Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №88-ФАС22-Р/07-16 от 26 августа 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №88-ФАС22-Р/07-16
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело №88-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в газете «Читай-город» (№15 (482) от 13 апреля 2016г., №18 (485) от 04 мая 2016г.), в газете «Купи-продай» (№22 (2458) 24 марта 2016г.) и журнале «Телепарк» (№15 (908) 18-24 апреля) ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», рекламораспростарнитель – ООО «ИД «Алтапресс»;
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом);
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламораспространитель ООО «ИД «Алтапресс» на рассмотрение дела представителя не направило (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа ходатайство ООО «ИД «Алтапресс» о рассмотрении дела в отсутствие представителя не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «ИД Алтапресс».
15.07.2016г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции «Кредитный субботник» Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. №168147 от 15.07.2016г.) по факту размещения и распространения в газете «Читай-город» (№15 (482) от 13 апреля 2016г., №18 (485) от 04 мая 2016г.), в газете «Купи-продай» (№22 (2458) 24 марта 2016г.) и журнале «Телепарк» (№15 (908) 18-24 апреля) ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В журнале «Телепарк» (стр.24, №15 (908) 18-24 апреля) в рубрике «Частные объявления» размещена реклама: «Заем денег под ПТС, Спецтехнику, недвижимость, куплю автомобиль импортного, отечественного производства, можно аварийный, снегоходы, квадроциклы, аренда авто посуточно. Тел. 8-962-795-5286».
В газете «Читай-город» (№15 (482) от 13 апреля 2016г.) в рубрике «Прочие услуги» размещена реклама: «выгодный ломбард, скупка от 1400, залог от 1320, низкий % залога, без штрафов. Акция весь апрель. Комиссия по залогу 0%. Смирнова, 46. Тел. <…>».
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовым услугам – займам. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе сведения о лицах, оказывающих финансовые услуги, отсутствуют, что противоречит ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
В газете «Купи-продай» (№22 (2458) от 24 марта 2016г.) размещена реклама:
- «Абсолютно быстро, без банковских проверок, без залога выдаем займы в день обращения ИП Макеев <…>»;
- «Быстрая выдача денег в день обращения за 10 минут. Жителям Алтайского края. Результат 100%. ИП Алексеев <…>»;
- «Абсолютно быстро, без банковских проверок, без залога, безработным и должникам, выдаем займы в день обращения. ООО «Электро-Индустрия» тел. <…>».
В газете «Читай-город» (№15 (482) от 13 апреля 2016г.) в рубрике «Прочие услуги» размещена реклама: «Деньги в долг. Ссуды. Ипотека. ООО «Ресурсагро» тел. <…>» .
В газете «Читай-город» (стр.13 №18 (485) от 04 мая 2016г.) размещена реклама:
- «Деньги в долг тел. <…>ИП Алексеев».
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности физических и юридических лиц, связанной с выдачей займов, денег в долг и.т.п., с указанием условий их приобретения, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии со ст.12. Федерального закона «О рекламе», рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
На определение о возбуждении дела №88-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе генеральный директор ООО «ИД «Алтапресс» П<…> пояснил, что рекламная информация, размещенная в газетах «Читай-город», «Купи-продай» и в журнале «Телепарк», размещалась через службу приема объявлений ООО «ИД «Алтапресс» и через агентов ИП Зяблицева и ООО «Резонанс». При этом оплачивалась кассовыми чеками или через сервисы мобильных операторов (документы прилагаются). Ответственность за содержание и публикацию объявлений и рекламы, поданных через службу приема и от агентов, несет руководитель изданий группы №3.
Таким образом, рекламораспространителем ООО «ИД «Алтапресс», не представлены документы, подтверждающие статус рекламодателей финансовых услуг, в связи с их отсутствием.
Следовательно, рассматриваемая реклама финансовых услуг, размещенная в газете «Купи- продай», «Читай- город» содержит нарушение ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ч.1 ст. 28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», несет, в том числе и рекламораспространитель.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств.
Учредителем и издателем журнала «Телепарк», газеты «Читай-город» и газеты «Купи-продай» является ООО «Издательский дом «Алтапресс» (ИНН 2225017254).
Таким образом, установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ИД «Алтапресс».
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «ИД «Алтапресс» ч.1 ст.28 и ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рассматриваемую рекламу финансовых услуг, распространенную в газете в газете «Читай-город» (№15 (482) от 13 апреля 2016г., №18 (485) от 04 мая 2016г.), в газете «Купи-продай» (№22 (2458) 24 марта 2016г.) и журнале «Телепарк» (№15 (908) 18-24 апреля), ненадлежащей.
2.Признать ООО «ИД «Алтапресс» нарушившим требования ч.1 ст.28, ч.ч. 13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать ООО «ИД «Алтапресс» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ООО «ИД «Алтапресс» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 109
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
16 августа 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
на основании своего решения от 16 августа 2016г. по делу № 88-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространенную и размещенную в газете «Читай-город» (№15 (482) от 13 апреля 2016г., №18 (485) от 04 мая 2016г.), в газете «Купи-продай» (№22 (2458) 24 марта 2016г.), журнале «Телепарк» (№15 (908) 18-24 апреля), поскольку при ее распространении нарушены требования ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «ИД «Алтапресс» в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы в газете «Читай-город», в газете «Купи-продай» и журнале «Телепарк», по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.1, ч.13, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «ИД «Алтапресс» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 сентбря 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>