Постановление №4711/5 УФАС по АК в отношении АО "Барнаульский молочный комбинат" от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 022/04/14.32-904/2021 об административном правонарушении

24 ноября 2021г. г. Барнаул

Заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю <…….> (656059, г.Барнаул, ул.Пролетарская 65), рассмотрев материалы дела № 022/04/14.32-904/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица –АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, д.63, ИНН 2223033980, ОГРН 1022201381696, КПП 222301001), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в присутствии представителя АО «Барнаульский молочный комбинат» - <…….> по доверенности, в отсутствии потерпевших, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.

УСТАНОВИЛ:

В управление ФАС по Алтайскому краю в мае-июне 2020 года на рассмотрение поступали заявления жителей Краснощековского района Алтайского края по вопросу снижения цен закупочных цен сырое коровье молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам.

В связи с поступившими обращениями, антимонопольным органом проведен анализ действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих закуп сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств в Краснощековском районе Алтайского края.

Согласно информации, представленной администрацией Краснощековского района, закуп сырого коровьего молока у населения на территории Краснощековского района Алтайского края осуществляют следующие хозяйствующие субъекты (покупатели):

  1. АО «Барнаульский молочный комбинат»;
  2. СПК «ЧарышАгроПродукт»;
  3. ООО «СМК».

По результатам проведенного анализа данных установлено, что закупочные цены хозяйствующих субъектов с 01.05.2020г. снизились и установились в размере 18 рублей (в единичных случаях 20-21 руб.), то есть, у всех хозяйствующих субъектов большая часть молока была закуплена по 18 руб.

По данным ведомостей, предоставленными хозяйствующими субъектами, АО "БМК" закупило в период с 01.05.2020г. по 15.05.2020г. 72422 л. молока. Из них по цене 18руб. – 61,96%, по цене 19руб. – 38,04%.

СПК "ЧарышАгроПродукт" в период с 01.05.2020г. по 15.05.2020г. закупил 115154 л. молока. Из них по цене 18руб. – 44,3%, по цене 19руб. – 33,3%, по цене 20руб. – 12,3%, по цене 21руб. – 8,9%.

ООО "СМК" с 01.05.2020г. по 15.05.2020г. по цене 18руб. закуплено 82,3% или 72338 л. молока, по цене 19 руб. – 17,7% или 15537л.

ООО «СМК» молоко закупает в Краснощековском районе через сдатчиков, осуществляющих сбор молока у владельцев личных подсобных хозяйств в населенных пунктах на основании агентских договоров.

Между хозяйствующим субъектом ООО «СМК», являющимся заказчиком переработки молочного сырья, и переработчиком ООО «Молочный завод «Краснощеково» заключен договор переработки от 30.12.2019г. Условиями данного договора не предусмотрено установление цены на сырое коровье молоко для молокосдатчиков переработчиком. Закупочная цена на молоко устанавливается ООО «СМК», что подтверждается предоставленными закупочными актами Общества.

Согласно информации Общества закупочная цена на молоко не связанна с затратами на его приобретение. Закуп осуществляется по цене не ниже чем у конкурентов.

Прием молока АО «БМК» от населения осуществляют сотрудники АО «БМК»: водители с обязанностями приемщика молока и приемщики молока (по трудовым договорам).

По данным АО «БМК» затраты на заготовку и доставку молока в январе 2020г. составили 2,51 руб./кг, в апреле 1,81 руб./кг. Снижение составило 38,67%. Снижение затрат на 1 кг молока, связано с увеличением количества заготовленного сырья и загруженностью производства.

Согласно закупочным ведомостям АО «БМК» в январе 2020г. по цене 21руб./л. закуплено 63,6% молока у населения и 36,4% по цене 22 руб., в феврале по 21руб./л - 70,1%, по 22 руб./л. – 29,9%, в марте по 21 руб./л.- 64,2%, по 22руб./л. – 35,3%, по цене от 16,86 до 20,37 руб./л.-0,5%, в апреле по 20 руб./л -37,3%, по 21руб./л. -51,5%, по 22 руб./л.-10,5%, по цене от 18,44 до 20,36 руб./л.-0,7%, с 01.05.2020 по 15.05.2020 по цене 18руб./л. – 61,9%, по цене 19руб./л.- 38,1%. Таким образом, в течении периода с января по апрель 2020г. преобладала закупочная цена 21руб./л., в мае цена сократилась до 18 руб.

Как следует из предоставленной информации СПК «ЧарышАгроПродукт», хозяйство осуществляет закуп молока сырого коровьего на территории Краснощековского района сдедующим образом:

- непосредственно у населения – членов кооператива (ЛПК), КФХ и организаций с использованием собственного автопарка , молокоприемных пунктов и штата водителей.

- через агентов по закупу молока.

Сборное молоко приобретается для ООО «Девятый Вал» (ИНН 2225202391) по Договору №4/6 на закуп и хранение молока от 10.06.2019г. Цена закупа молока определяется каждые две недели путем подписания протокола согласования цен. Молоко, сдаваемое хозяйствами и ЛПХ, имеющими охладители, принимаются по индивидуальным договорным ценам и отправляется в переработку на собственный маслосырзавод, расположенный в с.Чарышское Алтайского края, где организовано производство сыра.

Вместе с тем, в рамках исполнения противоэпидемиологических мероприятий, было принято решение остановить сыроварение. Работа производства была возобновлена только 01.06.2020г.

У СПК «ЧарышАгроПродукт» молоко на дальнейшую переработку принималось, согласно протоколов согласования цен на молоко с 02.04.2020г. по базисной цене 24руб./л., сбор осуществлялся по цене 20-22 руб./л., с 30.04.2020 – 23руб./л., для молокосдатчиков 18-19 руб./л., с 15.05.2020г. по цене 20руб./л., закупочная цена 18-19руб./л.

Затраты на заготовку молока СПК «ЧарышАгроПродукт» в январе 2020г. составляли 4 руб./л., в мае 3,5 руб./л. Снижение затрат составило 12%.

В ходе рассмотрения данного дела было установлено, что СПК «ЧарышАгроПродукт», кроме расчета за молоко со сдатчиками, который производится каждые две недели, дополнительно осуществляет ежеквартальные выплаты сдатчикам (дополнительная выгода), которая формируется в зависимости от объема сданного молока за расчетный период и его качественного состава. Соответственно сдатчики получили по 50 копеек за литр сданного молока. Дополнительные выплаты предусмотрены договорами, заключенными со сдатчиками молока, а также регламентированы внутренней деятельностью кооператива.

Таким образом, цена за молоко для сдатчиков СПК «ЧарышАгроПродукт» за каждый литр сданного молока увеличилась на сумму выплаченной дополнительной выгоды, и соответственно стала различной в сравнении с АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «СМК».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке и др.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «СМК» осуществляют свою деятельность на рынке закупа сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края, т.е. являются конкурентами.

Снижение же цен на закупаемое в большинстве населенных пунктов Краснощековского района сырое коровье молоко у АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «СМК» происходило в одни и те же даты либо с незначительным временным интервалом с установлением одинаковых цен на сырое коровье молоко.

При этом АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «СМК» не представили каких-либо документов, материалов и доводов, свидетельствующих о наличии объективных условий, в равной степени влияющих на обоих хозяйствующих субъектов, для установления в краткосрочном временном периоде и поддержания одинакового уровня цен на закупаемое сырое коровье молоко на территории Краснощековского района Алтайского края.

При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока.

Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых цен на закупаемое сырое коровье молоко выгодно хозяйствующим субъектам, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке закупа сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания сдатчиков молока, предложения новых форм сервиса и т.д.

Только заключенные соглашения между лицами, закупающими сырое коровье молоко, приводящие к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, создают ситуацию, когда сдатчики сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, закупающих аналогичный товар, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения между АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «СМК», направленного на установление и поддержание цен на закупаемое сырое коровье молоко, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества посредством одномоментного совершения одинаковых действий по установлению и поддержанию закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин.

Поведение АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «СМК», выразившееся в установлении и поддержании одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в мае 2020 года, при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, является результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 04.12.2020 № 022/01/11-501/2020.

Таким образом, АО «Барнаульский молочный комбинат» заключило соглашение с ООО «СМК» и участвовало в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Краснощековском районе Алтайского края в мае 2020 г., тем самым нарушило запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, либо участие в нем».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом по делу №022/04/14.32-904/2021 об административном правонарушении от 13.10.2021г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения АО «Барнаульский молочный комбинат» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не выявлено.

Руководствуясь ч. 1 ст. 14.32, ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, д.63, ИНН 2223033980, ОГРН 1022201381696, КПП 222301001) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении соглашения с ООО «СМК» и участия в нем, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Краснощековском районе Алтайского края в мае 2020 г., ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, д.63, ИНН 2223033980, ОГРН 1022201381696, КПП 222301001) меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Расчет суммы наложенного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа выражается в величине, кратной: сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

На основании части 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

По информации АО «Барнаульский молочный комбинат» (вх.№ 2112135 от 28.10.2021) представленной в антимонопольный орган сумма выручки Общества на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года в Краснощековском районе Алтайского края составила 2 738 359 рублей.

При этом, сумма выручки от реализации всех товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение составила 105 927 рублей 62 копейки.

При исчислении административного штрафа размер административного штрафа, подлежащего назначению АО «Барнаульский молочный комбинат», составит:

2 738 359 *3/100 = 82 150, 77

Учитывая норму ч.4 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сумма наложенного на ООО «СМК» административного штрафа не может превышать:

105 927,62 рублей * 1/25 = 4 237, 15 руб.

Поскольку рассчитанная с учетом выручки АО «Барнаульский молочный комбинат» сумма административного штрафа составляет 4 237 (Четыре тысячи двести тридцать семь) руб. 15 коп., принимаю решение о применении к АО «Барнаульский молочный комбинат» административного штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – 100 000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Получатель – управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ИНН: 2221022528

КПП: 222501001

ОКТМО: 01701000

Номер казначейского счета: 03100643000000011700

Единый казначейский счет: 40102810045370000009

Наименование Банка: Отделение Барнаул Банка России // УФК по Алтайскому краю г.Барнаул

БИК ТОФК 010173001

Код дохода: 161 1 16 01141 01 0031 140

УИН __________________________________________

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8-(3852) -24-68-81.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вступления постановления в законную силу «____» ________ 2021г.

Дата выдачи постановления «___» ____________ 2021г.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

Заместитель руководителя управления

Советник государственной

гражданской службы РФ 1 класса <…….>

Копия постановления получена «_____» ________________2021г.

Копия постановления направлена «_____» ________________2021г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны