Решение №022/06/32-361/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/32-361/2020 о нарушении законодател... от 26 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 022/06/32-361/2020
о нарушении законодательства о контрактной системе
«26» мая 2020 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
Председателя:
К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
С<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя АО «ГСК «Югория» – не явился, уведомлен;
от заказчика – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю - И<…>, К<…>;
рассмотрев жалобу АО «ГСК «Югория» на документацию по закупке №0117100003620000015 «Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
19.05.2020 г. поступила жалоба АО «ГСК «Югория» на документацию по закупке №0117100003620000015 «Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)», в которой участник закупки указывает на применение критериев оценки предоставления дополнительных услуг, не предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании. Предоставление дополнительных услуг, не предусмотренных законодательством об ОСАГО должно оказываться бесплатно, в связи с чем устанавливается неправомерное требование об освобождении Заказчика от оплаты оказываемых дополнительных услуг. Кроме того указанные положения документации ограничивают конкуренцию.
26.05.2020г. состоялось заседание Комиссии по рассмотрению жалобы, в рамках которой представители Заказчика представили запрошенные документы и возражения относительно установленных в документации критериев оценки, а также ограничения конкуренции пояснив, что в закупке приняло участие 5 участников, которые не затруднились представить свои заявки и все были допущены к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Податель жалобы в проводимой закупке участие не принял, в связи с чем его права никаким образом не ограничены. Кроме того, независимо от установления в документации критерия - «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» участник закупки может стать победителем если фактически примет участие в открытом конкурсе и представит свое предложение, которое может быть по сравнению с другими наилучшим.
Представитель Заявителя в заседание Комиссии не явился, ходатайств, возражений и дополнительных документов свидетельствующих об ограничении его участия в проводимой закупке не представил.
Изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
22.04.2020 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 22.04.2020 №0117100003620000015». Объектом закупки является – «Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)».
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В силу требований части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Комиссия установила, что Заказчик в приложении №1 к разделу II Информационной карты документации открытого конкурса в электронной форме установил критерии оценки заявок - "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", к которым определены такие показатели, как:
- деятельность круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев»;
- «Обеспечение возможности бесплатного выезда на место ДТП аварийного комиссара»;
- «Обеспечение возможности оказания услуг по эвакуации транспортных средств с места ДТП (наличие или отсутствие: - наличие/отсутствие услуг по бесплатной эвакуации ТС с места ДТП в пределах АК).
Согласно пункту 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В данном случае, с учетом позиции письма Минэкономразвития РФ от 10.03.2016 N Д28и-653, указанные показатели являются примерами показателей нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", а не единственно возможными показателями данного критерия.
Таким образом, Комиссия считает, что установленные Заказчиком показатели напрямую направлены на выявление более качественного оказания услуг. Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики - страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном данным Законом порядке. Страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются перестраховочными организациями. В указанной норме закона не содержится какого-либо запрета на оказание сопутствующих услуг страховщиками, о которых указано в жалобе. Кроме того, согласно проекту контракта на страховщика возлагается не непосредственное оказание данных сопутствующих услуг, а организация предоставления этих услуг. Таким образом, данный довод подателя жалобы о противозаконности установления таких критериев не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что указанные в приложении №1 в Информационной карте конкурсной документации услуги не относятся к предмету закупки, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при установлении в документации вышеуказанного требования.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Кроме того, Заказчик представил в заседание комиссии 5 заявок и результат работы единой комиссии по рассмотрению и оценке первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме№ 0117100003620000015, что также свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в закупке и отсутствии ограничений на участие в такой закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Учитывая указание в жалобе на нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает целесообразным передать жалобу участника закупки в части информации о создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия на торгах, в отдел контроля органов власти для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального закона № 135-ФЗ«О защите конкуренции».
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит достаточных оснований для признания жалобы АО «ГСК «Югория» обоснованной и руководствуясь статьей 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу АО «ГСК «Югория» необоснованной;
- Передать жалобу в отдел контроля органов власти для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального закона № 135-ФЗ«О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>