Определение б/н Определение о прекращении от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «МикроКлад»

8-я Советская ул., д.48,

лит.А, пом.12-Н, оф.3

г. Санкт-Петербург, 191144

ООО «Онтопадверт»

Рождественка ул., д.5/7,

стр.2, пом. V, ком.7

г. Москва, 107031

Заявителю

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/18-339/2021

13 мая 2021г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Галкина Дарья Николаевна – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/18-339/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством направления смс-сообщений на номер заявителя, в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО МКК «МикроКлад», в лице представителя по доверенности №09-01/СПб от 01.09.2020г. <...>, в режиме видеоконференцсвязи,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Онтопадверт»,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/18-339/2021 выделено в отдельное производство по результатам рассмотрения дела №022/05/18-17/2021 по факту поступления на мобильный телефон заявителя смс-сообщений с нежелательной рекламой.

Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны ООО МКК «МикроКлад» и ООО «Онтопадверт». Рассмотрение дела назначено на 05.05.2021г.

28.04.2021г. на основании Указа Президента Российской Федерации №242 от 23.04.2021г. «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021г.» рассмотрение дела отложено до 13.05.2021г.

ООО МКК «МикроКлад» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в режиме видеоконференцсвязи.

ООО «Онтопадверт» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.

13.05.2021г. заявитель на рассмотрение дела не явился, о дате и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Согласно материалам дела 10.06.2020г. на абонентский номер заявителя <...> поступили смс-сообщения с нежелательной рекламой финансовых услуг.

Заявителем представлены скриншоты, а также детализация абонентского номера, которыми подтверждается поступление вышеуказанных смс-сообщений.

Из заявления следует, что 10.06.2020г. с абонентского номера под буквенным обозначением «MicroKlad» поступили сообщения в 15:44 «Займ одобрен! Промокод 63756459 на 500 Р: microklad.ru/su_9db763756459», в 15:48 «Займ одобрен! Промокод 63757069 на 500 Р: microklad.ru/su_91f763757069».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Заявитель указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы не давал, что указывает на признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.18 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель.

По информации ООО «СМС-центр» сообщения от буквенного номера «MicroKlad» были переданы заказчиком рассылки ООО МКК «МикроКлад» (ИНН 5260355389) через клиентский доступ, предоставленный по договору оказания услуг №496079 от 18.12.2017г.

ООО МКК «МикроКлад» в адрес ООО «СМС-центр» направлена информация, согласно которой абонентский номер <...> предоставлен Обществу со стороны партнера ООО «Онтопадверт» (ИНН 7702383283) по договору №01112016-035 от 01.11.2016г.

ООО «Онтопадверт» является партнерской сетью, оказывающей рекламные услуги финансовым организациям. Пользователи, желающие получить заем, оставляют на сайтах ООО «Онтопадверт» заявки на получение займа с указанием персональных данных, включая передачу персональных данных третьим лицам. На основании полученного согласия персональные данные пользователя передаются в ООО МКК «МикроКлад», которое направляет пользователям смс-уведомление о возможности предоставления займа.

Согласно договору обязанность по получению от пользователей согласия на обработку персональных данных, в том числе на передачу персональных данных ООО МКК «МикроКлад» в целях направления смс-сообщений и иных сообщений рекламного и информационного характера по любым каналам связи, лежит на ООО «Онтопадверт».

ООО «Онтопадверт» во исполнение определения о выделении дела представлены письменные пояснения, согласно которым в базе ООО «Онтопадверт» имеются сведения по заявке от <...>, который ввел свои персональные данные на сайте http://zaimmus.ru/zayavka.html, указав абонентский номер сотовой связи <...>, ФИО <...>, Алтайский край, г. Барнаул. Пользовательская информация поступает от клиента, обратившегося с заявкой к кредитной организации путем ввода/заполнения личных данных в форме запроса, размещенной на сайте http://zaimmus.ru/zayavka.html. Соответственно после проставления «галочки» в графе согласие, что обусловлено необходимостью обработки персональных данных потенциального клиента, при этом, основой целью обработки персональных данных является передача анкеты для принятия решение кредитной организацией/микрофинансовой организацией о предоставления кредита/займа пользователю. Само по себе проставление галочки в графе «Согласие на обработку персональных данных» является прямым согласием, после чего заявка является сформированной. Получается, что технически не возможно отправить заявку, не проставив в графе согласие на обработку и передачу персональных данных и не нажав клавишу-отправить.

Полученную информацию по заявке клиента на предоставление займа ООО «Онтопадверт» передает заказчику в порядке последовательности по Договору №01112016-035 от 01.11.2016г. заказчику - ООО МКК «МикроКлад», в соответствии с которым, ООО «Онтопадверт» обязуется предоставлять заказчику информационные услуги в сети интернет, в том числе через привлечение к исполнению договора третьих лиц.

ООО «Онтопадверт» является звеном в цепи посредников, то есть между заказчиком и непосредственным исполнителем, который взаимодействует с потребителем – пользователем услуг заказчика. При этом ООО «Онтопадверт» выполняет свой технический функционал, с соответствующим механизмом, то есть ООО «Онтопадверт» - посредник/технический исполнитель полученной информации между заказчиком и заявителем на получение таких услуг.

ООО МКК «МикроКлад» во исполнение определения о выделении дела представлены письменные пояснения, согласно которым микрофинансовая организация не осуществляет рекламную рассылку смс-сообщений гражданам. Смс-сообщения используются для направления пользователям микрофинансовой организации сервисных сообщений о статусе их заявок в информационной системе ООО МКК «МикроКлад», в том числе о статусе их заявок на оформление микрозайма.

Между ООО МКК «МикроКлад» и ООО «Онтопадверт» был заключен Договор об оказании информационных услуг №01112016-035 от 01.11.2016г. ООО «Онтопадверт» являлось партнерской сетью, оказывающей услуги финансовым организациям. Пользователи, желающие получить заем, оставляют на сайтах партнеров заявки на получение займа с указанием персональных данных для связи и дают согласие на обработку персональных данных с правом использования номера телефона в целях направления смс-сообщений. Сайты запрограммированы таким образом, что пользователь не может подать заявку на заем и передать персональные данные без согласия с данными условиями обработки персональных данных.

По факту направления 10.06.2020г. в 15:44 заявителю смс-сообщения «Займ одобрен! Промокод 63756459 на 500 Р: microklad.ru/su_9db763756459» ООО МКК «МикроКлад» сообщило следующее.

10.06.2020 в 11:44:38 ООО «Онтопадверт» передало ООО МКК «МикроКлад» информацию о заявке и данные пользователя на получение микрозайма на основании полученного от пользователя согласия.

10.06.2020 в 11:44:38 ООО МКК «МикроКлад» на основании полученной заявки сформировало и направило персональное предложение пользователю на оформление договора микрозайма в форме смс-сообщения на абонентский номер <...> с индивидуальной ссылкой в виде кода microklad.ru/su_9db763756459.

По факту направления 10.06.2020г. в 15:48 заявителю смс-сообщения «Займ одобрен! Промокод 63757069 на 500 Р: microklad.ru/su_91f763757069» ООО МКК «МикроКлад» сообщило следующее.

Между ООО МКК «МикроКлад» и ИП <...> заключен Договор об оказании услуг №IPB-1312-1/2019 от 13.12.2019г.

По информации ИП <...>, анкета <...> поступила на сайт http://thezaim.com/. На данном сайте расположена форма согласия с чек-боксом, без которой нельзя продолжить заполнение анкеты. После поступления жалобы персональные данные были удалены из системы.

10.06.2020г. в 11:48:53 ИП <...> передал ООО МКК «МикроКлад» информацию о заявке и данные пользователя на получение микрозайма на основании полученного от пользователя согласия.

10.06.2020г. в 11:48:53 ООО МКК «МикроКлад» на основании полученной заявки сформировало и направило персональное предложение пользователю на оформление договора микрозайма в форме смс-сообщения на абонентский номер <...> с индивидуальной ссылкой в виде кода microklad.ru/su_91f763757069.

В первом и во втором случае текст указанного сервисного смс-сообщения, направленного пользователю, является уникальным. Смс-сообщения содержат активные индивидуальные ссылки. При переходе по которым пользователь попадает на страницу анкеты регистрации на сайте www.microklad.ru, принадлежащего ООО МКК «МикроКлад», где уже предзаполнены первичные поля регистрации данными, предоставленными пользователем на сайте http://thezaim.com/. Смс-сообщение фиксирует для пользователя, что его данные получены ООО МКК «МикроКлад» и для оформления договора микрозайма необходимо завершить заполнение заявки на микрозаем в личном кабинете. Предзаполненные поля анкеты не могут быть изменены пользователем в процессе регистрации. Таким образом, лицо, не направлявшее заявку на получение займа и получившее смс-сообщение, не может завершить регистрацию на сайте ООО МКК «МикроКлад» и оформить микрозаем. Смс-сообщение направляется только в ответ на полученную от пользователя заявку и содержит уникальную для пользователя ссылку, которая активна 30 дней.

Смс-сообщения, направленные <...>, это сообщения о статусе его заявок в информационной системе ООО МКК «МикроКлад».

10.06.2020г. пользователем <...>, номер телефона <...>, адрес электронной почты <...>, были оставлены заявки о желании получить микрозаем на сайтах http://zaimmus.ru/zayavka.html и http://thezaim.com/. На указанных сайтах пользователем было дано согласие на передачу и обработку персональных данных с целью предложения финансовых услуг.

Направленные заявителю сообщения адресованы конкретному пользователю, не содержат в себе цель – привлечение внимания, так как являются только ответом на полученную заявку. Также сообщения не указывают на какие-либо преимущества при заключении договора в ООО МКК «МикроКлад», не содержат описание либо характеристики займа, их содержания не нацелены на формирование интереса или продвижения на рынке.

На заседании Комиссии представитель ООО МКК «МикроКлад» <...> письменные пояснения Общества поддержала в полном объеме, акцентировав внимание на том, что направленные заявителю сообщения являются сервисными, а не рекламными.

ООО МКК «МикроКлад» в материалы дела представлены заявки на получение микрозайма, оставленные на сайтах http://zaimmus.ru/zayavka.html и http://thezaim.com/, в которых указаны личные данные <...> (номер телефона <...>, адрес электронной почты <...>, дата рождения <...>, проживание Алтайский край, г. Барнаул).

Антимонопольный орган, проанализировав данные, указанные в заявках, установил, что сведения о заявителе совпадают с данными, указанными в Договоре об оказании услуг подвижной связи МТС, представленном заявителем, кроме адреса электронной почты, так как он в договоре отсутствует.

Более того, Комиссия приходит к выводу, что распространенная в адрес заявителя информация «Займ одобрен! Промокод 63756459 на 500 Р: microklad.ru/su_9db763756459» и «Займ одобрен! Промокод 63757069 на 500 Р: microklad.ru/su_91f763757069» не отвечает признакам рекламы, так как отсутствует объект рекламирования.

На основании изложенного и руководствуясь п.40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по делу №022/05/18-339/2021 прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии:<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны