Решение (комиссия) №АК/3529/24 Решение от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-380/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2024 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2024

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти,

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

от заявителя – <...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

от заказчика – АО «СГК-Алтай» <...>

от организатора торгов – <...>

рассмотрев жалобу <...>(вх. № 3713-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия заказчика (закупочной комиссии) – АО «СГК-Алтай» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию систем и приборов автоматической пожарной сигнализации (далее АПС), автоматической охранной сигнализации (далее АОС), систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (далее СОУЭ) и автоматических систем пожаротушения (далее АСПТ) АО «Барнаульская генерация» (далее Систем и/или их элементов) для нужд филиала АО «Барнаульская генерация» - «Барнаульская ТЭЦ-2». (Закупка № 2030-2024-ЗСФ) (извещение в ЕИС № 32413277095), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба <...> (вх. № 3713-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия заказчика (закупочной комиссии) – АО «СГК-Алтай» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию систем и приборов автоматической пожарной сигнализации (далее АПС), автоматической охранной сигнализации (далее АОС), систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (далее СОУЭ) и автоматических систем пожаротушения (далее АСПТ) АО «Барнаульская генерация» (далее Систем и/или их элементов) для нужд филиала АО «Барнаульская генерация» - «Барнаульская ТЭЦ-2». (Закупка № 2030-2024-ЗСФ) (извещение в ЕИС № 32413277095).

Из содержания жалобы следует, что согласно протоколу № 08-СГК-А по вопросу повестки дня закупочной комиссии АО «СГК-Алтай», проводимого 28.03.2024, заявке <...> (заявка № 4244177922) было присвоено 0 баллов по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ».

В соответствии с критериями, методикой и порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: для предоставления оценки суммируются договоры за каждый год из последних 3 лет по справке об аналогичных договорах и принимается к оценке максимальное значение: 1 балл – наличие опыта: 6 482 400 руб., 0баллов – отсутствие опыта и/или наличие негативного опыта с группой компаний ООО «СГК», подтвержденного судебными актами, вступившими в законную силу.

В заявке <...> представила опыт на общую сумму 16 135 061,16 руб., таким образом, по мнению заявителя, заказчик неправомерно присвоил 0 баллов по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ».

Рассмотрение жалобы назначено на 11.04.2024 в 13 часов 30 минут (время местное).

11.04.2024 на заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили письменные возражения, на заседании Комиссии представитель заказчика, организатора закупки, возражал, среди прочего пояснил, что из анализа предъявленных документов следует, что <...> имеет опыт по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, систем эвакуации, систем контроля доступа и систем видеонаблюдения.

Однако опыт в обслуживании автоматических систем водяного пожаротушения – АСПТ у <...> не подтвержден.

В соответствии с Техническим заданием предметом закупки № 2030-2024-3СФ, кроме прочего, является оказание услуг по техническому обслуживанию автоматических систем пожаротушения АО «Барнаульская генерация» и их элементов.

Состав и перечень зданий и оборудования АСПТ Барнаульской ТЭЦ-2, подлежащих обслуживанию, приведен в таблице № 1 технического задания к закупке. Согласно разделов 25, 26. 27, 28 Таблицы № 1 к обслуживаемым сооружениям отнесены сооружения ленточных конвейеров и узлов пересыпки, кабальные полуэтажи, кабельные каналы и прочее, В состав сооружений входят Водяные дренчерные и спликерные оросители, узлы управления, противопожарные клапаны и т.д.

В таблице № 5, таблице № 6 технического задания установлены требования при обслуживании системы водяного пожаротушения: при подготовке к холодному времени года (осенью) исполнитель обязан один раз в год осуществлять проверку на отсутствие воды в системе сухотрубов (в неотапливаемых помещениях, при необходимости - удаление воды из них), утепление оборудования систем автоматического пожаротушения, в дежурном режиме содержащего веду и находящегося под угрозой замерзания, осуществлять проверку уровня воды в резервуаре автоматическим уровнемером (при положительной температуре воздуха окружающей среды).

Каждое полугодие исполнитель обязан проверять работоспособность систем и/или элементов автоматического пожаротушения, включая защиту без подачи воды; в теплое время года (при устоявшиеся положительных значениях воздуха окружающей среды) проводить проверку работоспособности системы в ручном (местном, дистанционном) и автоматическом режимах с пуском воды, проверять работоспособность дренчерных завес н сооружениях топливоподачи в ручном (местном, дистанционном) и автоматическом режимах с пуском воды и т.д.

Согласно и. 5.2. Технического задания при оказании услуг по техническому обслуживанию Систем н/или их элементов АО «Барнаульская генерация» исполнитель, кроме прочего, должен руководствоваться требованиями: «ГОСТ Р 50680-94. Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний», Введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 20,06.94 №175; Типовой инструкцией по эксплуатации автоматических установок водяного пожаротушения. РД 34.49.501-95», утв. РАО «ЕЭС России» 29.12.1995.

Таким образом, в техническом задании отражено, что обслуживаемая на ТЭЦ-2 система пожаротушения является водяной.

При рассмотрении документов, представленных участниками закупки, рассматривалось наличие опыта в выполнении технического обслуживания именно оборудования аналогичного эксплуатируемому на Барнаульской ТЭЦ-2 (автоматические системы водяного пожаротушения).

Из всех представленных <...> договоров и контрактов словосочетание «системы автоматического пожаротушения» встречается только дважды: в Контракте 02/23 от 28.02.2023, заключенным с <...> и в Контракте № 0348500002622000871, заключенным с <...>

При этом, согласно Техническому заданию к Контракту с <...> подлежащая обслуживанию система автоматического пожаротушения является не водяной, как на Барнаульской ГЭЦ-2, a газовой, обслуживание модульной системы газового пожаротушения отличается от систем автоматического водяного пожаротушения как по конструктиву исполнения таких систем и составу оборудования, так и по объемам работ по техническому обслуживанию этих установок.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы <...> было отложено до 14 часов 00 минут (время местное) 18.04.2024.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от <...> поступили письменные пояснения, из содержания которых следует, что согласно п. 7.2 Технического задания исполнитель оказывает услуги по плановому техническому обслуживанию автоматических установок пожаротушения (АСПТ), таким образом, заказчик в техническом задании не выделяет тип системы пожаротушения, передаваемого в обслуживание.

При этом, <...> представила необходимый опыт по контракту с <...> - услуги по техническому обслуживанию и ремонту АПС, СОУЭ, СКУД, видеонаблюдения для нужд больницы на 2023 год на суммы 6 863999,83 руб. Согласно приложению 2 в перечень обслуживаемого оборудования на объектах входит «Блок индикации системы пожаротушения С2000-ПТ-Болид» - предназначен для индикации состояния и дистанционного управления направлениями пожаротушения в составе автоматической установки газового, порошкового, аэрозольного пожаротушения или тушения тонкораспыленной водой.

По контракту с <...> - оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарно-охранной сигнализации на сумму 5 390 000 руб.

Согласно Техническому заданию, в перечень работ включены, работы по техническому обслуживанию оборудования систем безопасности, размещаемых в помещениях и на прилегающей территории объекта: системы автоматической пожарной сигнализации, радиоканальной системы передачи извещений, системы оповещения и управления эвакуацией людей, системы радиофикации, автоматической системы пожаротушения, системы подпорной вентиляции, системы удаления дыма, оборудования для пожаротушения, внутреннего и внешнего пожарного подопровода, системы охранной сигнализации, телевизионной системы видеоконтроля, системы контроля и управления доступом, телевизионного вещания, Согласно п. 7 Технического задания в Перечень объектов и регламентных работ по техническому обслуживанию систем безопасности входит Узел управления водяной спринклерной установки с клапаном КЗУ-100.

По контракту с <...> на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения безопасности и сохранности объектов, музейных предметов и коллекций <...> музея-заповедника на сумму 1 280 000 руб. Согласно Техническому заданию Системы обеспечения безопасности и сохранности объектов, музейных предметов включают в себя: системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации; системы автоматического пожаротушения; системы оповещения людей о пожаре. Согласно приложению № 1 к Техническому заданию в перечень обслуживаемого оборудования входит Блок индикации системы пожаротушения С2000-ПТ-Блид – предназначен для индикации состояния и дистанционного управления направлениями пожаротушения в составе автоматической установки газового, порошкового, аэрозольного пожаротушения или тушения тонкораспыленной водой.

По контракту с <...> на оказание услуг систем обеспечения безопасности на сумму 1 551 848 руб. Пунктом 11 Технического задания обслуживания оборудования АПС, СОУЭ.

Таким образом, по мнению заявителя, <...> в заявке подтвержден опыт по исполнению аналогичных договоров на сумму не менее 6 482 400 руб., в том числе, с учетом обслуживания элементов системы водяного пожаротушения.

На заседании Комиссии УФАС 18.04.2024 представитель заявителя позицию поддержал и просил не аннулировать закупку.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили дополнительные письменные возражения.

18.04.2024 на заседании Комиссии УФАС представитель заказчика на доводах настаивал, пояснил, что для качественного выполнения работ (услуг) по обслуживанию систем автоматического водяного пожаротушения исполнитель должен обладать опытом выполнения аналогичного вида работ (услуг). При этом, представитель заказчика не смог пояснить отсутствие в закупочной документации требования либо указания на то, что опыт выполнения аналогичных договоров будет оцениваться закупочной комиссией исключительно в соответствии с видами работ, включенными в Техническое задание.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

13.02.2024 на официальном сайте в ЕИС размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию систем и приборов автоматической пожарной сигнализации (далее АПС), автоматической охранной сигнализации (далее АОС), систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (далее СОУЭ) и автоматических систем пожаротушения (далее АСПТ) АО «Барнаульская генерация» (далее Систем и/или их элементов) для нужд филиала АО «Барнаульская генерация» - «Барнаульская ТЭЦ-2». (Закупка № 2030-2024-ЗСФ) (извещение в ЕИС № 32413277095).

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - АО «Единая электронная торговая площадка».

Дата начала срока подачи заявок - 13.02.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) -20.02.2024 14:00.

Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений - 03.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика)- 03.04.2024 12:00.

Дата проведения сопоставления дополнительных ценовых предложений -03.04.2024.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 02.04.2024.

Дата подведения итогов - 04.04.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 241 200,00 руб.

Предмет договора - оказание услуг по техническому обслуживанию систем и приборов автоматической пожарной сигнализации (далее АПС), автоматической охранной сигнализации (далее АОС), систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (далее СОУЭ) и автоматических систем пожаротушения (далее АСПТ) АО «Барнаульская генерация» (далее Систем и/или их элементов) для нужд филиала АО «Барнаульская генерация» - «Барнаульская ТЭЦ-2».

Согласно протоколу № 08-СГК-А по вопросу повестки дня заседания Закупочной комиссии АО «СГК-Алтай», проводимого 28.03.2024 по результатам оценок вторых частей заявки ранжированы в следующем порядке (в порядке уменьшения степени выгодности условий), так заявке заявителя – <...> (заявка № 4244177922) присвоен номер 2, при этом по расчету рейтинга заявки по критерию опыт выполнения аналогичных договоров присвоено – 0 баллов.

В ходе анализа закупочной документации установлено следующее.

Пунктом 4.2 закупочной документации установлены Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям, так пп. 4.2.1.1.3 установлено, что в составе первой части заявки должна содержаться «Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров (форма 7), с приложением копий документов, подтверждающих соответствие требований, установленных в Техническом задании. Копии документов, подтверждающих наличие вышеуказанных сведений в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании, предоставляются в первой части заявки без указания сведений об участнике».

Пунктом 4.2.2 закупочной документации установлено, что в случае не предоставления документов, указанных в п. 4.2.1.2.1-4.2.1.2.4, п.4.2.1.2.12-4.2.1.2.14 заявка участника не отклоняется. Отсутствие данных документов влияет на оценку соответствующих критериев, согласно требования п.9 Документации о закупке.

Пунктом 9 закупочной документации установлены Критерии, методика и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Для оценки заявок участников применяется метод рейтинговых оценок (пп. 9.1).

Рейтинг участника вычисляется на основании численной оценки критериев выбора, приведенной в Таблице 2 (пп.9.2).

Суть метода состоит в присвоении критериям оценки удельных весов, проставлении им оценки на основании комплексного анализа степени соответствия заявки требованиям документации о закупке и вычислении итогового рейтинга заявки (пп.9.3).

Таблица 2. Рейтинг заявки участника закупки включает в себя, среди прочего, Критерий выбора - Опыт выполнения аналогичных договоров (Сумма исполненных аналогичных договоров в год согласно требований ТЗ за любой из последних 3 лет не менее: 6 482 400 руб., Удельный вес критерия в общей оценке - 0,1, Оценка критерия от 0 до 1 - для проставления оценки суммируются договоры за каждый год из последних 3(трех) лет по справке об аналогичных договорах и принимается к оценке максимальное значение: 1 балл - наличие опыта: 6 482 400 руб.; 0 баллов – отсутствие опыта и/или наличие негативного опыта работы с группой компаний ООО «СГК», подтвержденного судебными актами, вступившими в законную силу. Промежуточные баллы определяются по формуле:

Оценка(i)= S(i) / S макс где:

S(i) – максимальная сумма договоров за 3 (три) последних года оцениваемого участника;

S макс – 6 482 400 руб.

Кроме того, п. 6 Технического задания установлены требования к исполнителю.

Так, пп. 6.6 Технического задания установлено, что исполнитель должен иметь опыт оказания аналогичных видов услуг на сумму не менее 6 482 400 рублей в год на любой из последних трех лет и подтвердить его Справкой о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров, отзывами, рекомендательными письмами.

При этом, Комиссией УФАС установлено, что в закупочной документации не установлено требование относительно критерия «Опыт выполнения аналогичных договоров (Сумма исполненных аналогичных договоров в год согласно требований ТЗ за любой из последних 3 лет не менее: 6 482 400 руб.» о том, что оценка будет осуществлена в соответствии с видами работ установленным в техническом задании заказчика, в том числе исключительно, опыт выполнения работ (услуг) по обслуживанию систем автоматического водяного пожаротушения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках к целям регулирования настоящего Федерального закона относится создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 13 и п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При этом, в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Принцип информационной открытости закупки предполагает, что размещенная информация должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки, в том числе, в части порядка оценки заявок по критериям, установленным закупочной документацией.

Документация, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования, в том числе, по критериям оценки и порядку их оценки, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений Заказчиком.

В рассматриваемой ситуации закупочная документация, в части порядка оценки критерия «Опыт выполнения аналогичных договоров», а также подтверждения участниками такого опыта, не содержит требования (условия), что заявки участников по оспариваемому критерию будут оцениваться исключительно в соответствии с видами работ и услуг, установленными Техническим заданием, в том числе, выполнения работ (услуг) по обслуживанию систем автоматического водяного пожаротушения. Указанное создает правовую неопределенность и нарушает права потенциальных участников, лишая их возможности сформировать свои предложения (заявки для участия в конкурсе) с учетом требований относительно порядка оценки заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров», что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, в связи с выявленным нарушением, учитывая, что Барнаульская ТЭЦ-2 является опасным производственным объектом III класса опасности, а также ходатайство представителя заказчика об аннулировании закупки, Комиссия УФАС приходит к выводу о целесообразности выдачи предписания об устранении порядка организации и проведения закупи путем аннулирования закупки.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу <...> – обоснованной.

  2. Выдать заказчику, организатору закупки предписание об устранении порядка организации и проведения закупки путем аннулирования закупки.

  3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении организатора торгов к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2024-4184

 

 

Связанные организации

АО "СГК-Алтай"
ИНН 2224152758, ОГРН 1122224002317
ООО «Сибирская генерирующая компания»
ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091