Решение №15-ФАС22-АМ/04-12 Р Е Ш Е Н И Е № 15-ФАС22-АМ/04-12 от 1 июня 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 15-ФАС22-АМ/04-12

г. Барнаул

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2012г.

В полном объеме решение изготовлено «01» июня 2012г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

П<…> - руководитель управления,

Члены Комиссии:

Б<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

М<…> – начальник аналитического отдела,

В<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

А<…> - главный специалист-эксперт аналитического отдела,

рассмотрев дело № 15-ФАС22-АМ/04-12 по признакам нарушения ООО «Алтайнефтьснаб» (656038, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Союза Республик, 11, офис 4), ООО «Автопульс» (656049, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Социалистический, 54-12) пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По итогам проведенного управлением ФАС по Алтайскому краю анализа конкурентной среды на локальных рынках розничной реализации ГСМ в Алтайском крае за 2011 год и первый квартал 2012 года, а также на основании данных мониторинга розничных цен на ГСМ установлено, что ООО «Алтайнефтьснаб», ООО «Автопульс» в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Усть-Калманского района Алтайского края, поддерживали одинаковые розничные цены на бензин АИ-92 в размере 26,2 рублей за литр.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о возбуждении дела по признакам нарушения п.1 ч.1 ст. 11.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В результате анализа динамики цен на бензины, реализуемые предприятиями, установлено следующее.

ООО «Алтайнефтьснаб» цены на бензин АИ-92 в размере 26,20 рублей за литр установлены с января 2012 года (АЗС в с. У-Калманское) и в течение первого квартала 2012 года цены не менялись, таким образом, на протяжении с января по 31 марта 2012 г. Общество поддерживало цены на уровне 26,20 руб./литр.

В ООО «Автопульс» розничная цена бензина АИ-92 на АЗС в с. У-Калманское установлена приказом №18 от 08.12.2011 в размере 26,20 руб/л и поддерживалась весь период с января по 31 марта 2012 года без изменений.

Таким образом, в период с января по 31 марта 2012 года хозяйствующие субъекты ООО «Алтайнефтьснаб» и ООО «Автопульс», реализующие бензин марки Аи-92 через АЗС, поддерживали цены на одном уровне – 26,20 рублей за литр.

Поддержание цен на ГСМ в период с января по 31 марта 2012 года на одном уровне у рассматриваемых организаций соответствуют определению согласованных действий по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В ходе рассмотрения дела управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю во исполнение приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» провело анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива (зимнего) в Усть-Калманском районе Алтайского края. Основная задача анализа – оценка состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

В ходе анализа рынка были определены продуктовые и географические границы рынка, состав хозяйствующих субъектов и объем товарного рынка, а также выявлены барьеры входа на рынок и сделаны выводы о состоянии конкурентной среды.

Временной интервал исследования определен 2011 годом. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Согласно п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования. Системный анализ норм Порядка проведения анализа позволяет сделать вывод, что определение условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, т.е. перспективный анализ рынка, необходим в случаях, перечисленных в п.2.2 Порядка, при формировании же Реестра хозяйствующих субъектов, а также при рассмотрении дел по признакам нарушения статей 10 и 11 Закона "О конкуренции»; необходимо изучение сложившихся характеристик товарного рынка. Поэтому, при рассмотрении дела, временной интервал определен годом, предшествующим согласованным действиям. Именно такое определение временного интервала позволяет сгладить сезонные колебания в объемах реализации ГСМ в течение года.

Продуктовые границы рынка определены с учетом дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Географические границы рынка определены с учетом условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, сложившимися схемами приобретения товара, обусловленными наличием и расположением транспортной инфраструктуры. Учитывая наличие маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортные схемы приобретения бензина на розничном рынке потребителями (расположение автозаправочных станций, расстояние, маршрут следования до автозаправочной станции и т.д.). Географические границы розничного рынка бензина автомобильного локализованы в административных границах Усть-Калманского района.

По данным администрации Усть-Калманского района, на территории района розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива через автозаправочные станции осуществляют пять хозяйствующих субъектов: ООО «Алтайнефтьснаб» (1 АЗС), ООО «Автопульс» (1 АЗС), ООО Техно» (1 АЗС), ООО «ГСМ-Транс» (1АЗС) и ИП Резников С.С. (1АЗС). В периоде первого квартала 2012 года показатели работы сопоставимы по трем хозяйствующим субъектам - ООО «Алтайнефтьснаб», ООО «Автопульс» и ООО Техно».

На рынке розничной реализации бензина АИ-92 в Усть-Калманском районе отмечается высокий уровень концентрации. В результате анализа установлено, что по степени развития конкуренции, рынок розничной реализации ГСМ на территории Усть-Калманского района относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Данный вывод сделан исходя из степени концентрации рынка.

Поддержание цен на рассматриваемых предприятиях в период с января по март 2012 года соответствуют интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. В условиях высокой степени концентрации рынка изменение цен каждым из них в сторону увеличения либо уменьшения выгодно только в случае соответствующего ответного изменения цен остальными хозяйствующими субъектами. В противном случае инициатор изменения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения их объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

Специфика данного рынка состоит в том, что он является «прозрачным», т.е. информация о ценах конкурирующих организаций легко доступна, т.к. цена указывается на стелах АЗС, и это дает возможность каждому из них устанавливать розничные цены на своих АЗС с учетом цен конкурентов.

Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Наличие разных поставщиков автомобильного топлива определяет и различные оптовые цены на ГСМ. В частности, производственная себестоимость заводов - производителей различна в силу особенностей технологического процесса, стоимости сырья и т.д.; транспортные издержки, которые включаются в стоимость ГСМ, также неодинаковые ввиду разной удаленности и территориального расположения НПЗ. В результате анализа цен поставщиков для операторов розничного рынка ГСМ Усть-Калманского района установлено следующее.

Действительно, изменение закупочных цен, рост инфляции, и тарифов, оказывает определенное (но не определяющее) влияние на деятельность хозяйствующих субъектов – участников рынка розничной реализации нефтепродуктов. Между тем, единообразное и синхронное повышение розничных цен на автомобильное топливо экономически не обосновано, поскольку вышеперечисленные экономические факторы не оказывают равного влияния на всех участников розничного рынка ГСМ.

Относительно единообразная и синхронная динамика изменения цен в январе-марте 2012 года не носит случайный характер, поскольку изменения розничных цен на автомобильное топливо вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, в частности, поставщиков ГСМ и транспортных организаций. Однако, перечисленные выше факторы не в равной мере влияют на каждого из хозяйствующих субъектов. Поставщиком бензина АИ-92 для ООО «Автопульс» является ООО «Прима» (средняя отпускная цена в период с января по март 2012 года составляла 23,00 руб./литр включая НДС). Поставщиком бензина АИ-92 для ООО «Алтайнефтьснаб» является ООО «Вектор-ГСМ» (средняя отпускная цена бензина АИ-92 за названный период составила 21,95 рубля за литр.

Таким образом, хозяйствующие субъекты имеют разных поставщиков ГСМ и разный уровень закупочных цен, несмотря на это, в течение января — марта 2012 года они поддерживают одинаковый уровень цен на всех АЗС, что, безусловно, соответствует их интересам, поскольку обеспечивает доходность продаж.

На заседании Комиссии представители ООО «Алтайнефтьснаб», ООО «Автопульс» отрицали согласованность действий, мотивируя поддержание розничных цен на одном уровне экономической необходимостью, в частности, повышением закупочных цен на ГСМ, инфляционными процессами и т.п. В то же время представители Обществ в своих пояснениях ссылались на то, что цены на бензин и дизельное топливо устанавливались на основе цен, сложившихся на товарном рынке в данный период.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Алтайнефтьснаб», ООО «Автопульс» в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Усть-Калманского района Алтайского края, поддерживали одинаковые розничные цены на бензин АИ-92 в размере 26,20 рублей за литр .

Пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Действия ООО «Алтайнефтьснаб», ООО «Автопульс», выразившиеся в поддержании в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Усть-Калманского района Алтайского края одинаковых розничных цен на бензин АИ-92 в размере 26,2 рублей за литр, являются согласованными действиями и противоречат пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно информации, представленной ООО «Автопульс» на момент заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю, цены на ГСМ пересмотрены хозяйствующим субъектом и установлены с 29.04.2012г. в следующем размере: бензин АИ-92 – 26,1 руб., что подтверждается копией приказа ООО «Автопульс» от 29.04.2012 № 12/04-2, имеющейся в материалах дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ООО «Автопульс», ООО «Алтайнефтьснаб», выразившиеся в поддержании в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Усть-Калманского района Алтайского края, одинаковых розничных цен на бензин АИ-92 в размере 26,2 рублей за литр, согласованными действиями и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Не выдавать ООО «Автопульс», ООО «Алтайнефтьснаб» предписание о прекращении согласованных действий в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и дело в отношении указанных хозяйствующих субъектов прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны