Заключение №№ 1618/7 Заключение об обстоятельствах дела № 022/01/14.4-40/2022 от 14 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО СХП «Алтайские луга»

Беговая ул., 10

с.Новотырышкино, 659602

Смоленский район

Алтайский край

ООО «Алтайские луга»

Центральная ул., 36

с.Бирюля, 649107

Майминский район

Республика Алтай

 

Заключение

об обстоятельствах дела № 022/01/14.4-40/2022

14 апреля 2022г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.4-40/2022 по признакам нарушения Акционерным обществом сельскохозяйственным предприятием «Алтайские луга» (далее – АО СХП «Алтайские луга») статьи 14.4, пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием посредством системы видеоконференцсвязи представителей:

ответчика – АО СХП «Алтайские луга», ИНН 2271006306, 659602, Алтайский край, Смоленский район, с.Новотырышкино, Беговая ул., 10, <...> по доверенности от 10.02.2022г.,

заявителя – ООО «Алтайские луга», ИНН 0411139697, 649107, Республика Алтай, Майминский район, с.Бирюля, Центральная ул., 36, <...> по доверенности от 01.07.2021г.,

УСТАНОВИЛА:

в действиях АО СХП «Алтайские луга», выразившихся в приобретении и использовании исключительного права на оригинальную часть фирменного наименования «Алтайские луга», являющуюся коммерческим обозначением предприятия заявителя, а также в использовании обозначения «Алтайские луга», схожего до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим ООО «Алтайские луга», усматриваются признаки нарушения установленных статьей 14.4, пунктом 1 статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запретов на недобросовестную конкуренцию.

Данное обстоятельство выражаются в следующем.

Дело № 022/01/14.4-40/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Алтайские луга» о недобросовестной конкуренции со стороны АО СХП «Алтайские луга» на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов на территории Российской Федерации, Алтайского края в частности.

Заявитель указал, что АО СХП «Алтайские луга» незаконно использует в предпринимательской деятельности принадлежащие ООО «Алтайские луга» коммерческое обозначение и товарный знак «Алтайские луга», чем вводит в заблуждение потребителей.

Антимонопольным органом установлено, что юридические лица ООО «Алтайские луга» и АО СХП «Алтайские луга» являются действующими, сведений о прекращении деятельности не имеется.

Заявитель – полное наименование ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА», ОГРН 1080411004740, ИНН 0411139697, адрес (место нахождения): 649107, Республика Алтай, Майминский район, с.Бирюля, Центральная ул., 36, дата регистрации 03.09.2008 года, основной вид деятельности – разведение оленей (код ОКВЭД – 01.49.4), дополнительные, в том числе – животноводство (код ОКВЭД – 01.4), переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции (код ОКВЭД – 10.1), торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.11).

Факт осуществления деятельности на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Общества, предоставленным прайс-листом, сведениями о контрагентах, а также обстоятельствами дела. Регионы сбыта продукции: Республика Алтай, Алтайский край, г.Новосибирск, Новосибирская область, г.Москва, Кемеровская область и пр.

Ответчик – полное наименование АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕПРИЯТИЕ «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА», ОГРН 1192225031294, ИНН 2271006306, адрес (место нахождения): 659602, Алтайский край, Смоленский район, с.Новотырышкино, Беговая ул., 10; дата регистрации 13.09.2019 года, основной вид деятельности – выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (код ОКВЭД – 01.11), дополнительные, в том числе – переработка и консервирование мяса (код ОКВЭД – 10.11), производство и консервирование мяса птицы (код ОКВЭД – 10.12), производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы (код ОКВЭД – 10.113), торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.22).

Факт осуществления деятельности на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов подтверждается также информацией, размещенной на официальном сайте Акционерного общества, обстоятельствами дела. Регион сбыта продукции – Алтайский край.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов на территории Алтайского края показал, что поскольку ООО «Алтайские луга» и АО СХП «Алтайские луга» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов и в одних географических границах – Алтайский край, то указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами, следовательно, добросовестная конкуренция между ними заведомо предполагается.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо и достаточно, чтобы эти действия содержали одновременно следующие признаки:

  • наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами;
  • наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);
  • направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • наличие действительных или потенциальных убытков у конкурента, наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации конкурента, вследствие осуществленных действий.

Таким образом, актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Закон о защите конкуренции не допускает недобросовестную конкуренцию во всех ее проявлениях.

Согласно статье 10-bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г.Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Для целей применения установленного статьей 14.4 Закона о защите конкуренции законодательного запрета следует рассматривать исключительно совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации, а не одно из них.

Критериями недобросовестности действий лица, приобретающего исключительное право на средства индивидуализации, могут быть широкое использование другими лицами тождественного или сходного до степени смешения обозначения для индивидуализации юридического лица, однородных товаров и услуг, получение обозначением известности среди потребителей в результате его использования иными лицами.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что право на использование обозначения «Алтайские луга», являющееся, в том числе составной частью фирменного наименования как АО СХП «Алтайские луга», так и ООО «Алтайские луга», возникло у ответчика с 14 марта 2018 года, с момента реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему ООО СХП «Алтайские луга», у заявителя – с 11 декабря 2020 года, с даты переименования из ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие».

Однако, обращаясь в антимонопольный орган, заявитель указал, что обозначение «Алтайские луга» является коммерческим обозначением и используется ООО «Алтайские луга» в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия, как имущественного комплекса в целом.

Правообладателю на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Материалами дела установлено, что обозначение «Алтайские луга» в качестве коммерческого используется заявителем, начиная с 2017 года, путем его размещения на вывесках магазинов, в рекламе, на этикетках продукции, а также на официальном сайте компании и в социальной сети «Инстаграм». Кроме того, под указанным обозначением Общество до переименования его из ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие» принимало участие в сельскохозяйственных ярмарках и выставках, в частности в проводимой в городе Москве агропромышленной выставке «Золотая осень – 2017», «Золотая осень – 2018», где завоевало 2 золотые медали.

Из взаимосвязи положений гражданского законодательства Российской Федерации следует, что закон обуславливает возникновение исключительного права на фирменное наименование и его защиту моментом внесения записи о таком наименовании в единый государственный реестр юридических лиц и началом осуществления деятельности под таким наименованием на рынке.

Применительно к коммерческому обозначению нарушением исключительного права на него будет являться использование сходного до степени смешения средства индивидуализации (товарного знака, фирменного наименования, другого коммерческого обозначения) при условии, что исключительное право на коммерческое обозначение правообладателя возникло ранее (принцип старшинства права).

Комиссией установлено, что исключительное право использования АО СХП «Алтайские луга» фирменного наименования, в составе которого присутствует спорное обозначение «Алтайские луга», распространяется с 14 марта 2018 года, с момента создания ООО СХП «Алтайские луга», прекратившего свою деятельность со 02.04.2021 года в результате присоединения к АО СХП «Алтайские луга».

Вместе с тем, материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что исключительное право использования указанного обозначения в качестве коммерческого принадлежит ООО «Алтайские луга», которое ранее даты приоритета исключительного права на такое фирменное наименование у ответчика.

Тем самым, Комиссия Алтайского краевого УФАС России усматривает в действиях АО СХП «Алтайские луга», связанных с приобретением и использованием исключительного права на фирменное наименование, его оригинальной части «Алтайские луга», признаки нарушения статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что 12 сентября 2018 года на имя ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие» (11 декабря 2020 года переименовано в ООО «Алтайские луга») по заявке № 2107727918 зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 670510 (приоритет от 11.07.2017 года) в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 30, 31 класса МКТУ.

В соответствии со статьей 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Материалами дела установлено, что зарегистрированный товарный знак используется заявителем для индивидуализации производимой им продукции, в частности мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов, а также чаев, мёда, пантогематогена, кедровых орехов, масла и пр., что подтверждается предоставленными фотоснимками готовой продукции, в том числе находящейся в непосредственной реализации. Также товарный знак используется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (на сайте Общества www.altayluga.ru, на странице в социальной сети «Инстаграмм»), на бланках.

В июле месяце 2021 года ООО «Алтайские луга» стало известно, что АО СХП «Алтайские луга» (правопреемник АО «Курорт Белокуриха») неправомерно размещает на упаковке продукции, входящей в товары 29, 30, 31 класса МКТУ, обозначение «Алтайские луга», что подтверждает скриншотами страниц официального сайта АО СХП «Алтайские луга» www.altailuga.ru, а также скриншотами страниц в социальной сети «Инстаграм» (скриншоты предоставлены).

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что на главной странице официального сайта АО СХП «Алтайские луга» www.altailuga.ru, в верхнем левом углу, размещена эмблема, на которой изображены две стилизованные заглавные буквы «А» и «Л» (начальные буквы слов в словосочетании «Алтайские луга»), под которыми изображены два листа и словосочетание «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА сельскохозяйственное предприятие». Такая же эмблема присутствует во вкладке «Магазин фермерских продуктов», а также на этикетках реализуемых товаров, фотоснимки которых размещены на сайте Общества и социальной странице «Инстаграм».

Согласно материалам дела, 06 марта 2019 года на имя АО «Курорт Белокуриха» по заявке № 2018717604 зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 702160 (приоритет от 27.04.2018г.) в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 31, 35, 40, 44 класса МКТУ.

Регистрации товарного знака № 702160 по заявке № 2018717604 от 27.04.2018г. в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 31, 35, 40, 44 класса МКТУ предшествовала регистрация ответчиком комбинированного товарного знака . Заказчиком (АО «Курорт Белокуриха») испрашивалась регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 31, 35, 40, 44 класса МКТУ.

Согласно отчету ООО «Первая патентная компания» по информационному поиску на тождество и сходство до степени смешения словесного товарного знака от 20.03.2018 года, результатами поиска было установлено, что заявленный для регистрации товарный знак является сходным до степени смешения с заявленным на регистрацию товарным знаком в отношении однородных товаров 29, 31 классов МКТУ. Тем самым, ответчик, осуществляя в настоящее время, предпринимательскую деятельность на рынке не мог не располагать информацией о конкуренте и индивидуализирующем производимую им продукцию под товарным знаком, являющимся сходным до степени смешения с товарным знаком, регистрация которого планировалась в отношении, 29, 31 классов товаров МКТУ.

Позже товарный знак № 720469 по заявке № 2018718151 от 04.05.2018 года был зарегистрирован 17.07.2019 года АО «Курорт Белокуриха» 40 (обработка материалов), 44 (медицинские услуги, санатории, массаж и пр.) класса МКТУ.

Исходя из правовой природы фирменного наименования и товарного знака, следует, что первое призвано индивидуализировать юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте, второй служит для индивидуализации товаров, которые данными юридическими лицами вводятся в гражданский оборот.

Комиссия Алтайского краевого УФАС России, проанализировав содержание информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте АО СХП «Алтайские луга», на социальной странице Инстаграм, установила, что товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован, без использования словосочетания «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА» в отношении товаров 29 класса МКТУ, ответчиком не используется, за исключением единичного случая – страница в сети «Инстаграм».

Производимая АО СХП «Алтайские луга» продукция, исходя из информации с сайта Акционерного общества, а также представленных ответчиком и заявителем фотоснимков продукции, вывесок магазинов, оборудования, индивидуализируется товарным знаком в совокупности со словосочетанием «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА» (с указанием мелкими буквами «сельскохозяйственное предприятие собственное производство»), напоминающим товарный знак , зарегистрированный в отношении услуг и товаров иных классов, чем товарный знак.

Комиссия, проведя сравнительный анализ товарных знаков заявителя и ответчика, их фирменных наименований в совокупности с коммерческим обозначением заявителя, приходит к выводу о том, что указанные обозначения обладают высокой степенью сходства, ассоциируются друг с другом, несмотря на отдельные отличия.

Вместе с тем, для установления факта смешения на рынке предприятий, товаров достаточно уже самой опасности, а не реального смешения обозначения и товарного знака обычным потребителем соответствующих товаров. Обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом, несмотря на отдельные отличия. Вероятность смешения имеет место, если обозначение может восприниматься в качестве конкретного товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что АО СХП «Алтайские луга» при индивидуализации производимых им товаров неправомерно в составе товарного знака № 702160использует обозначение «Алтайские луга», тождественное коммерческому обозначению, исключительное право на которое у ООО «Алтайские луга» возникло ранее, чем у ответчика, и которое в таком виде «товарный знак + спорное обозначение» является схожим до степени смешения с зарегистрированным в отношении товаров 29 класса МКТУ зарегистрированным за товарным знаком , что указывает на признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, и тем самым, нарушает права ООО «Алтайские луга» на коммерческое обозначение и зарегистрированный товарный знак.

Такие действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (так, возможно смешение относительно лица предоставляющего услуги, введение третьих лиц в заблуждение).

В соответствии с частями 4, 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны