Решение (комиссия) №АК/5974/23 Решение от 18 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-922/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2023 г. г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 18 августа 2023 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

К<...>. – начальника отдела контроля органов власти;

Б<...> – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти,

от заявителя – ООО «Астер Электро» (ИНН 5405374229, ОГРН 1085405015354) – Ш<...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС;

от заказчика – АО «Сетевая компания АЛТАЙКРАЙЭНЕРГО» (ИНН 2224143922, ОГРН 1102224005718) - Г<...>, К<...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Астер Электро» (вх. № 8172-ЭП/23 от 04.08.2023) на действия заказчика – АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку реклоузеров (извещение № 32312598469), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Астер Электро» (вх. № 8172-ЭП/23 от 04.08.2023) на действия заказчика – АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку реклоузеров (извещение № 32312598469).

Из содержания жалобы следует следующее: в п. 4.7 Технического задания установлено требование о том, что предлагаемые к поставке материалы, изделия, конструкции и оборудование должны соответствовать требованиям опросного листа и действующим в РФ нормативным документам, при этом опросный лист в составе документации отсутствует. Заявитель в запросе разъяснений документации просил разместить опросный лист в составе документации или убрать из п. 4.7 данное требование. Заказчиком дано разъяснение, что в документацию будут внесены изменения, однако после внесения изменений спорный пункт остался, опросный лист размещен не был. Кроме того, в приложении 1 к Техническому заданию «Характеристики и требования к поставляемому оборудованию» установлены требования необоснованно завышенные и не соответствующие требованиям, установленным действующим в РФ, в том числе, СТО 34.01-3.2-004-2016 «Реклоузеры 6-35В, Общие технические требования», а именно: Параметр «Ток электродинамической стойкости (3с), не менее» требование к значению согласно ТЗ – 32, требование согласно ГОСТ – 31,5; Параметр «Верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха, °С» требование к значению согласно ТЗ – +55, требование согласно ГОСТ – +45 для исполнения УХЛ1; Параметр «Максимальное измеряемое напряжение, кВ» требование к значению согласно ТЗ – 28, требование согласно ГОСТ – Наибольшее рабочее напряжение сети 10 кВ составляет согласно требованиям ГОСТ 12 кВ. Параметры: «масса коммутационного модуля», «габариты коммутационного модуля» не регламентированы в ГОСТ, установлены заказчиком без обоснования. Также, по мнению подателя жалобы, в документации содержаться противоречия, а именно: в приложении 1 к Техническому заданию «Характеристики и требования к поставляемому оборудованию» указано, что гарантийный срок эксплуатации оборудования не менее 30 лет, при этом в п. 6 Технического задания предусмотрено, что срок гарантии на поставляемые материалы и оборудование должны быть не менее 5 лет.

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивала.

Представители заказчика, представили письменные возражения, и пояснили, среди прочего, что по окончанию срока подачи заявок на участие в закупке было подано 9 заявок. Относительно первого довода жалобы представители пояснили, что для данного вида продукции под опросным листом всегда понимается перечень технических параметров, позволяющих заводам-изготовителям определить параметры требуемой продукции, что в свою очередь изложено в приложении 1 к Техническому заданию. Кроме того, заявителем ошибочно принимаются требования ПАО «Россети», установленные СТО 34.01-3.2-004-2016 «Реклоузеры 6-35 кВ. Общие технические требования», данные требования установлены к компаниям, входящим в структуру ПАО «Россети», заказчик не входит в структуры ПАО «Россети». Обжалуемое требование установлено ГОСТ Р 52565-2006 (пп. 6.5.1). Относительно установленного параметра «верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха» представитель заказчика пояснил, что данное значение установлено с учетом конструкции оборудования (металлический шкаф) и возможного увеличения температуры в шкафу релейной защиты и автоматики, для корректной работы. Относительно установленного параметра «Максимальное измеряемое напряжение» представитель заказчика пояснил, что данный показатель требуется для определения уровня напряжения, в случае возникновения аварийного режима. При однофазном замыкании на землю через электрическую дугу и появлении перемежающихся дуг, имеющих при определенных условиях устойчивый характер, могут возникнуть перенапряжения (до 4 крат превосходящее нормальное фазное напряжение). При наибольшем рабочем напряжении 12 кВ. величина фазного напряжения достигает 6,9 кВ, соответственно в случае возникновения однофазного короткого замыкания с появлением перемежающейся дуги, уровень напряжения по всем элементам сети может возрасти до 28 кВ. Возможность измерения данного значения принципиально для заказчика. Кроме того, оспариваемые значения были установлены заказчиком исходя из имеющегося на рынке аналогичного электрооборудования.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

 

20.07.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку реклоузеров (извещение № 32312598469). Извещение в действующей редакции размещено 31.07.2023.

Место подачи заявок - Электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru).

Дата начала срока подачи заявок - 20.07.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 07.08.2023 10:00.

Дата подведения итогов - 16.08.2023.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с извещением предметом закупки является «Поставка реклоузеров».

В приложении 1 к Техническому заданию установлены, в том числе, следующие параметры (оспариваемые заявителем):

 

Ток электродинамической стойкости (3 с), не менее

32

Верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха, °С

+55

Максимальное измеряемое напряжение, кВ

28

Габариты коммутационного модуля , мм:

670х670х760

Масса коммутационного модуля не более , кг

68

 

На заседании Комиссии УФАС представитель заказчика пояснил, что в целях определения соответствия предлагаемого участниками оборудования потребностям заказчика были установлены параметры оборудования и их значения. В свою очередь применение данных значений параметров обусловлено имеющейся производственной необходимостью и потребностью заказчика в данном оборудовании с указанными характеристиками.

Комиссия УФАС отмечает, что в извещении не устанавливалось требований о наличии у участника закупки в обязательном порядке статуса производителя оборудования, являющегося предметом закупки.

Заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования источников финансирования, вместе с тем, осуществить поставку продукции с техническими характеристиками, установленными в Техническом задании документации, может любой участник рынка, владеющий на законных основаниях оборудованием, приобретаемым в рамках закупки, что подтверждается поступившими заявками участников, таким образом действия заказчика, установившего в Техническом задании требования к значениям параметров оборудования, не являются необоснованным ограничением конкуренции, а обусловлены имеющейся потребностью заказчика.

При этом со стороны заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в извещении оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в закупке заявителем, как потенциальным участником закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

Ссылка заявителя на несоответствие установленных значений параметров СТО 34.01-3.2-004-2016 «Реклоузеры 6-35В, Общие технические требования», отсутствия обоснования установленных значений, не подлежит удовлетворению, в том числе, в связи с тем, что указанный СТО разработан для компаний ПАО «Россети», ГОСТ соответствующий предмету закупки отсутствует, применение требований ГОСТ к отдельным комплектующим не является обязательным к применению.

Таким образом, данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.

Также Комиссия УФАС не находит оснований для удовлетворения довода относительно противоречий в документации, а именно: «в приложении 1 к Техническому заданию «Характеристики и требования к поставляемому оборудованию» указано, что гарантийный срок эксплуатации оборудования не менее 30 лет, при этом в п. 6 Технического задания предусмотрено, что срок гарантии на поставляемые материалы и оборудование должны быть не менее 5 лет.».

Практика различает гарантийный срок и гарантийный срок эксплуатации. При этом под гарантийным сроком эксплуатации понимается способ определить продолжительность работы товара.

Гарантийный срок - это период, в течение которого, в случае обнаружения недостатков в товаре, продавец (установивший этот срок) обязан удовлетворить требования покупателя, установленные статьей 18 Федерального закона от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

На основании изложенного, Комиссия УФАС не усматривает противоречий в оспариваемых пунктах закупочной документации.

Согласно п. 4.7. Технического задания характеристики, требования и комплектация представлены в приложении №1, (изменение и удаление участником, установленных в приложениях №1 требований, не допускается).

Предлагаемые к поставке материалы, изделия, конструкций и оборудование должны соответствовать требованиям опросного листа и действующим в РФ нормативным документам.

В случае полного соответствия предлагаемого оборудования указанным требованиям достаточно предоставить приложения, заверенные подписью и печатью участника закупки.

При этом, форму опросного листа, ссылка на который содержится в п. 4.7 Технического задания, описание по заполнению, требования к опросному листу, требования, указанные в опросном листе, закупочная документация не содержит.

На заседании Комиссии УФАС установлено, что заявитель обращался с запросом на разъяснение закупочной документации в котором, среди прочего, просил «В п. 4.7. Технического задания установлено, что предлагаемые к поставке материалы, изделия, конструкции и оборудование должны соответствовать требованиям опросного листа и действующим в РФ нормативным документам. При этом Опросный лист в составе Документации отсутствует. Просим разместить Опросный лист в составе документации или убрать из п. 4.7 требование о соответствии предлагаемого к поставке оборудования требован6иям опросного листа.».

Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

На заседании Комиссии УФАС установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в ЕИС разъяснения не размещены.

Разъяснения размещены на сайте оператора электронной площадки РТС-Тендер.

Заказчиком на сайте оператора электронной площадки РТС-Тендер опубликовано разъяснение: «В техническое задание будут внесены изменения.».

Заказчиком в техническое задание внесены изменения в части технических характеристик, в п. 4.7 Технического задания изменения не вносились.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Из содержания п. 4.7 Технического задания следует, что предлагаемые к поставке материалы, изделия, конструкций и оборудование должны соответствовать требованиям опросного листа и действующим в РФ нормативным документам.

Заказчик, устанавливая требование об обязательном соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям опросного листа, в отсутствие в закупочной документации требований к содержанию такого опросного листа, формы вводит участников закупки в заблуждение.

Комиссия УФАС отмечает, что информация, содержащаяся в извещении, конкурсной документации должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) торгов; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников торгов о предмете торгов.

Заказчик, размещая извещение (закупочную документацию) не в полном объеме и не представляя в составе извещения всей информации, в части требований, которым должен соответствовать предполагаемый к поставке товар, создает правовую неопределенность  и нарушает права потенциальных претендентов, лишая их возможности сформировать свои предложения (заявки для участия в закупке) и

определиться с выбором предполагаемого к поставке товара, что приводит к нарушению порядка организации и проведения закупки, нарушает п.1 и п. 2 ч. 1 ст. 3 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Астер Электро» (ИНН 5405374229, ОГРН 1085405015354) – обоснованной.

2. Выдать организатору торгов предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

3. Передать материалы жалобы уполномоченному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

2023-5358

 

 

Связанные организации

АО "СК АЛТАЙКРАЙЭНЕРГО"
ИНН 2224143922, ОГРН 1102224005718
ООО «Астер Электро»
ИНН 5405374229, ОГРН 1085405015354