятия в рекламе отсутствуют.

Подпунктом 1.7 Условий проведения розыгрыша «На Кипр вместе с PALITRA» установлен период проведения акции «На Кипр вместе с PALITRA»: с 03 июня 2019 года по 14 сентября 2019 года (19:00 по местному времени).

В этой связи ссылка ООО МК «Палитра» на пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым нормы статьи 9 Закона о рекламе обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта), Комиссией антимонопольного органа признается безосновательной, поскольку рекламодателем не соблюдены требования статьи 9 Закона о рекламе в части, касающейся не указания в рекламе сроков проведения рекламируемого стимулирующего мероприятия.

Таким образом, размещенная ООО МК «Палитра» в газете «Наш Бийск» №24 (803) за 19.06.2019г., реклама о проведении стимулирующего мероприятия «На Кипр вместе с PALITRA» не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 9 Закона о рекламе.

Кроме того, из содержания рассматриваемой рекламы «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев…» следует, что рекламируемую рассрочку «0-0-до24» на приобретение изделий из меха предоставляет ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», о чем имеется указание в рекламе; продавцом товара, приобретение которого возможно в рассрочку, является Меховая фабрика «PALITRA» - ООО МК «Палитра».

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, согласно которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

На основании пункта 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит, с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4, 5 статьи 488 ГК РФ.

В силу части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производится в кредит, в том числе, с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку. К договорам розничной купли-продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку, не подлежат применению правила, предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 488 настоящего Кодекса.

Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу Гражданского кодекса Российской Федерации возникают между продавцом и покупателем товара.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией, данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

Согласно правовой позиции, изложенной Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно материалам и обстоятельствам дела, ООО МК «Палитра» самостоятельно не предоставляет покупателям рекламируемую рассрочку платежа, Обществом заключен договор № У-1241/57 от 01.06.2015г. с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», предметом которого является организация безналичных расчетов между Банком и Торговой организацией при кредитовании Банком покупателей, приобретающих товары в Торговой организации.

Рекламируемая рассрочка предоставляется в рамках проводимой ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Маркетинговой акции «ВД_0-0-24_СК7,51%», утвержденной приказом ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» № 1-14/5-2 от 10.01.2019г., для договоров о предоставлении потребительских кредитов на приобретение товаров.

В рамках указанной Маркетинговой акции выдаются кредиты на приобретение, в том числе одежды в размере от 1500 до 500 000 рублей. Размер первого взноса может составлять строго 0%, 10%, 20%, 30% и 50%, размер процентной ставки зависит от размера первого взноса, уплаченного заемщиком в кассу Торговой организации, и срока кредита:

Срок кредита, мес.

Размер первого взноса, % от стоимости товара

0

10

20

30

40

50

24

7,46%

8,27%

9,28%

10,56%

12,26%

14,60%

 

Кроме того, в памятке по указанной Маркетинговой акции указано, что Торговая организация предоставляет скидку на товар, приобретаемый в кредит, в размере 7,51% от стоимости товара, включая копейки в стоимости товара.

Таким образом, фактически потребителю предоставляется кредит, а не рассрочка, и кредитные обязательства у него возникают перед третьим лицом - кредитной организацией, в данном случае ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Имеющие место в рекламе сведения «Рассрочка 0-0-до24» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако, поскольку фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар, указанная в рекламе информация «Рассрочка 0-0-до24» не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке изделий из меха, то есть, содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги, в частности о ее природе.

При этом, указание дополнительных сведений, в частности в виде сноски: «*ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», лицензия № 316 Банка России от 1 до 24 месяцев», не свидетельствует о том, что информация о рассрочке соответствует природе заключаемого договора с кредитной организацией.

Для определения достоверности оцениваемой рекламы не имеет значения обладание обычным потребителем специальными познаниями, знаниями о нюансах правового регулирования кредитных правоотношений.

Установленные законодателем требования к достоверности рекламы направлены на защиту потребителей относительно получения информации о действительных характеристиках рекламируемого товара, в том числе о его природе.

Правовая природа рассрочки и банковского кредита существенно различаются, не только по субъектам правоотношений, но и в части последствий несоблюдения принятых на себя сторонами обязательств.

Комиссия антимонопольного органа признает обоснованным довод Общества об отсутствии у покупателя переплаты при приобретении товара по рекламируемой Маркетинговой акции «Рассрочка 0-0-до24», ввиду предоставления скидки, компенсирующей проценты по кредиту, заключаемого с банком на приобретение соответствующего товара, при условии, что дополнительные услуги Банка не приобретаются.

Однако соответствие информации в распространенной рекламе об отсутствии переплат не свидетельствует о ее достоверности в части употребления в ней термина «рассрочка» при фактическом предоставлении банковского кредита, имеющих разную природу и разные правовые последствия, что свидетельствует о нарушении требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании изложенного, размещенная на странице 16 газеты «Наш Бийск» № 24 (803) за 19.06.2019г. рекламная информация «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…» не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, статьи 9 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей рекламой.

Признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 9 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МК «Палитра», что подтверждается договором на информационное обслуживание от 18.06.2019г. № 19, заключенным с МАУ «Редакция газеты «Наш Бийск», актом об оказании услуг от 26.06.2019г., платежным поручением от 18.06.2019г.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…», размещенную в газеты «Наш Бийск» № 24 (803) за 19.06.2019г., поскольку при ее размещении нарушены требования пункта части 3 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МК «Палитра» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны