Решение б/н Решение по делу от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ТС Аникс»

Социалистическая ул., д.5/1

г. Бийск, 659315

Алтайский край

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/21-737/2022

Решение принято 26 октября 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/21-737/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в г. Бийске Алтайского края рекламы алкогольной продукции, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «ТС Аникс» - извещено надлежащим образом,

в отсутствие заявителя - извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление жителя г. Бийска о распространении в торговом зале магазина «Аникс» рекламы алкогольной продукции с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из заявления следует, что 03.10.2022г. в торговом зале магазина «Аникс» по адресу: г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, транслировалась звуковая реклама алкогольной продукции (водка). Заявитель указывает, что предупреждение о вреде алкоголя, озвучиваемое в конце рекламы, многократно ускорено при воспроизведении и не позволяет расслышать его и понять суть вреда алкоголя.

Установлено, что розничную торговлю в магазине «Аникс» осуществляет ООО «ТС Аникс» (ИНН 2204039458, адрес: Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, д.5/1, оф.305).

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения п.6 ч.2, ч.3 ст.21 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 10.10.2022г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «ТС Аникс». Рассмотрение дела назначено на 26.10.2022г.

В указанную дату представитель ООО «ТС Аникс» и заявитель не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

ООО «ТС Аникс» в антимонопольный орган представлены письменные пояснения, а также материалы, запрашиваемые определением о возбуждении дела.

26.10.2022г. Комиссия антимонопольного органа, изучив документы и материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

Согласно п.6 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2021г. №КТ/82670/21 «О запрете размещения рекламы алкогольной продукции вблизи отдельных зданий, строений и сооружений» для определения, размещается ли реклама в пределах 100-метровой зоны, указанной в ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», целесообразно провести измерение кратчайшего расстояния от места размещения (распространения) рекламы до ближайшей точки по периметру указанных зданий, строений, сооружений, ограждений их территории, по прямой линии с учетом существующих преград или препятствий.

Как следует из заявления рассматриваемая реклама алкогольной продукции (водка) распространялась 03.10.2022г. в торговом зале магазина «Аникс» по адресу: г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, который находится рядом с МБОУ «СОШ №34», расположенным по адресу: г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.6.

МБОУ «СОШ №34» является образовательной организацией в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности №046 от 25.09.2019г.

Для определения 100-метровой зоны установлено кратчайшее расстояние от ближайшей точки периметра зданий, строений, сооружений, ограждений их территории до размещения рекламной информации.

Сто метров надлежит отсчитывать от точки здания, сооружения, ближайшей к месту (торговой точке, рекламной конструкции) распространения рекламы. При этом под запрет подпадает та реклама, которая размещается в любой точке зоны, расположенной ближе чем сто метров (в радиусе сто метров) от указанной точки здания, сооружения. Данные о расстоянии от места распространения рекламы до образовательного объекта можно измерить путем непосредственного сравнения со шкалой (линейки, рулетки).

В соответствии с данными «2 ГИС» http://2gis.ru расстояние от крайних точек по прямой от магазина «Аникс» до МБОУ «СОШ №34» составляет 60 метров. Таким образом, спорная реклама алкогольной продукции распространена на расстоянии ближе, чем сто метров от здания МБОУ «СОШ №34».

Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с Письмом ФАС России от 20.02.2015 N АК/7749/15 «О рекламе алкогольной продукции» требование о предупреждении вреда чрезмерного потребления алкогольной продукции применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

Указанное предупреждение должно быть выполнено таким образом и длиться такое время, чтобы потребители могли воспринять данное предупреждение (в противном случае реклама признается распространенной без соответствующего предупреждения).

Действие рекламы алкогольной продукции направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку распространение рекламы алкогольной продукции посредством звуковой рекламы в торговом зале магазина «Аникс», то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

ООО «ТС Аникс» представлены письменные пояснения, согласно которым магазин «Аникс-Можайского», расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, действительно находится от образовательного учреждения менее, чем в 100 метров; в настоящее время реклама алкогольной продукции в торговой сети прекращена; ответственное лицо за рекламу уволилось; реклама алкогольной продукции была представлена ООО «Альянс региональных ритейлеров» (ИНН 7728371250) по договору коммерческой концессии.

ООО «ТС Аникс» также представлены аудиозаписи рекламы, из которых следует, что в магазине «Аникс» по адресу: г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, транслировалась реклама водки «5 Озёр», «Белая Березка», «Хаски», а также настойки «Сиббитер».

Заявитель указывает, что предупреждение о вреде алкоголя, озвучиваемое в конце рекламы, многократно ускорено при воспроизведении и не позволяет расслышать его.

Антимонопольный орган, проанализировав представленные аудиозаписи, установил, что каждая аудиозапись составляет 30 секунд, предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции составляет 3 секунды, что составляет 10% от общей трансляции ролика.

В ходе прослушиваний рекламных аудиозаписей Комиссией установлено, что предупреждение о вреде алкоголя выполнено таким образом и длится такое время, что потребители могут воспринять данное предупреждение.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав материалы дела, а также место распространения рекламы в торговой сети «Аникс» по адресу: г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, приходит к выводу, что транслируемая звуковая реклама алкогольной продукции (водка «5 Озёр», «Белая Березка», «Хаски», настойка «Сиббитер») распространена с нарушением п.6 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», поскольку распространение рекламы алкогольной продукции на расстоянии менее 100 метров от образовательного учреждения не допускается.

В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламораспространитель.

Установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ТС Аникс» (ИНН 2204039458, адрес: Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, д.5/1, оф.305).

Также Комиссия приходит к выводу предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с указанием ООО «ТС Аникс» в пояснениях о том, что в настоящее время реклама алкогольной продукции в торговой сети прекращена.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу алкогольной продукции магазина «Аникс», распространенную торговой сети по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны