Решение б/н Решение по делу № 89-ОВ-14 от 12 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРезолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено «09» декабря 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
С <…>,
Членов Комиссии:
С<…>;
К<…>;
С<…>;
Ш<…>,
с участием представителей:
от ОАО «Новосибирское карьероуправление» - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» - Д<…> (по доверенности), П<…> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ОАО «Новосибирское карьероуправление» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
20.11.2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31401715064 на поставку щебня фракции 5-10 мм.
Основанием для обращения ОАО «Новосибирское карьероуправление» в антимонопольный орган послужили следующие факты:
- установления заказчиком в документации о проведении запроса котировок № 31401715064 (далее - Документация) технических и функциональных характеристик товара, в том числе, определенного места добычи поставляемого товара – Шульгинский карьер (Алтайский край, Советский район, с. Шульгинка), а также по лоту № 2 наличие склада поставщика, с указанием конкретного адреса: Алтайский край, Советский район, с. Шульгинка,
- установление в Документации условия, о том, что заявки принимаются только на оба лота одновременно, а также, что заявка, поданная на один лот, рассматриваться не будет.
Данные факты, по мнению заявителя, нарушают положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
На заседании Комиссии представители ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» пояснили, что согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в извещении и документации запроса котировок в электронной форме № 31401715064 указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в том числе, и наименование определенного места добычи поставляемого товара, что также является характеристикой, необходимой для поставки товара. Наличие в характеристике товара наименования места добычи товара не нарушает требований Закона о защите конкуренции, так как на участие в запросе котировок в электронной форме № 31401715064 были поданы заявки от двух организаций, из чего следует, что указание наименования определенного места добычи товара в извещении и документации запроса котировок в электронной форме не ограничивает участие в закупке и не создают преимущественных условий участия в ней. По другим доводам, указанным в рассматриваемой жалобе представители ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» нарушения признали.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» (в новой ред. утв. начальником ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» С<…> 01.10.2014г., далее - Положение).
При этом в Положении отсутствует запрет на установление в документации о проведении запроса котировок в электронной форме наименования места добычи товара.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и ее состав в соответствии с его потребностью в том или ином товаре. Законом о закупках не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в Положение о закупках (равно как и в документацию для проведения запроса котировок) конкретных требований к товару, являющихся значимыми именно для заказчика.
Из положений Закона о закупках следует, что заказчик осуществляет закупку в целях удовлетворения собственных нужд исходя из существующих потребностей, следовательно, ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» вправе установить требование о поставке товара, отвечающего текущим потребностям.
Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Таким образом, факт указания конкретного места добычи поставляемого товара не свидетельствует об ограничении количества участников в размещении заказа.
На основании изложенного, действия ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» по установлению в Документации технических характеристик о месте добычи поставляемого товара не противоречит Закону о закупках и Закону о защите конкуренции.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно пункту 26 Документации заявки принимаются только на оба лота вместе. Заявки, поданные только на один лот не принимаются и не рассматриваются.
Однако, пунктом 17.7.2. Положения предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отклонения котировочной заявки, а именно:
- непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о проведении запроса котировок;
- несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о проведении запроса котировок;
- несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок;
- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса котировок;
- предоставления в составе котировочной заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
Пунктом 17.7.3. Положения установлено, что отклонение заявки по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 17.7.2 настоящего Положения случаев, не допускается.
Таким образом, указание в Документации отказа в рассмотрении котировочной заявки по основанию, предусмотренному п. 26 Документации нарушает требования п. 17.7.3. Положения.
Согласно пункту 10 Документации по лоту №2 предусмотрен самовывоз со склада поставщика: карьер Шульгинский (Алтайский край, Советский район, с. Шульгинка).
Комиссией установлено, что склады по адресу: карьер Шульгинский (Алтайский край, Советский район, с. Шульгинка) имеются только у ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер».
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, установление в Документации требований о наличии склада поставщика по вышеуказанному адресу сужает круг потенциальных участников закупки № 31401715064 до одного, что приводит к нарушению абз. 1 ч 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО «Новосибирское карьероуправление» обоснованной.
2. Организатору торгов – ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» выдать предписание о прекращении нарушения порядка проведения запроса котировок № 31401715064 и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 89-ОВ-14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
С <…>;
Члены Комиссии:
С<…>;
К<…>;
С<…>;
Ш<…>,
по результатам рассмотрения жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» на действия организатора торгов – ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку щебня фракции 5-10 мм (извещение № 31401715064), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от __09_.12.2014 г. по делу № 89-ОВ-14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов – ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» в срок до «_18__» __декабря__ 2014 г. устранить нарушения порядка проведения запроса котировок на право заключения договора на поставку щебня фракции 5-10 мм, а именно исключить подпункты 1 и 2 пункта 26 документации о проведении запроса котировок; адрес склада поставщика, указанный по лоту № 2 в пункте 10 документации о проведении запроса котировок.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения.
<…>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.