Решение №№ 830/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-52/2022 от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «Сайбериан Голд»

Крамского ул.,<...>

г.Новосибирск, 630039

ООО «Финансовая помощь»

Крамского ул., <...>

г.Новосибирск, 630039

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-52/2022

Решение принято 22 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/5-52/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в селе Алтайском Алтайского района Алтайского края рекламы займов под материнский капитал, в которой усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО МКК «Сайбериан Голд», ИНН 5405992480, Новосибирская область, 630039, г.Новосибирск, Камского ул., 42, оф. 305 (извещено надлежащим образом),

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Финансовая помощь», ИНН 5401355070, Новосибирская область, 630039, г.Новосибирск, Крамского ул., 42, оф. 303Ф (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-52/2022 возбуждено по факту распространения в селе Алтайском Алтайского района Алтайского края на фасаде объекта торговли, расположенного по адресу: Советская ул., 88, рекламной информации следующего содержания: «быстрые ЗАЙМЫ по паспорту – наличными… займы под материнский капитал сразу после получения сертификата! Любой возраст ребенка, без справок о доходах и поручителей… 8-923-243-83-17».

В рассматриваемой рекламе усмотрены признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Лицами, в действиях которых усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признаны ООО МКК «Сайбериан Голд», ИНН 5405992480, ООО «Финансовая помощь», ИНН 5401355070.

Рассмотрение дела назначено на 22 февраля 2022 года.

На заседание Комиссии лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила), не является препятствием для рассмотрения дела по существу в данном заседании.

08 февраля 2022 года в материалы дела поступили пояснения ООО «Финансовая взаимопощь», согласно которым Общество не имеет действующих филиалов либо подразделений в селе Алтайское; указанные в определении рекламные материалы Обществу не принадлежат, изготовлением и монтажом баннера на фасад здания занимались представители КПКГ «Семья» в 2018 году. Телефонный номер, указный в рекламе, поясняет Общество, действительно зарегистрирован на ООО «Финансовая взаимопощь», но был передан в пользование представителю КПКГ «Семья» в городе Новосибирске; о том, что данный номер использовался на территории Алтайского края Обществу не было известно.

Кроме того, Общество поясняет, что оно микрофинансовой организацией не является и предоставление займов не осуществляет. По сведениям ООО «Финансовая взаимопощь» представителем КПКГ «Семья» в селе Алтайском ни одного займа под материнский капитал выдано не было, деятельность кредитный потребительский кооператив граждан фактически не вел с 2020 года, а 05 августа 2021 года был ликвидирован.

Также ООО «Финансовая взаимопощь» указывает, что в настоящее время спорный баннер демонтирован.

11 февраля 2022 года в антимонопольный орган поступили документы и пояснения от ООО МКК «Сайбериан Голд». Общество сообщает, что является микрокредитной компанией, включенной в реестр МФО Банка России за №1703550008289 от 24.05.2017г.; в селе Алтайском компания начала свою деятельность в 2021 году, нежилое помещение по адресу: Советская ул., 88, ООО МКК

 

«Сайбериан Голд» арендует, что подтверждается договором субаренды от 01.09.2021г. Общество указывает, что спорный баннер на фасаде здания по указанному адресу на момент начала осуществления им деятельности уже размещался, связаться с его собственником не удалось, и поскольку содержание рекламного баннера не противоречило роду деятельности ООО МКК «Сайбериан Голд», снимать его не стали. Однако ООО МКК «Сайбериан Голд» указывает, что Общество предоставляет микрозаймы физическим лицам наличными в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», с материнским капиталом не работало и не работает, займов под материнский капитал не выдавало.

Комиссия, исследовав материалы дела, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, на фасаде объекта торговли, расположенного в селе Алтайском Алтайского района Алтайского края по адресу: Советская ул., 88, размещена наружная реклама с информацией следующего содержания: «быстрые ЗАЙМЫ по паспорту – наличными… займы под материнский капитал сразу после получения сертификата! Любой возраст ребенка, без справок о доходах и поручителей… 8-923-243-83-17».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к рекламируемым займам, в том числе под материнский капитал, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Так, согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 7 Закона № 256-ФЗ установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

- кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

- кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

- учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - единый институт развития в жилищной сфере), или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, средства материнского капитала могут быть направлены на уплату первоначального взноса и погашение основного долга, и уплату процентов по займам, обеспеченным ипотекой, выдаваемыми организациями, имеющими право на выдачу данных займов, в число которых ни ООО МКК «Сайбериан Голд», ни ООО «Финансовая помощь» не входят.

Кроме того, Федеральным законом от 08.03.2015 № 54-ФЗ из перечня организаций, которым могут быть направлены средства материнского капитала на уплату первоначального взноса и погашение основного долга, и уплату процентов по займам, исключены микрофинансовые организации, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Тем самым, реклама о возможности получения займа под материнский капитал, размещенная на фасаде объекта торговли по адресу: Советская ул., 88 в селе Алтайском, является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о возможности получения такого займа по указанному адресу и у хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в данном помещении.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

- на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

- на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

По общему правилу начать использовать средства материнского капитала можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры господдержки. Исключением являются случаи, когда, средства материнского капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья. В такой ситуации воспользоваться материнским капиталом, исходя из положений Закона № 256-ФЗ, можно непосредственно после рождения ребенка, не дожидаясь достижения им трехлетнего возраста.

Из рассматриваемой рекламы следует, что займы под материнский капитал возможно получить сразу после получения сертификата, при любом возрасте ребенка, что является информацией не соответствующей действительности и побуждает лиц, располагающих средствами материнского капитала, к совершению противоправных действий, в частности по их обналичиванию, что указывает на прямое нарушение пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламируемый займ является финансовой услугой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе указанные сведения отсутствуют, что указывает на нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, за нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе – рекламодатель.

По информации, предоставленной администрацией Алтайского района Алтайского края, распространителем рекламы «быстрые ЗАЙМЫ по паспорту – наличными… займы под материнский капитал сразу после получения сертификата! Любой возраст ребенка, без справок о доходах и поручителей… 8-923-243-83-17» является ООО МКК «Сайбериан Голд», г.Новосибирск, ИНН 5405992480, осуществляющее деятельность по предоставлению займов по адресу: Советская ул., 88 в селе Алтайском.

Из обстоятельств дела следует, что рекламный баннер с рассматриваемой рекламой на фасаде здания по адресу: Советская ул., 88 в селе Алтайское на момент начала осуществления ООО МКК «Сайбериан Голд» деятельности по предоставлению займов уже размещался, и поскольку содержание рекламного баннера, в части выдачи займов наличными, не противоречило роду деятельности Общества, ООО МКК «Сайбериан Голд» его заменять не стало (о чем указано в письменных пояснениях Общества).

Согласно материалам дела, номер телефона 8-923-243-83-17, указанный в рекламе, согласно информации ПАО «МегаФон», выделен ООО «Финансовая помощь», г.Новосибирск, ИНН 5401355070, на основании договора на оказание услуг связи №2844103 от 22.10.2018г.

Вместе с тем, Комиссия, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что ООО «Финансовая помощь» рекламодателем рассматриваемой рекламы не является, поскольку Обществом действий по размещению и (или) распространению данной рекламной информации не осуществлялось; телефонный номер, указный в рекламе, был передан Обществом в пользование представителю КПКГ «Семья» в городе Новосибирске. Тем самым, в действиях ООО «Финансовая помощь» признаки нарушения законодательства о рекламе не нашли своего подтверждения.

Комиссией из пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что изготовление и размещение на фасаде здания баннера с рассматриваемой рекламой осуществлено КПКГ «Семья» в 2018 году, однако, 05 августа 2021 года Кооператив ликвидирован, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельствует о невозможности выдачи указанному субъекту предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия не усматривает в действиях ООО МКК «Сайбериан Голд» вины по размещению и распространению в селе Алтайском на фасаде здания по адресу: Советская ул., 88, с нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе рассматриваемой рекламы, поскольку Общество, исходя из обстоятельств дела, не заинтересовано в продвижении от своего имени на рынке такого объекта рекламирования, как «займы под материнский капитал», и данную рекламу не размещало. Однако, Комиссия считает, что Общество, являясь рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, которая, как указывает, в части выдачи займов наличными не противоречит роду его деятельности, способно принять меры, направленные на устранение нарушения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, исходя из принципа презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу «быстрые ЗАЙМЫ по паспорту – наличными… займы под материнский капитал сразу после получения сертификата! Любой возраст ребенка, без справок о доходах и поручителей… 8-923-243-83-17», размещенную и распространенную в селе Алтайское по адресу: Советская ул., 88, ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Выдать ООО МКК «Сайбериан Голд»» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны