Решение б/н РЕШЕНИЕ № 9-ФАС22-АМ/04-16 от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                               РЕШЕНИЕ № 9-ФАС22-АМ/04-16                                                                                                                                                                         

Резолютивная часть решеният оглашена «29» июня 2016г.                         г.Барнаул

В полном  объеме  решение  изготовлено «5» июля 2016г.

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №9-ФАС22-АМ/04-16 по признакам нарушения ОАО «Оборонэнерго» (ул. Русаковская, 13, г. Москва) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в  присутствии представителей:

от  заявителя - АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» -С<…>, Л<…> (по  доверенности №98, №568 от 31.12.2015г.),

от ответчика: ОАО «Оборонэнерго» - Ш<…> (по  доверенности  №41 от 11.01.2016г.),

без участия представителя АО «Алтайэнергосбыт», надлежащем  образом уведомленного о времени и месте  рассмотрения дела  о  нарушении  антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление ОП «Барнаульское» АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» (вх.№161717 от 17.02.2016г.) по вопросу отключения с 29.01.2016г. по 19.02.2016г. от энергоснабжения объектов, расположенных по адресам: ул. Мерлина, 56, г.Бийск, Алтайский  край и  ул. Ширшова, 10, г. Алейск, Алтайский  край.

Из документов  и материалов, поступивших в  антимонопольный  орган (вх.162799 от 15.03.2016г., вх.№163289 от 25.03.2016г.),  установлено, что в 2015г. от АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в  адрес АО «Алтайэнергосбыт» поступило  обращение о заключении договора  энергоснабжения, однако АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» был представлен не  полный  пакет документов, необходимых для  заключения договора  энергоснабжения, что  лишало АО «Алтайэнергосбыт» возможности подготовить оферту.

АО «Алтайэнергосбыт» неоднократно уведомляло АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о  необходимости представления  ряда документов для  заключения договора энергоснабжения, предусмотренных действующим  законодательством Российской Федерации.

Однако, несмотря на  сложившуюся ситуацию, после обмена информацией с сетевой организацией, АО «Алтайэнергосбыт» направило в  адрес АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» письмом от 05.02.2016 №031-01/387 проект договора энергоснабжения от 18.01.2016г. №22090760017246, составленный на  основании имеющихся в АО «Алтайэнергосбыт», а  также полученных от сетевой организации, документов.

12.02.2016г. от АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в  адрес АО «Алтайэнергосбыт» поступил протокол  разногласий к  договору  энергоснабжения от 18.01.2016г. №22090760017246, который  был подписан АО «Алтайэнергосбыт» и  направлен в  адрес потребителя 18.02.2016г.

Таким  образом, договор энергоснабжения между АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» и АО «Алтайэнергосбыт» является заключенным. Протоколом  разногласий к договору  энергоснабжения от 18.01.2016г. №22090760017246 согласовано, что указанный договор вступает в силу с момента  подписания и  распространяет  свое  действие на  отношения сторон, возникшие с 01.11.2015г.

Между АО «Алтайэнергосбыт» и филиалом ОАО «Оборонэнерго» заключен договор оказания услуг по  передаче электрической  энергии от  01.12.2011 №158.

18.02.2016г. АО «Алтайэнергосбыт» письмом (исх.№031-02/609) уведомило ОАО «Оборонэнерго» о  заключении договора  энергоснабжения с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», а  также, с указанным  письмом АО «Алтайэнергосбыт» в адрес ОАО «Оборонэнерго» направило заявку на  заключение дополнительного соглашения к  договору оказания  услуг по передаче электрической  энергии от 01.12.2011г. №158 в  отношении  точек  поставки, указанных в Приложении №1 «Перечень  точек поставки электрической  энергии» к  договору энергоснабжения №22090760017246 от 18.01.2016г., заключенному между АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» и  АО «Алтайэнергосбыт».

Ранее, в связи с возникшими разногласиями относительно объемов электроэнергии, услуги за  передачу которой подлежали оплате АО «Алтайэнергосбыт», ОАО «Оборонэнерго» в период с 25.01.2016 по 29.01.2016 было организовано проведение проверок по выявлению фактов бездоговорного потребления электрической  энергии.

В результате проведенных проверок ОАО «Оборонэнерго» выявило факт бездоговорного потребления электрической  энергии АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» и произвело ограничение режима потребления электроэнергии объектов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» на основании выявленных фактов бездоговорного потребления электроэнергии, т.е. отсутствия заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) с гарантирующим поставщиком в установленном законом порядке, о чем были составлены акты о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии, в которых отражены объекты, на которых выявлено бездоговорное потребление (акт №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., акт №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г.,), врученные АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (вх. №94 от 26.01.2016г.).

29.01.2016г. в  адрес АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» были  направлены  расчетные листы к  актам  о  неучтенном потреблении при  выявлении бездоговорного потребления (вх.№134 от 29.01.2016г.).

По акту №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., в/г №1 Алейск - сумма расчета  составила 1630349,38 руб., по акту №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г., в/г №3 г. Бийск - сумма  расчета  составила 1436256,09 руб.

Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю 26 мая 2016г. поддержал доводы, изложенные в обращении, а  именно, что акты о  неучтенном потреблении  электрической  энергии от 25.01.2016г. составлены без участия представителя АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства», и привлечения  двух  незаинтересованных  лиц. 

 На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель ОАО «Оборонэнерго» пояснил, что представители АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» уклоняются от  контактов с ОАО «Оборонэнерго», а также от  подписания любых  составленных сетевой  организацией актов.

При  этом, рассматриваемые объекты  заявителя находятся на  территориях, свободный  доступ к которым невозможен, в связи с чем, осуществление фиксации  отказа представителя  потребителя от подписания составленных ОАО «Обронэнерго» актов №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г., с участием  двух незаинтересованных лиц не  представилось  возможным.

При  этом, ОАО «Оборонэнерго» принимается во внимание  способ и место осуществления бездоговорного потребления электрической  энергии, а  именно  присоединение рассматриваемых  объектов к  электрическим сетям сетевой  организации, расположенных  на  закрытых  территориях, доступ посторонних  лиц  на  которые  ограничен, исключают  возможность нахождения на  данной  территории каких-либо незаинтересованных  лиц, в  связи с чем, сетевая  организация имеет  основания  полагать, что никакое постороннее  лицо не  может представлять интересы заявителя на  такой  территории.

Кроме  того, представитель ОАО «Оборонэнерго» пояснил, что права  заявителя не  могут  быть  нарушены в части  предъявления к  нему ОАО «Оборонэнерго» каких-либо требований по  компенсации стоимости бездоговорного потребления, так как АО «Алтайэнергосбыт» были  скорректированы  объемы полезного отпуска электрической  энергии, а также направлены в  адрес ОАО «Оборонэнерго» протоколы корректировки и  урегулирования  разногласий к  актам  об  оказании  услуг за  период с  августа 2015г. по январь 2016г. включительно, о чем свидетельствует  письмо АО «Алтайэнергосбыт» за исх. № 031-02/1034 от 29.03.2016г.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по  рассмотрению дела №9-ФАС22-АМ/04-16 о  нарушении  антимонопольного  законодательства,  приходит к следующему.

Согласно пункту 121 Основных положений функционирования  розничных рынков электрической  энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. №442 (далее-Основные положения №442), в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.

В соответствии с  пунктом 193 Основных положений №442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться следующие сведения:

о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о приборах учета на момент составления акта;

о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по  передаче электрической  энергии в  границах балансовой  принадлежности электрических сетей ОАО «Оборонэнерго», на основании  которого установлено, что сетевая  организация ОАО «Оборонэнерго» занимает доминирующее положение на  рынке услуг по  передаче электрической энергии к  энергопринимающим  устройствам потребителя, расположенным по адресам: здание №110-Склад (ул. Мерлина, 56, г.Бийск, Алтайский  край), запитанное от  ТП-80 ОАО «Оборонэнерго», Механические  мастерские РЭР №25 в/г №1, Склад-80 РЭР в/г №1 ( ул. Ширшова, 10, г. Алейск, Алтайский  край), запитанные от ТП-108 ОАО «Оборонэнерго», в границах балансовой  принадлежности сетей общества.

Таким образом, на ОАО «Оборонэнерго» распространяются требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Акты ОАО «Оборонэнерго» (№СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9, №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г.) о неучтенном потреблении электрической  энергии в  отношении объектов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», расположенных по  адресам: здание №110-Склад (ул. Мерлина, 56, г.Бийск, Алтайский  край), запитанное от  ТП-80 ОАО «Оборонэнерго», Механические  мастерские РЭР №25 в/г №1, Склад-80 РЭР в/г №1 ( ул. Ширшова, 10, г. Алейск, Алтайский  край), запитанные от ТП-108 ОАО «Оборонэнерго», составлены без участия представителя АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

В актах не указаны дата и  время введения полного ограничения, а  также причины отказа от  присутствия представителя АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» при  составлении данных актов, их подписания с участием двух незаинтересованных лиц.

Довод ОАО «Оборонэнерго» о  том, что объекты  АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» находятся на  территориях, свободный  доступ к которым невозможен, в связи с чем, ОАО «Оборонэнерго» осуществление фиксации  отказа представителя  потребителя от подписания составленных актов №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г., с участием  двух незаинтересованных лиц является  невозможным, опровергается актами ОАО «Оборонэнерго» о введении ограничения (возобновления) режима  потребления электрической  энергии от 29.01.2016г., в  которых указано, что  они подписаны двумя незаинтересованными лицами К<…> и С<…>.

Данные обстоятельства указывают  на  то, что у ОАО «Оборонэнерго» имелась возможность по  привлечению незаинтересованных лиц для фиксации  отказа представителя потребителя от подписания составленных актов №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г. на  территориях,  где  расположены рассматриваемые объекты. 

В соответствии пунктом  196  Основных положений №442 сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе c актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 Основных положений №442.

Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.

Таким  образом, согласно  вышеуказанной  норме Основных  положений №442 при  выявлении  факта  бездоговорного потребления электрической  энергии сетевой  организацией, за  лицом, осуществляющим такое  потребление закреплена  обязанность по оплате стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления. 

С учетом  представленной  информации по рассматриваемому делу №9-ФАС22-АМ/04-16  в  антимонопольный  орган, в том числе, в части  предъявления  к заявителю  требований по актам о неучтенном  потреблении электрической энергии №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г., путем  направления ОАО «Оборонэнерго» в  его адрес расчетных листов (исх.№СИБ/Р01/000/33 от 28.01.2016г.) к указанным актам, а именно: по акту №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9 от 25.01.2016г., в/г №1 Алейск сумма расчета  составила 1630349,38 руб., по акту №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8 от 25.01.2016г., в/г №3 г. Бийск сумма  расчета  составила 1436256,09 руб., свидетельствует об  ущемлении  интересов АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства».

Таким  образом, действия ОАО «Оборонэнерго», выразившиеся в нарушении  порядка составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии  (№СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9, №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8) от 25.01.2016г, предусмотренного пунктами 121, 193 Основных положений №442, при  выявлении  бездоговорного потребления электрической энергии   АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства», а  именно: в составлении актов без участия представителя АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», в не указании причин отказа лица от его присутствия и их подписания с участием  двух  незаинтересованных  лиц, а  также  выставления расчетных листов к указанным актам, путем их направления с сопроводительным письмом за исх.№СИБ/Р01/000/33 от 28.01.2016г.  в адрес заявителя, ущемляют законные интересы АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» и  нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Оборонэнерго», выразившиеся в нарушении  порядка составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии  (№СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9, №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8) от 25.01.2016г., предусмотренного пунктами 121, 193 Основных положений №442, при  выявлении  бездоговорного потребления электрической энергии   АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства», а именно:  в составлении актов без участия представителя АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», в не указании причин отказа лица от его присутствия и их подписания с участием  двух  незаинтересованных  лиц, а  также  выставления расчетных листов к указанным актам, путем их направления с сопроводительным письмом за исх.№СИБ/Р01/000/33 от 28.01.2016г.  в адрес заявителя, ущемляющими законные интересы АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Оборонэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: ОАО «Оборонэнерго» отозвать акты о неучтенном потреблении электрической энергии  (№СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9, №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8) от 25.01.2016г. и расчетные листы к указанным актам, которые были направлены с сопроводительным письмом за исх.№СИБ/Р01/000/33 от 28.01.2016г.

<…>

Решение и предписание  Комиссии могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение  3 месяцев со дня принятия решения и предписания.  Также решение и предписание Комиссии могут быть обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

П Р Е Д П И С А Н И Е № №9-ФАС22-АМ/04-16

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Резолютивная часть предписания оглашена 29.06.2016 г.                                                                                                                        

В полном  объеме предписание изготовлено 05.07.2016 г.

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения  от 05.07.2016г. по делу № 9-ФАС22-АМ/04-16 о нарушении ОАО «Оборонэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Оборонэнерго» в срок до 01.08.2016г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении  порядка составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии  (№СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9, №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8) от 25.01.2016г., предусмотренного пунктами 121, 193 Основных положений №442, при  выявлении  бездоговорного потребления электрической энергии   АО «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства», а именно:  в составлении актов без участия представителя АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», в не указании причин отказа лица от его присутствия и их подписания с участием  двух  незаинтересованных  лиц, а  также  выставления расчетных листов к указанным актам, путем их направления с сопроводительным письмом за исх.№СИБ/Р01/000/33 от 28.01.2016г.  в адрес заявителя.                       

ОАО «Оборонэнерго»  отозвать акты о неучтенном потреблении электрической энергии  (№СИБ/АК/бд.юр.л/2016/9, №СИБ/АК/бд.юр.л/2016/8) от 25.01.2016г. и расчетные листы к указанным актам, которые были направлены с сопроводительным письмом за исх.№СИБ/Р01/000/33 от 28.01.2016г.

О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.                                                        

<…>                                                                                                                       

Решение и предписание  Комиссии могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение  3 месяцев со дня принятия решения и предписания.  Также решение и предписание Комиссии могут быть обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны