Решение №13-ФАС22-АМ/04-12 Р Е Ш Е Н И Е № 13-ФАС22-АМ/04-12 от 25 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 13-ФАС22-АМ/04-12

г. Барнаул

Резолютивная часть решения оглашена «25» апреля 2012г.

В полном объеме решение изготовлено «10» мая 2012г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…> - заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

М<…> – начальник аналитического отдела,

В<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

А<…> - главный специалист-эксперт аналитического отдела,

рассмотрев дело № 13-ФАС22-АМ/04-12 по признакам нарушения ООО «Рынок» (658980, Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи, ул.Урицкого, 1), ЗАО «Мелиоратор» (658980, Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи, ул.Октябрьская, 97), ОАО «Ключевской элеватор» (658980, Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи, ул.Центральная, 142) пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа конкурентной среды на локальных рынках розничной реализации ГСМ в Алтайском крае за 2011 год и первый квартал 2012 года, а также на основании данных мониторинга розничных цен на ГСМ установлено, что ООО «Рынок», ЗАО «Мелиоратор», ОАО «Ключевской элеватор» в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Ключевского района Алтайского края, поддерживали одинаковые розничные цены на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр, на дизельное топливо зимнее в размере 26,50 руб. за литр.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о возбуждении дела по признакам нарушения п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В результате анализа динамики цен на бензины, реализуемые предприятиями, установлено следующее.

ЗАО «Мелиоратор» приказом № 12 от 25.10.2011 года установлены цены на бензин марки Аи-92 на уровне 24,50 руб./литр (АЗС в с. Ключи и АЗС в с. Новополтава), в течение первого квартала 2012 года в Обществе цены не менялись, таким образом, в период с ноября по декабрь 2011 года и на протяжении с января по 14 марта 2012 Общество поддерживало цены на уровне 24,50 руб./литр. Общество приказом № 14 от 27.12.2011г. установлена розничная цена реализации дизельного топлива через свои АЗС в размере 26,50 руб/литр. Указанная цена поддерживалась на этом уровне в период январь-март 2012 года.

В ООО «Рынок» розничная цена бензина АИ-92 через свою АЗС приказом №38 от 23.12.2011 установлена в размере 24,50 руб/л и поддерживалась весь период с января по 14 марта 2012 года без изменений. На основании приказа № 34 от 09.11.2011 цена дизельного топлива (зимнее) на уровне 26,50 руб/л поддерживалась весь период с ноября 2011 г. по 14 марта 2012 года.

На предприятии ОАО «Ключевской элеватор» цена на бензин марки АИ-92 на уровне 24,50 руб./литр. установлена распоряжением с 1 сентября 2011 года и не менялась по состоянию на 14 марта 2012 года. Цена реализации дизельного топлива (зимнее) через свою АЗС в размере 26,50 рублей за литр установлена распоряжением Общества от 22 ноября 2011 года и поддерживалась без изменений по состоянию на 14 марта 2012 года.

Таким образом, в период с января по 14 марта 2012 года хозяйствующие субъекты ООО «Рынок», ЗАО «Мелиоратор», ОАО «Ключевской элеватор», реализующие бензин марки Аи-92, дизельное топливо (зимнее), поддерживали цены на одном уровне – 24,50 и 26,50 рублей за литр соответственно.

Поддержание цен на ГСМ в период с января по 14 марта 2012 года на одном уровне у рассматриваемых организаций соответствуют определению согласованных действий по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В ходе рассмотрения дела управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю во исполнение приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» провело анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива (зимнего) в Ключевском районе Алтайского края. Основная задача анализа – оценка состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

В ходе анализа рынка были определены продуктовые и географические границы рынка, состав хозяйствующих субъектов и объем товарного рынка, а также выявлены барьеры входа на рынок и сделаны выводы о состоянии конкурентной среды.

Временной интервал исследования определен 2011 годом. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Согласно п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования. Системный анализ норм Порядка проведения анализа позволяет сделать вывод, что определение условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, т.е. перспективный анализ рынка, необходим в случаях, перечисленных в п.2.2 Порядка, при формировании же Реестра хозяйствующих субъектов, а также при рассмотрении дел по признакам нарушения статей 10 и 11 Закона "О конкуренции»; необходимо изучение сложившихся характеристик товарного рынка. Поэтому, при рассмотрении дела, временной интервал определен годом, предшествующим согласованным действиям. Именно такое определение временного интервала позволяет сгладить сезонные колебания в объемах реализации ГСМ в течение года.

Продуктовые границы рынка определены с учетом дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Географические границы рынка определены с учетом условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, сложившимися схемами приобретения товара, обусловленными наличием и расположением транспортной инфраструктуры. Учитывая наличие маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортные схемы приобретения бензина на розничном рынке потребителями (расположение автозаправочных станций, расстояние, маршрут следования до автозаправочной станции и т.д.). Географические границы розничного рынка бензина автомобильного локализованы в административных границах Ключевского района.

Географические границы рынка определены с учетом условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, сложившимися схемами приобретения товара, обусловленными наличием и расположением транспортной инфраструктуры. Учитывая наличие маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортные схемы приобретения бензина на розничном рынке потребителями (расположение автозаправочных станций, расстояние, маршрут следования до автозаправочной станции и т.д.). Географические границы розничного рынка бензина автомобильного локализованы в административных границах Ключевского района.

По данным администрации Ключевского района, на территории района розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива через автозаправочные станции осуществляют четыре хозяйствующих субъекта, зарегистрированных в районе: ООО «Рынок» (1 АЗС), ОАО «Ключевской элеватор» (1 АЗС), ЗАО «Мелиоратор» (2 АЗС) и ООО «Диалог» (1АЗС). Кроме того, на территории Ключевского района присутствует еще 1 АЗС, принадлежащая ИП Ефремовой Г.Г., которая на день рассмотрения дела продала свою АЗС, расположенную в с.Северка.

В результате расчетов объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке установлено следующее. На рынке розничной реализации бензина АИ-92 в Ключевском районе отмечается высокий уровень концентрации (CR-3), составивший более 94 %, наибольшие объемы реализации приходятся на ЗАО «Мелиоратор» и ООО «Рынок». При этом доли хозяйствующих субъектов по маркам бензина распределились следующим образом. За 2011 год доля ООО «Рынок» составила: по бензину АИ-92 – 63,6%, дизельному топливу (зимнему) -60,6%. Доля ЗАО «Мелиоратор» по бензину Аи-92 составила 20,7%, дизельное топливо зимнее не реализовалось. На ОАО «Ключевской элеватор» доля по бензину Аи-92 составляет 9,8%, по дизельному топливу (зимнему) 38,7%

В результате анализа установлено, что по степени развития конкуренции, рынок розничной реализации ГСМ на территории Ключевского района относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Данный вывод сделан исходя из степени концентрации рынка.

Поддержание цен на рассматриваемых предприятиях в период с января по март 2012 года соответствуют интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. В условиях высокой степени концентрации рынка изменение цен каждым из них в сторону увеличения либо уменьшения выгодно только в случае соответствующего ответного изменения цен остальными хозяйствующими субъектами. В противном случае инициатор изменения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения их объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

Специфика данного рынка состоит в том, что он является «прозрачным», т.е. информация о ценах конкурирующих организаций легко доступна, т.к. цена указывается на стелах АЗС, и это дает возможность каждому из них устанавливать розничные цены на своих АЗС с учетом цен конкурентов.

Так, ЗАО «Мелиоратор» имело торговую наценку при реализации бензина АИ-92 в 1 квартале 2012 года на уровне 12,6%. ООО «Рынок» имело среднюю торговую наценку при продажах бензина АИ-92 в размере 14,6%, от реализации дизельного топлива (зимнего) - 8,1%. ОАО «Ключевской элеватор» имело торговую наценку по бензину на уровне 9,8%, по дизельному топливу (зимнему) в среднем 9,3%. Таким образом, в указанный период времени все хозяйствующие субъекты имели положительную торговую наценку, что, безусловно, соответствует их интересам в условиях одновременного поддержания всеми участникам рынка одного уровня цен.

Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Наличие разных поставщиков автомобильного топлива определяет и различные оптовые цены на ГСМ. В частности, производственная себестоимость заводов - производителей различна в силу особенностей технологического процесса, стоимости сырья и т.д.; транспортные издержки, которые включаются в стоимость ГСМ, также неодинаковые ввиду разной удаленности и территориального расположения НПЗ. В результате анализа цен поставщиков для операторов розничного рынка ГСМ Ключевского района установлено следующее.

Действительно, изменение закупочных цен, рост инфляции, и тарифов, оказывает определенное (но не определяющее) влияние на деятельность хозяйствующих субъектов – участников рынка розничной реализации нефтепродуктов. Между тем, единообразное и синхронное повышение розничных цен на автомобильное топливо экономически не обосновано, поскольку вышеперечисленные экономические факторы не оказывают равного влияния на всех участников розничного рынка ГСМ.

Относительно единообразная и синхронная динамика изменения цен в январе-марте 2012 года не носит случайный характер, поскольку изменения розничных цен на автомобильное топливо вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, в частности, поставщиков ГСМ и транспортных организаций. Однако, перечисленные выше факторы не в равной мере влияют на каждого из хозяйствующих субъектов. Поставщиком бензина АИ-92 для ЗАО «Мелиоратор» является ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» Половинная нефтебаза (средняя отпускная цена в период с января по март 2012 года составляла 21,75 руб./литр включая НДС), дизельное топливо закупалось также у названного поставщика. Поставщиком бензина АИ-92 для ООО «Рынок» является ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» Карасукская нефтебаза и ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»,средняя отпускная цена бензина АИ-92 за названный период составила 21,43 рубля за литр, дизельного топлива (зимнего) 24,51 руб/л. Поставку бензина АИ-92 и дизельного топлива зимнего для ОАО «Ключевской элеватор» осуществляли ОАО «Газпромнефть-Алтай» и ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт". В январе-марте 2012 года бензин поставлялся по цене 22,31 руб/литр, дизельное топливо зимнее 24,24 руб/л.

Таким образом, хозяйствующие субъекты имеют разных поставщиков ГСМ и разный уровень закупочных цен, несмотря на это, в течение января — марта 2012 года они поддерживают одинаковый уровень цен на всех АЗС, что, безусловно, соответствует их интересам, поскольку обеспечивает доходность продаж.

На заседании Комиссии представители ООО «Рынок», ОАО «Ключевской элеватор», ЗАО «Мелиоратор» отрицали согласованность действий, мотивируя поддержание розничных цен на одном уровне экономической необходимостью, в частности, повышением закупочных цен на ГСМ, инфляционными процессами и т.п. Также представители Обществ в своих пояснениях ссылались на то, что цены на бензин и дизельное топливо устанавливались на основе цен, сложившихся на товарном рынке в данный период.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Рынок», ЗАО «Мелиоратор», ОАО «Ключевской элеватор» в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Ключевского района Алтайского края, поддерживали одинаковые розничные цены на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр, на дизельное топливо зимнее в размере 26,50 руб. за литр.

Пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Действия ООО «Рынок», ЗАО «Мелиоратор», ОАО «Ключевской элеватор», выразившиеся в поддержании в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Ключеского района Алтайского края одинаковых розничных цен на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр, на дизельное топливо зимнее в размере 26,50 руб. за литр, являются согласованными действиями и противоречат пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно информации, представленной ООО «Рынок» на момент заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю, цены на ГСМ пересмотрены хозяйствующим субъектом и установлены с 20.04.2012г. в следующем размере: дизельное топливо (летнее) – 24,9 руб. за литр, бензин АИ-92 – 24,4 руб., что подтверждается копией приказа ООО «Рынок» от 19.04.2012 № 33, имеющейся в материалах дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ООО «Рынок», ЗАО «Мелиоратор», ОАО «Ключевской элеватор», выразившиеся в поддержании в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Ключеского района Алтайского края, одинаковых розничных цен на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр, на дизельное топливо зимнее в размере 26,50 руб. за литр, согласованными действиями и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ЗАО «Мелиоратор», ОАО «Ключевской элеватор» предписание о прекращении согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли.
  3. Не выдавать ООО «Рынок» предписание о прекращении согласованных действий в связи с добровольным устранением хозяйствующим субъектом нарушения антимонопольного законодательства.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны