Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №98-ФАС22-Р/07-16 от 12 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ  №98-ФАС22-Р/07-16

Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2016 года                                                            г.Барнаул

Решение изготовлено в полном объеме  08 сентября  2016 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

            <…>

рассмотрев дело №98-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовой услуги (заем) с признаками нарушения требований Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие заявителя – региональный исполком Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Алтайском крае (уведомлен),

в присутствии представителя рекламодателя ООО «Партнер» - У<…> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступили материалы общественной акции «Кредитный субботник», проведенной региональным исполкомом в Алтайском крае общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», для рассмотрения в пределах компетенции в части соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Указанные материалы содержат, в том числе сведения о размещении в Интернете на страницах социальной сети «Одноклассники» информации рекламного характера об оказании финансовых услуг (предоставление займов).

Так, на одной из страниц группы «Доска объявлений г. Камень-на-Оби» (https://ok.ru/group51963911078065/topic/64510814175409) размещена информация следующего содержания: «ООО «Партнер» ЗАЙМЫ лицам, имеющим сертификат материнский капитал <…>с «Партнером» надежно!...ул. Ленина <…>».

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

26.07.2016г. возбуждено дело №98-ФАС22-Р/07-16 в отношении ООО Агентство «Партнер» (ОГРН 1122207000420).

16.08.2016г. на основании поступивших в адрес антимонопольного органа документов, Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Партнер» (ОГРН 1142207000011), Общество привлечено к участию в деле. В отношении ООО Агентство «Партнер» производство по делу прекращено, в связи с отсутствием в действиях Общества признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе представитель ООО «Партнер» У<…> пояснила, что Общество выдает займы только лицам, владеющим материнским сертификатом, в силу закона договоры займы обеспечены ипотекой. В рекламе не стали указывать сведения об ипотеке, так как посчитали, что в перечне существенных условий ст.28 Федерального закона «О рекламе» данное условие отсутствует.

Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав пояснения представителя стороны, пришла к следующим выводам.

Рассматриваемая антимонопольным органом  информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к такому объекту рекламирования как оказание услуг по предоставлению займов. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.

Согласно ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» не допускается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом.

При этом кредитные организации могут действовать как банки либо как небанковские кредитные организации, что определяется в их разрешительной документации. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств, средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и т.д. Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять ограниченный круг операций, например, только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов.

Помимо банков в качестве кредитора (заимодавца) выступают также и некредитные финансовые организации, к которым относятся:

      1) микрофинансовые организации (МФО);

      2) кредитные потребительские кооперативы (КПК);

      3) сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

      4) ломбарды.

ООО «Партнер» не входит в реестр микрофинансовых организаций, не является кооперативом или ломбардом.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно п.п. 2,3 ст.2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»  материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Из положений данного Федерального закона следует, что средства материнского (семейного) капитала имеют строго целевое назначение, расходуются в зависимости от направлений, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и достижения ребенком трехлетнего возраста. Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал. 

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

   - улучшение жилищных условий;

   - получение образования ребенком (детьми);

   - формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона,

   - приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Статья 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регулирует основания и порядок  направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Согласно ч.7 ст.10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

  1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

  2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

  3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

Согласно статьям 329, 334-355 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1-3  Федерального закона от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке», ипотека представляет способ обеспечения обязательств – уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

В принятом современном потребительском понимании, значение слова «ипотека» - это кредит (заем) на приобретение жилья, при котором приобретенное недвижимое имущество (жилье) становится собственностью должника и одновременно залогом у кредитора (банка) или займодавца, который, в случае невыполнения последним своего обязательства имеет право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.

Представленными ООО «Партнер» документами подтверждается факт предоставления Обществом займов на приобретение жилья с использованием способа обеспечения обязательства – ипотека. Следовательно, ООО «Партнер» вправе рекламировать деятельность по предоставлению таких займов. Однако, в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что договоры займа обеспечены ипотекой.        

Следовательно, признаки нарушения ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» в ходе рассмотрения дела не подтвердились, так как ООО «Партнер» вправе предоставлять займы владельцам материнских сертификатов, но при условии обеспечения таких договоров ипотекой, что в данном случае будет существенным условием для правомерности деятельности Общества и рекламирования такой деятельности.  

Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, рассматриваемая реклама услуг ООО «Партнер» по предоставлению займов на улучшение жилищных условий  под средства материнского капитала с обременением ипотекой, размещенная в социальной сети «Одноклассники» на одной из страниц группы «Доска объявлений г. Камень-на-Оби» (https://ok.ru/group51963911078065/topic/64510814175409),  является ненадлежащей, так как при ее размещении нарушено требование ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель -  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с представленными документами, рекламодателем является ООО «Партнер» (ОГРН 1142207000011).

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Партнер» требования ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении ненадлежащей  рекламы о предоставлении займов на улучшение жилищных условий  под средства материнского капитала без указания существенного условия предоставления таких займов – обременение ипотекой.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу «ООО «Партнер» ЗАЙМЫ лицам, имеющим сертификат материнский капитал <…> с «Партнером» надежно!...ул. Ленина<…>», ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушено требование ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2.Признать ООО «Партнер» нарушившим требование законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Выдать ООО «Партнер» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ  №124

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

08 сентября  2016г.                                                                                                          г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

            <…>

на основании своего решения от 08 сентября  2016г. по делу №98-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы услуг по предоставлению займов, размещенной в социальной сети «Одноклассники» на одной из страниц группы «Доска объявлений г. Камень-на-Оби» (https://ok.ru/group51963911078065/topic/64510814175409), поскольку при ее размещении нарушено требование ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.ООО «Партнер» в десятидневный срок со дня вынесения предписания  прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение в социальной сети «Одноклассники» рекламы финансовых услуг (займы), в которой отсутствует часть существенной информации об обременении договора займа ипотекой.

2.ООО «Партнер» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19 сентября 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны