Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №21-ФАС22-Р/02-19 от 15 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Поликлиника»
ул. Льва Толстого, д.15,
г. Барнаул, 656056
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №21-ФАС22-Р/02-19
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2019г. г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<...> – заместитель руководитель управления,
Члены Комиссии:
Б<....> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<...>– главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №21-ФАС22-Р/02-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Барнауле по адресу: пр. Комсомольский, д.75а, рекламных листовок, в которых усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 и ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя ООО «Поликлиника» (ОГРН 1172225003895), в лице генерального директора Ш<....>,
УСТАНОВИЛА:
Алтайским краевым УФАС России выявлен факт распространения по адресу: г. Барнаул, Комсомольский проспект, д.75а (КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края»), рекламных листовок следующего содержания: «ВСЕ ВИДЫ УЗИ –Все виды УЗИ на оборудовании экспертного класса –ЭХО –Дуплекс сосудов ПРИМЕ СПЕЦИАЛИСТОВ –Гинеколог –Уролог –ЛОР –Офтальмолог –Терапевт –Невролог Диагностический центр скидка 10% ВСЕ ВИДЫ СПРАВОК, ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗОВ ЛИЦЕНЗИЯ ЛО-22-01-004936 ОТ 13.04.2018 ул. Льва Толстого, 15, тел.: 50-17-18», в которой усматриваются признаки нарушения требований ч.7 ст.24 и ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
21 февраля 2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №21-ФАС22-Р/02-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя и рекламораспространителя, ООО «Поликлиника».
14 марта 2019г. в заседании Комиссии представитель ООО «Поликлиника» генеральный директор Ш<...> распространение Обществом по адресу: г.Барнаул, пр. Комсомольский, д.75а, рассматриваемых рекламных листовок признал, пояснив, что распространение листовок носило разовый характер и осуществлялось непродолжительное время (не более двух часов). Тираж листовок уничтожен. Рассматриваемые рекламные листовки были изготовлены Обществом самостоятельно. Кроме того, ООО «Поликлиника» не имело цели ввести потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего медицинские услуги. Указание на рекламной листовке наименования «Диагностический центр» было сделано исключительно для того, чтобы потребитель смог визуально определить место нахождения лица, предоставляющего услуги, и расстояние относительно нахождения КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края» (место распространение листовок).
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя ООО «Поликлиника», дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, которым являются медицинские услуги (УЗИ, ЭХО, дуплекс сосудов, прием специалистов), способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
В соответствии с ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе: «ВСЕ ВИДЫ УЗИ –Все виды УЗИ на оборудовании экспертного класса –ЭХО –Дуплекс сосудов ПРИМЕ СПЕЦИАЛИСТОВ –Гинеколог –Уролог –ЛОР –Офтальмолог –Терапевт –Невролог…», отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получение консультации специалистов.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», к медицинским услугам относятся:
- эхокардиография (A04.10.002);
- эхокардиография с физической нагрузкой (A04.10.002.004);
- профилактический прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога (B04.001.002);
- профилактический прием (осмотр, консультация) врача-уролога (B04.053.002);
-прием (осмотр, консультация) врача-оториноларинголога первичный (B01.028.001);
- прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный (B01.029.001);
- прием (осмотр, консультация) врача-терапевта первичный (B01.047.001);
-профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (B04.023.002) и т.п.
- дуплексное сканирование сосудов (артерий и вен) (A04.12.005, A04.12.006, и.т.д.);
-ультразвуковое исследование (A04.01.001; A04.03.001; A04.09.002; A04.23.001.002 и.т.п.).
Учитывая изложенное, указанные в рассматриваемой рекламе услуги относятся к медицинским услугам.
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного Федеральным законом «О рекламе» предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводится в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая рекламная листовка содержит следующие сведения «… Диагностический центр… ул. Льва Толстого, 15, тел. 50-17-18 лицензия ЛО-22-01-004936 от 13.04.2018г».
Антимонопольным органом установлено, что по адресу: г.Барнаул, ул. Льва Толстого, д.15, предпринимательскую деятельность осуществляет ООО «Поликлиника» (лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-22-01-004775 от 15.12.2017г.).
При этом, в рассматриваемой рекламной листовке сведения о лице, предоставляющем рекламируемые медицинские услуги (наименование лица), отсутствуют.
Учитывая изложенное, использование ООО «Поликлиника» в рассматриваемой рекламной информации наименования «Диагностический центр», выделенного красным цветом, что привлекает внимание потребителей, в отсутствие сведений о лице, предоставляющем рекламируемые медицинские услуги (ООО «Поликлиника»), может вводить потребителей рекламы в заблуждение в отношении лица, оказывающего медицинские услуги, а именно создать у потребителей ложное впечатление о предоставлении медицинских услуг КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края», что нарушает требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение ч.7. ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
Материалами дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Поликлиника».
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Поликлиника» ч.7 ст.24, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», что выражается в распространении ненадлежащей рекламы медицинских услуг.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссией установлено, что ООО «Поликлиника» представлены доказательства, подтверждающие прекращение распространения в г.Барнауле рассматриваемых листовок с ненадлежащей рекламой медицинских услуг.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу медицинских услуг следующего содержания: «ВСЕ ВИДЫ УЗИ –Все виды УЗИ на оборудовании экспертного класса –ЭХО –Дуплекс сосудов ПРИМЕ СПЕЦИАЛИСТОВ –Гинеколог –Уролог –ЛОР –Офтальмолог –Терапевт –Невролог Диагностический центр скидка 10% ВСЕ ВИДЫ СПРАВОК, ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗОВ ЛИЦЕНЗИЯ ЛО-22-01-004936 ОТ 13.04.2018 ул. Льва Толстого, 15, тел.: 50-17-18», распространенную в г.Барнауле по адресу: Комсомольский проспект, д.75а, ненадлежащей.
2. Признать ООО «Поликлиника» нарушившим требования ч.7 ст.24 и ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
3.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО «Поликлиника» - генерального директора Ш<...> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<...>
Члены Комиссии: Б<...>
К<...>