Решение б/н Решение по делу от 24 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ТВОЕ»

Полянка Б. ул. д.51А/9,

стр.1, пом.I, эт.5, ком.11

г. Москва, 119180

Сходненская ул. д.56

г. Москва, 125363

Павловский тракт, д.188

г. Барнаул, 656922

<...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-1002/2019

Решение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2019г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-1002/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «ТВОЕ», в лице представителя по доверенности – <...> (доверенность 77АГ2892173 от 26.11.2019),

в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

28.10.2019г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ по факту размещения в магазине «ТВОЕ», расположенном в ТРЦ «Арена» по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.188, рекламы следующего содержания: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели».

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 26.11.2019г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «ТВОЕ». Рассмотрение дела назначено на 17.12.19г.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по электронной почте 27.11.2019г.

Согласно п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

17.12.19г. в заседании Комиссии представитель ООО «ТВОЕ» <...> представила документы и материалы по настоящему делу, а также дала устные пояснения. Изучив материалы дела, дав им надлежащую оценку, и заслушав представителя ООО «ТВОЕ» <...>, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела в магазине «ТВОЕ», расположенном в ТРЦ Арена по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.188, размещается реклама следующего содержания: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к предлагаемым акциям в магазине «ТВОЕ».

Согласно п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из содержания заявления следует, что консультанты в магазине «ТВОЕ» заявителю пояснили, что 2 пары трусов это 2 штуки трусов, а не 4, соответственно 7 пар трусов это 7, а не 14 штук, в результате чего заявителю отказали в продаже товара на заявленных в акции условиях.

Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган ООО «ТВОЕ» (вхд.№1916829 от 16.12.2019г.) следует, что рассматриваемая реклама имела своей целью более полное доведение сведений до покупателей магазина о проходящей распродаже и стоимости продукции, эта информация носила справочный характер, была напечатана продавцами-кассирами на принтере, расположенном в магазине, и размещена на кассовом столе, в силу обычая делового оборота, распоряжение о проведении распродажи приказом не оформлялось.

ООО «ТВОЕ» считает, что рассматриваемая информация: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели», не отвечает признакам рекламы и, следовательно, не является рекламой.

Вместе с тем, ООО «ТВОЕ» признает, что размещение информации в подобной формулировке было не совсем корректным, однако это было сделано с целью более полного приближения доводимых до покупателей сведений к разговорной речи.

На заседании Комиссии, представитель ООО «ТВОЕ» - <...> отзыв на определение Общества поддержала, пояснив, что Общество не считает рассматриваемую информацию рекламой.

В рассматриваемой рекламной акции используются словосочетания «трусы 2 пары», «набор трусов 7 пар».

В соответствии с толковым словарем Д.Н. Ушакова, пара, пары, - два однородные предмета, вместе употребляемые и составляющие одно целое, комплект (Пара сапог. Пара подсвечников. Пара белья. Подобрать вещь под пару. Пара весел).

Трусы, это одиночный предмет нижнего белья и, поэтому правильно говорить одни трусы или просто – трусы. Слово пара используется для обозначения двух однородных или одинаковых предметов, употребляемых вместе и составляющих одно целое: пара чулок, пара ботинок. Только это значение слова пара (применительно к одежде) является общеупотребительным и стилистически нейтральным. Сочетание «пара трусов» для обозначения одного предмета (а не двух) уместно только в разговорной речи.

Согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения, пара – это международная единица измерения, включенная в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК). Экономическая единица пара – это 2 штуки.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недостоверная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. Рекламная информация формирует интерес к товару или услуге и направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Рассматриваемая информация: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели», размещенная на кассовом столе магазина, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (товар магазина «ТВОЕ» - трусы, проводимая акция), формирование или поддержание интереса к ним и его продвижению на рынке. Целью распродажи является увеличение спроса на рекламируемый товар (трусы). Таким образом, рассматриваемая информация отвечает всем признакам рекламы.

Согласно Письму ФАС России от 20.06.2018г. №АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе», по мнению специалистов ФАС России, если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и попадает под регулирование Федерального закона «О рекламе».

В указанной заявителем информации: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели», содержатся сведения о конкретном товаре (трусы) и об условиях его приобретения («499 299р трусы 2 пары», «899 299р набор трусов 7 пар»). Таким образом, данная информация содержит все признаки рекламы и является рекламой по определению.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основное отличие обычая делового оборота от рекламы в том, что его цель – не формирования или поддержания интереса к продавцу и его товару, а информирование третьих лиц о наличии продавца (магазина) как такового.

В рассматриваемой рекламе наименование организации, место ее нахождения и режим работы отсутствуют, следовательно, информация: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели», не обязательна к размещению в силу закона или в силу обычая делового оборота.

По изложенным выше основаниям, Комиссия считает, что доводы <...> по поводу того, что рассматриваемая информация не реклама, являются необоснованными.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «ТВОЕ» п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», что выражается в размещении ненадлежащей рекламы в магазине «ТВОЕ».

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.4 ч.3 ст.5 настоящего Федерального закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной ООО «Плутон», договор аренды в ТРЦ «Арена» в магазине «ТВОЕ» по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.188, заключен с ООО «ТВОЕ» (ОГРН 1107746597782).

Таким образом, рекламодателем является ООО «ТВОЕ» (ИНН 7706741162, ОГРН 1107746597782).

Согласно п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «ТВОЕ» представлен Ответ на Предостережение №08/18-09 от 14 ноября 2019г., выданное Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, согласно которому Общество устранило выявленные нарушения, распространение рекламы: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели», прекращено.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламную информацию: «SALE 499 299р трусы 2 пары *распродажа *выборочные модели», «SALE 899 299р набор трусов 7 пар *распродажа *выборочные модели», размещенную в магазине «ТВОЕ», расположенном в ТРЦ «Арена» по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.188, ненадлежащей.
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны