Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 6 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 90-АД(АМ)04-15

об административном правонарушении

29 апреля  2015 г.                                                                                                                 г. Барнаул

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Смирнова Л.И. (656068, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 90-АД(АМ)04-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Филиппова <…>, в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается документами и материалами, имеющимися в материалах дела,

УСТАНОВИЛ:

В управление ФАС по Алтайскому краю из ФАС России поступили на рассмотрение жалобы К<…> (вх. № 11110 от 03.10.2014 г.), С<…> (вх. № 12458 от 05.11.2014 г.)  по поводу законности и обоснованности повышения цен на сжиженный углеводородный газ на территории г. Барнаула и Алтайского края с сентября 2014 г., в связи с чем, в отношении ООО «СибВостокГаз», ООО «Квингаз», ООО «ТрансСиб», ООО «Cпектр», ИП Филиппова возбуждено дело от 06.03.2015 № 37-ФАС22-АМ/12-14 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 37-ФАС22-АМ/12-14 установлено, что на территории г. Барнаула деятельность по реализации сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) осуществляют пять хозяйствующих субъекта: ООО «СибВостокГаз», ООО «Квингаз»,  ООО «ТрансСиб (по договору комиссии №01/01-7 от 01.01.2014 г., заключенному с ООО «Спектр»), а также ИП Филиппов.

Вместе с тем, реализацию сжиженного углеводородного газа на территории Алтайского края осуществляют также два хозяйствующих субъекта - ООО «СибВостокГаз», ООО «Квингаз».

Из информации, представленной ООО «СибВостокГаз» следует, что Общество осуществляет реализацию сжиженного углеводородного газа на территории г. Барнаула и Алтайского края посредством  21 автозаправочной газовой станции (АГЗС), переданных во владение и пользование ООО «СибВостокГаз» на основании договоров аренды (копии договоров аренды имеются в материалах дела).

Из информации, представленной ООО «Квингаз» следует, что Общество осуществляет реализацию сжиженного углеводородного газа на территории г. Барнаула и Алтайского края посредством  30 автозаправочных газовых станций (АГЗС), переданных во владение и пользование ООО «Квингаз» на основании договоров аренды (копии договоров аренды имеются в материалах дела).

Из представленных документов следует, что цена на СУГ ООО «Квингаз» и ООО «СибВостокГаз», действовавшая с 1 сентября 2014г. в г. Барнаул, г. Бийск, г. Рубцовск, г. Славгород, г. Алейск, г. Камень-на-Оби и Алтайский край установлена Обществами одновременно (приказ ООО «СибВостокГаз» от 29.08.2014 г. №13, приказ ООО «Квингаз» от 29.08.2014г. №14) и составила 18 руб./литр; цена со скидкой также установлена одинаковая в размере 17,10 руб./ литр, что составляет 5% скидки. С 17 октября 2014 года в г. Бийск, с. Алтайское, с. Красногорское, с. Смоленское, с. Целинное одинаковая цена установлена одновременно в размере 18,5 руб./литр (Приказ ООО «СибВостокГаз» от 16.10.2014г. №14, Приказ ООО «Квингаз» от 16.10.2014г. №18). По данным мониторинга на 27.11.2014г. указанные цены поддерживаются хозяйствующими субъектами на этом же уровне.

Из представленных документов ООО «Спектр», следует, что Общество осуществляет реализацию СУГ через ООО «ТрансСиб», заключив для этого договор комиссии №01/01-7 от 01.01.2014 г. с ООО «ТрансСиб». По условиям данного договора, ООО «ТрансСиб» (комиссионер) принимает на себя обязанность по продаже всех видов ГСМ: газ, бензин, дизельное топливо, масла, дисконтные карты, смарт-карты, принадлежащих ООО «Спектр» (комитент), третьим лицам – покупателям от своего имени, но за счет комитента. В свою очередь, комитент обязуется выплатить комиссионеру вознаграждение за оказанную услугу.   Реализация товара покупателям производится комиссионером через АЗС (АГЗС). В соответствии с п. 2.1 договора, цену на ГСМ, в том числе СУГ, устанавливает Комитент, то есть ООО «Спектр».

Так, в соответствии с поручениями от 10.09.2014г.,  от 20.09.2014 г.,  01.10.2014 г., от 12.11.2014 г.,  от 14.11.2014 г.,  от 17.11.2014 г. ООО «Cпектр» цена для ООО «ТрансСиб» на реализацию СУГ через АГЗС по смарт-картам составила 17,10 руб./литр.

Из документов, представленных ИП Филипповым, следует, что ИП Филиппов осуществляет деятельность по реализации СУГ с 01.02.2014 г.

В связи с чем, между ИП Филипповым и ООО «Рост» был заключен договор аренды АЗС, АГЗС от 01.11.2014 г. По условиям данного договора, ИП Филиппов Г.В. арендует полностью весь комплекс АГЗС по адресам: г. Барнаул, ул. Малахова, 149а, Змеиногорский тракт, 91ж. В указанный комплекс входят полностью все здания с коммуникациями, резервуарами, топливораздаточными колонками и со стелой под названием «ТрансСиб».

Цены на СУГ ИП Филипповым установлены на основании приказов.

Так, согласно приказу №20-П от 10.09.2014 г. ИП Филипповым установлены следующие цены на СУГ для реализации через АГЗС:

- розничная цена 18,00 руб./литр;

- цена по смарт-карте 17,10 руб./литр.

В ходе заседания Комиссии УФАС по Алтайскому краю при рассмотрении дела № 37-ФАС22-АМ/12-14 было установлено, что ООО «ТрансСиб» самостоятельно не устанавливает цены на СУГ, а лишь реализует СУГ от своего имени по договору комиссии, заключенному с ООО «Спектр», при этом цены устанавливает  ООО «Спектр». Следовательно, ООО «СибВостокГаз», ООО «Квингаз», ООО «Cпектр», ИП Филиппов являются хозяйствующим субъектами-конкурентами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «СибВостокГаз» осуществляет реализацию СУГ через 21 авто-газозаправочную станцию (АГЗС),  ООО «Квингаз» - через 30 АГЗС,   ИП Филиппов– на 2 АГЗС, неся расходы по их эксплуатации.

ООО «Спектр» осуществляет реализацию СУГ через 2 АГЗС, которые эксплуатируются ООО «ТрансСиб». ООО «Спектр» самостоятельно не осуществляет эксплуатацию АГЗС, а несет лишь издержки, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения ООО «ТрансСиб».

Учитывая различное количество АГЗС, через которое указанными выше хозяйствующими субъектами реализуется СУГ, различаются у них и объемы реализации газа, а, следовательно, связанные с этим издержки на его транспортировку и хранение.

Кроме того, на основе представленных документов установлено, что данные хозяйствующие субъекты осуществляют закуп СУГ у различных поставщиков и по различным ценам, о чем свидетельствуют представленные счет-фактуры. Так, поставщиками СУГ для ООО «СибВостокГаз» являются: ООО «ГАЗОЙЛ ТРЕЙД» (630092, г. Новосибирск, пр. Красный, 82, ООО «Регион» (656049, г. Барнаул, пр-т Социалистический, 59-5), ООО «Стройтехногаз» (656049, г. Барнаул, ул. Гоголя, 55).

Поставщики ООО «Квингаз»: ООО «ГАЗОЙЛ ТРЕЙД» и ООО «Стройтехногаз».

При этом согласно счетам-фактурам на 31.10.2014г. стоимость СУГ для ООО «СибВостокГаз», поставляемого ООО «ГАЗОЙЛ ТРЕЙД», составила 15,20 руб./кг (сч-ф №62 от 31.10.2014) и 15,40 руб/кг (сч-ф №61 от 31.10.2014г), средняя цена закупа составила с НДС 11,63 руб/л. ООО «Квингаз» СУГ приобретен у ООО «ГАЗОЙЛ ТРЕЙД» 31.10.2014г по цене 15,4 руб./кг (сч-ф №60 от 31.10.2014г.) средняя цена закупа составила 12,55 руб./л.

ООО «СибВостокГаз» покупал газ у ООО «Стройтехногаз» в августе 2014 года по 11,34 руб/л (с НДС),  в сентябре 2014 года  - по 11,99 руб/л. ООО «Квингаз» покупал газ у ООО «Стройтехногаз» в августе 2014 года по цене 13,08 руб/л, в сентябре 2014 года – по 12,41 руб/л.

ИП Филиппов осуществлял закуп СУГ у ООО «ТрансСиб» в сентябре 2014г. по 16руб./л, в октябре 2014г. по 15 руб/л, в ноябре 2014 г. по 16 и 15 руб/л, в декабре 2014г. по 15 руб/л.

Следовательно, данные хозяйствующие субъекты несут различные расходы, связанные с реализацией СУГ через АГЗС, что свидетельствует о том, что они осуществляют деятельность в различных экономических условиях. При таки обстоятельствах установление одинаковых цен на газ, одинаковых размеров скидок, является экономически необоснованным.

Вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ООО «СибВостокГаз», ООО «Квингаз», ООО «Cпектр», ИП Филиппова для установления и поддержания одинаковых цен и скидок при реализации СУГ через АГЗС на территории г. Барнаула и Алтайского края.

Пунктом 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, а также, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между  хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.

В данном случае ограничение конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов выразилось в повышении отпускных цен на сжиженный углеводородный газ, которое не обусловлено внешними факторами функционирования товарного рынка, что свидетельствует о заключении между рассматриваемыми хозяйствующими субъектами соглашения, создающего возможность для таких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке сообща воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.

Вышеуказанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по реализации сжиженного углеводородного газа на территории г. Барнаула и Алтайского края в условиях конкуренции. Следовательно, изменение цены каждым из них в сторону увеличения выгодно только в случае соответствующего ответного увеличения цен остальными хозяйствующими субъектами – участниками рынка. В противном случае инициатор увеличения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

Необходимо также принять во внимание, что повышение цены на сжиженный углеводородный газ на один уровень выгодно хозяйствующим субъектам по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке реализации СУГ не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания потребителей;

- за счет различного уровня  затрат хозяйствующий субъекты имеют возможность получать разный доход в рамках одной цены на СУГ.      

При установлении и поддержании лицами, реализующими СУГ на территории г. Барнаула и Алтайского края, одинакового уровня цен,  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке реализации СУГ.

Общие условия обращения товара на рынке остались прежними: изменения в налоговом законодательстве отсутствовали, иных обстоятельств, в равной степени влияющих на изменение затрат хозяйствующих субъектов в указанном периоде не выявлено.

Таким образом, действия ООО “СибВостокГаз”, ООО “Квингаз”,  ИП Филиппова, выразившиеся в установлении и поддержании с сентября 2014 года одинаковых цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС на территории г. Барнаула, в размере 18 руб./литр; действия ООО “СибВостокГаз”, ООО “Квингаз”, ООО “Спектр”,  ИП Филиппова, выразившиеся в установлении и поддержании с сентября 2014 года одинаковых цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС на территории г. Барнаула по смарт-картам и со скидками, в размере 17,10  руб./литр, являются результатом устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 06.03.2015 № 37-ФАС22-АМ/12-14.

Таким образом, ИП Филипповым нарушен запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. «заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем».

Факт совершения административного правонарушения ИП Филипповым подтверждается протоколом по делу №90-АД(АМ)04-15 об административном правонарушении от 15.04.2015 г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения ИП Филиппова к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств нет.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.32, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Филиппова <…>- виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении устного соглашения с ООО “СибВостокГаз”, ООО “Квингаз”,  направленного на установление и поддержание с сентября 2014 года одинаковых цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС на территории г. Барнаула, в размере 18 руб./литр; а также в заключении устного соглашения c ООО “СибВостокГаз”, ООО “Квингаз”, ООО “Спектр”, направленного на установление и поддержание с сентября 2014 года одинаковых цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС на территории г. Барнаула по смарт-картам и со скидками, в размере 17,10  руб./литр, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к индивидуальному предпринимателю Филиппову <…> меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный  суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя управления

Советник ГГС РФ 1 класса                                                                                   Л.И.Смирнова

Связанные организации

Связанные организации не указаны