Решение №1353/8 Жалоба №223036 от 31 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-207/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2022 г.                                          г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2022 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

<...>– главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

<...> – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти,

 

от заявителя – ООО «Иннованта» -<...>

от заказчика – Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Троицкий психоневрологический интернат» <...> не явились, извещены,

от уполномоченного учреждения - КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» <...>

рассмотрев жалобу ООО «Иннованта» (вх. № 223036 от 22.03.2022 г.) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Троицкий психоневрологический интернат» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 32211200656), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Иннованта» (вх. № 223036 от 22.03.2022 г.) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Троицкий психоневрологический интернат» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 32211200656).

Из содержания жалобы следует, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-фЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку в техническом задании заказчиком установлены противоречивые характеристики товара, не соответствующие ГОСТ 33933-2016, а именно требование к фасовке – картонные пачки с внутренним пакетом – вкладышем из комбинированного материала, разрешенные для контакта с сухими продуктами от 1,0 кг. до 10,0 кг. По вышеуказанному вопросу заявитель обращался к заказчику за разъяснением и в ответ было указано, что в закупку будут внесены изменения, однако изменения внесены не были.

Представитель уполномоченного органа представил письменные пояснения по содержанию жалобы и пояснил, что в техническом задании заказчиком указано, что товар должен соответствовать требованиям или ГОСТ 33933-2016 или других технических документов только по показателям качества и безопасности, а также соответствовать техническому регламенту, при этом, требование о соответствии фасовки товара положениям ГОСТ 33933-2016 заказчиком в техническом задании установлено не было. Требования к фасовке установлены заказчиком в соответствии с его потребностями и не противоречат Закону о закупках.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией УФАС установлено, что 05.03.2022 г. заказчиком на официальном сайте закупок было размещено извещение № 32211200656 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой. 15.03.2022 г. размещено извещение в действующей редакции (ред. № 3).

Вместе с извещением заказчиком размещена документация, в том числе техническое задание.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении оспариваемой закупки заказчик руководствовался положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд утверждённым приказом министерством экономического развития Алтайского края от 23 ноября 2020 № 65 (далее-Положение).

Согласно пп. 1, п. 3.3.1. Положения в документации о закупке должны быть указаны следующие сведения: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, услуги, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о  техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и  применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в  соответствии с законодательством Российской Федерации о  стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если иное не предусмотрено документацией о закупке, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

Вышеуказанные требования к описанию объекта закупки установлены п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

В техническом задании установлены следующие характеристики объекта закупки (оспариваемые заявителем позиции).

№ п/п

Наименование товара

Наименование показателя товара

Единица измерения показателя товара

Значение показателя товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки

Значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры

1

2

3

4

5

7

  1.  

Смесь белковая композитная сухая

Общие требования

 

Соответствие:
1. Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011 ТР ТС 021/2011;
Наличие обогащающих компонентов.

Товар по показателям качества и безопасности должен соответствовать требованиям ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие.
Общие технические условия» или других технических документов с показателями качества и безопасности, не ниже указанных для данного товара.

Фасовка

кг

Смесь белковую композитную сухую фасуют в картонные пачки с внутренним пакетом-вкладышем из комбинированного материала, разрешенные для контакта с сухими продуктами

 

 от 1,0 до 10,0

Согласно требованиям п. 5.4.1, п. 5.4.2, п. 5.4.3, п. 5.4.4 ГОСТ 33933-2016 упаковка СБКС должна соответствовать требованиям и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт. СБКС фасуют: - в картонные пачки с внутренним пакетом-вкладышем из комбинированного материала, разрешенные для контакта с сухими продуктами; - металлические или комбинированные банки со сплошной или съемной крышкой, разрешенные для контакта с сухими продуктами; - пакеты из многослойных полимерных материалов по ГОСТ 24370; - другие материалы, разрешенные для контакта с сухими пищевыми продуктами. Масса нетто в банке и пачке - от 100,0 до 500,0 г. Масса нетто в пакете - от 1,0 до 10,0 кг.

При анализе положений требований ГОСТ 33933-2016 и оспариваемые положения технического задания, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о несоответствии оспариваемых характеристик товара требованиям ГОСТ.

При рассмотрении жалобы, представитель уполномоченного учреждения вышеуказанные выводы подтвердил и пояснил, что оспариваемые заявителем характеристики не устанавливались в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016, а указаны в соответствии с потребностью заказчика.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 1, п. 3.3.1. Положения если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в рассматриваемом случае документация заказчика должна содержать обоснование необходимости использования характеристики - фасовка в картонные пачки с внутренним пакетом-вкладышем от 1,0 кг. до 10,0 кг. потребностям заказчика.

Однако, в нарушение п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках документация по закупке № 32211200656 не содержит обоснование необходимости использования характеристик отличных от установленных ГОСТ. Доводы заявителя обоснованы.

При рассмотрении доводов жалобы также было установлено, что в адрес заказчика поступил запрос № 431906 за разъяснением положений документации закупки в числе прочего следующего содержания: заказчиком при описании объекта закупки установлены характеристики, сужающие требования ГОСТ, а именно: «Смесь белковую композитную сухую фасуют в картонные пачки с внутренним пакетом-вкладышем из комбинированного материала, разрешенные для контакта с сухими продуктами». Во избежание подачи жалоб в органы ФАС просим внести изменения в документацию в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно: указать требования к фасовке закупаемого товара согласно ГОСТ 33933-2016. Таким образом, документация не соответствуют требованиям действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 3.2. Закона № 223-ФЗ, просим исключить из условий документации требований о представление в подтверждение качества СБКС - сертификатов соответствия, деклараций о соответствии или предоставления иных документов, подтверждающих качество товара. Указать требования к фасовке закупаемого товара согласно ГОСТ 33933-2016. На который заказчиком 15.03.2022 г. дан ответ, что в закупку будут внесены изменения. Указанные запрос и ответ размещены в ЕИС.

Однако на момент окончания срока подачи заявок в указанную часть технического задания Документации, изменения не внесены.

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая то, что в ЕИС размещено решение заказчика о внесении изменений в техническое задание Документации, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, связанные с невнесением изменений в Документацию, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что выявленные нарушения заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках нарушают права и законные интересы потенциальных участников на подачу заявки, в том числе на формирование заявки в соответствии с требованиями документации заказчика, Комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение о выдаче предписания заказчику об аннулировании торгов.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Иннованта» обоснованной.

Выдать заказчику предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

Передать материалы жалобы уполномоченному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                         <...>

 

 

Члены комиссии                                                                                                   <...>

 

 

                                                                                                                                  <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны