Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №93-ФАС22-Р/07-16 от 14 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №93-ФАС22-Р/07-16

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа  2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 августа  2016 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

            <…>

рассмотрев дело №93-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  размещения и распространения  в газете «МАРКЕР-ЭКСПРЕСС ДАЙДЖЕСТ» (№18 (1014) от 14 мая  2016г.) ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,              

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе»,  рекламодатель – ООО «Губерния» (уведомлен надлежащим образом),

в отсутствие заинтересованного лица, ООО «ИД Алтапресс» (уведомлен надлежащим образом),

в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламодатель ООО «Губерния»  на рассмотрение дела представителя не направило (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство  ООО «Губерния» о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вхд. №169396 от 17.08.2016г.).

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Губерния».

15.07.2016г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции «Кредитный субботник» Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. №168147 от 15.07.2016г.) по факту размещения и  распространения в газете «МАРКЕР-ЭКСПРЕСС ДАЙДЖЕСТ» (№18 (1014) от 14 мая  2016г., стр.11; издатель: ООО «ИД «Алтапресс», адрес редакции: г.Барнаул, ул. Короленко, д.107) ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: «ЗАЙМЫ владельцам сертификатов МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ «ООО «Губерния» <…>», в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.13 28 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия, рассмотрев материалы дела, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге – займам под материнский капитал. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.

ООО «Губерния» (ОГРН 1030400730623), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРЮЛ – деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (ОКВЭД- 70.31 основной), а также прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества (ОКВЭД 65.2), предоставление кредита (ОКВЭД 67.13), предоставление кредита (ОКВЭД 65.22), предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества (ОКВЭД 65.22.3)  и.т.д.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЦБ России (http://cbr.ru), ООО «Губерния» в Государственном реестре Микрофинансовых организаций не состоит.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно п.п. 2,3 ст.2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»,  материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Из положений данного Федерального закона следует, что средства материнского (семейного) капитала имеют строго целевое назначение, расходуются в зависимости от направлений, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и достижения ребенком трехлетнего возраста. Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал. 

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  - улучшение жилищных условий;

  - получение образования ребенком (детьми);

  - формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона;

   - приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Статья 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регулирует основания и порядок  направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. В частности, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Таким образом, в рекламе отсутствует часть существенной информации о направлении использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно на улучшение жилищных условий, что нарушает требование ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии с ч.7 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

На основании изложенного, в случае если  организация, предоставляющая займы под материнский капитал, не является кредитной организацией или кредитным потребительским кооперативом, обязательным условием предоставления займов под материнский капитал является обеспечение данного займа ипотекой.

На определение о возбуждении дела №93-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе» директор ООО «Губерния»  С<...> пояснила, что ООО «Губерния» не является микрофинансовой организацией, а осуществляет деятельность как «иная организация», осуществляющая предоставление займа по договору займа, обязательства по которому обеспечено ипотекой. В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой.

Таким образом, согласно представленным документам ООО «Губерния», Общество выдает займы по договору займа  лицам, имеющим сертификат «Материнский капитал», исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой (договоры купли-продажи прилагаются).

В рассматриваемой рекламе  информация об обеспечении займов под материнский капитал ипотекой, отсутствует, что указывает на нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, реклама финансовых услуг, размещенная в газете «МАРКЕР-ЭКСПРЕСС ДАЙДЖЕСТ» (№18 (1014) от 14 мая  2016г., стр.11),  содержит нарушение требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В результате рассмотрения дела факты нарушения ООО «Губерния»   ч.13 ст.28  Федерального закона «О рекламе» не нашли своего подтверждения.     

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно договору на оказание услуг № А/132/Р от 29.04.2016г., заключенному между ООО «Губерния» и ООО «ИД «Алтапресс», рекламораспространителем является ООО «ИД «Алтапресс», рекламодателем является ООО «Губерния».

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Губерния»   ч. 7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу ООО «Губерния»,  распространенную в газете «МАРКЕР-ЭКСПРЕСС ДАЙДЖЕСТ» (№18 (1014) от 14 мая  2016г.),  ненадлежащей.

2.Признать ООО «Губерния» нарушившим требования  ч.7 ст.5  Федерального закона «О рекламе».

3.Выдать ООО «Губерния» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 120

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

18 августа 2016 г.                                                                                                           г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 18 августа  2016г. по делу № 93-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Губерния», размещенную в газете «МАРКЕР-ЭКСПРЕСС ДАЙДЖЕСТ» (№18 (1014) от 14 мая  2016г.), поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. ООО «Губерния» в  десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей  рекламы  ООО  «Губерния» в  газете «МАРКЕР-ЭКСПРЕСС ДАЙДЖЕСТ», по которой вынесено решение,  в которой нарушены требования  ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО «Губерния» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05  сентября 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны