Решение №№ 47888/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-862/2020 от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ПроЛидс»

Интернациональная ул., 48б, оф. 2

г.Барнаул, 656056

ИП С<...>

Интернациональная ул., 48б, оф. 2

г.Барнаул, 656056

гр. С <...>

8 микрорайон, <...>

г. Новоалтайск, 658080

ООО «Микрокредитная

компания М Булак»

Наставнический пер., 8, стр. 2

г.Москва ,105120

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-862/2020

Решение принято 12 ноября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Члены Комиссии:

<...> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-862/2020 по факту незаконного использования в рекламе, размещенной в сети «Интернет» (сервис «Яндекс.Директ»), товарного знака «Мол булак», что указывает на признаки нарушения п.7 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии заявителя ООО «МКК М Булак» в лице представителя по доверенности №65-02-20 от 12.02.2020г. <...>,

в отсутствие лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «ПроЛидс», <...>,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/5-862/2020 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Микрокредитная компания М Булак» о незаконном использовании в рекламе, размещенной в сети «Интернет» (сервис «Яндекс.Директ»), товарного знака «Мол булак», направленное ФАС России в порядке пунктов 6, 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508.

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 16.10.2020г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны ООО «ПроЛидс», С<...>, ИП С<...>. Рассмотрение дела назначено на 12.11.2020г.

На заседание Комиссии ООО «Пролидс», С<...>., ИП С<...> не явились, о дате и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом, что в силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), не является препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

ООО «ПроЛидс» в антимонопольный орган представлены письменные пояснения, согласно которым Общество с 24.05.2018г. осуществляет свою деятельность путем оказания услуги сервиса помощи в получении займа или кредита, на основании публичной оферты, являющийся предложением заключить договор возмездного оказания услуг, содержащий все существенные условия предоставления информационных услуг и дальнейших услуг по обработке полученных данных, с которой пользователь сайта знакомится и подписывает согласие – акцептируя оферту. Оказываемые услуги являются платными и носят посреднический характер между клиентом, который хочет получить заем, и кредитным учреждением, чья деятельность лицензирована и носит официальный характер.

Между ООО «Яндекс» и ООО «ПроЛидс» заключен возмездный договор на оказание услуг Яндекс.Директ, который заключается посредством акцепта публичной оферты, путем выделения места в дизайне веб-страницы для размещения (показа) рекламных объявлений, т.е. рекламы деятельности ООО «ПроЛидс» об услугах по подбору кредитных учреждений и микрофинансовых организаций.

Заявки на размещение рекламы направлялись в личном кабинете на сайте Яндекс, размещенном в сети интернет по адресу: http://direct.yandex.ru, путем составления текста рекламы. Макет рекламы с Яндекс не согласовывался, но проходил проверку в соответствии с п.3.5.6 публичной оферты.

Доводы заявителя о том, что ООО «ПроЛидс» использует в качестве критерия для показа своих недобросовестных рекламных объявлений в поисковой системе Яндекс ключевые слова, тождественные или сходные до степени смешения с товарным знаком «Мол булак», ООО «ПроЛид» считает подлежащими сомнению, поскольку данные действия, осуществляющиеся по существующим общим правилам рекламных объявлений (обычаи делового оборота), по введению ключевого слова «мол булак» представляющими собой технический параметр (критерий), устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламных кампаний, при этом рекламодателем для каждого объявления может быть выбран ряд ключевых слов.

Одно и то же ключевое слово может быть выбрано для нескольких объявлений одного рекламодателя, также для объявлений разных рекламодателей. Соответственно ключевые слова для поиска информации разных рекламодателей могут совпадать. В таком случае при вводе в строку поиска ключевого слова пользователь получает ряд ссылок на различные веб-сайте рекламодателей, для которых было выбрано соответствующее ключевое слово.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 01.10.2020г. в Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступило заявление ООО «Микрокредитная компания М Булак», г.Москва о незаконном использовании в рекламе, размещенной в сети «Интернет» (сервис «Яндекс.Директ»), товарного знака «Мол булак», направленное ФАС России в порядке пунктов 6, 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508.

ООО «Микрокредитная компания М Булак» является правообладателем исключительных прав на товарный знак , зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания 10.12.2019г., в отношении товаров (услуг) 35, 36 класса МКТУ (реклама, финансовая деятельность), что подтверждается соответствующим свидетельством №738561 (приоритет от 11.02.2019г.). Использование указанного товарного знака для правообладателя, как он указывает, имеет огромную потребительскую и коммерческую ценность; товарный знак используется в коммерческой деятельности организаций правообладателя и предназначен для успешного оказания услуг в соответствии с основным видом деятельности – предоставление займов и прочих видов кредита. Товарный знак используется, в частности на сайте https://www.molbulak.ru/ (администратор домена molbulak.ru является ООО «Микрокредитная компания М Булак»).

Заявитель указывает, что ООО «ПроЛидс», Алтайский край, г.Барнаул, использует в качестве критерия для показа своих недобросовестных рекламных объявлений в поисковой системе «Яндекс» ключевые слова (словосочетания), тождественные или сходные до степени смешения с товарным знаком «Мол булак», что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 10.03.2020г.

Заявитель просит провести проверку фактов нарушения законодательства Российской Федерации и выдать виновным лицам предписание о прекращении нарушения, а также принять решение о возбуждении административного производства в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяются положения Федерального закона от 13.03.32006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Под рекламой настоящий Федеральный закон понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с протоколом осмотра доказательств от 10.03.2020г., зарегистрированным в реестре: № 77/823-н/77-2020-2-1628, посредством сервиса «Яндекс.Директ» распространена информация следующего содержания: «Мол булак займ онлайн на карту- Givemoney. Givemoney.su реклама. Мол булак займ онлайн – сервис подбора займа от 1000 Р. Круглосуточно. 18+. Обработка заявки 15 мин. Любая кредитная история. Без поручителей. Нужен только паспорт <...> Финансовые услуги оказывает ООО «Микрокредитная организация «Оливин Финанс».

Распространяемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой услуге по подбору займов, способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.

По информации, предоставленной ООО «Яндекс», данная реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «ПроЛидс» (рекламодатель 1) (Алтайский край, г.Барнаул, ОГРН 1182225019096) на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/, посредством ее акцепта рекламодателем в порядке, предусмотренном пунктом раздела 7 оферты, что подтверждается счетами на оплату, выставленными ООО «Яндекс» и оплаченными ООО «ПроЛидс», а также актами об оказанных услугах и счет-фактурами.

Реклама также была размещена в рамках договора, заключенного между ООО «Яндекс» и С<...> (рекламодатель 2) (Алтайский край, г.Барнаул) на условиях указанной выше Оферты посредством ее акцепта рекламодателем в порядке, предусмотренном пунктом раздела 7 оферты, что подтверждается счетами на оплату, выставленными ООО «Яндекс» и оплаченными С<...>., а также актами об оказанных услугах и счет-фактурами.

Реклама также была размещена в рамках договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ИП С<...> (рекламодатель 3) (Алтайский край, г.Новоалтайск, ОГРНИП 317222500001910) на условиях указанной выше Оферты посредством ее акцепта рекламодателем в порядке, предусмотренном пунктом раздела 7 оферты, что подтверждается счетами на оплату, выставленными ООО «Яндекс» и оплаченными С<...>, а также актами об оказанных услугах и счет-фактурами.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно п.7 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.

На заседании Комиссии представитель заявителя С<...> доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме, считает контекстную рекламу недобросовестной, так как словосочетание «мол булаг» в целом аналогов в русском языке не имеет, а рекламодателями использование словосочетания «мол булаг» сделано намеренно для привлечения внимания потенциальных клиентов.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что в рассматриваемой тематической рекламе использован товарный знак «Мол булак», принадлежащий ООО «Микрокредитная компания М Булак», которое разрешения на его использование ни ООО «ПроЛидс», ни С<...>, ни ИП С<...> не давало.

В соответствии с п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе указано, что финансовые услуги оказывает ООО «Микрокредитная организация «Оливин Финанс», которое в реестре субъектов рынка микрофинансирования на сайте Центрального Банка Российской Федерации отсутствует, следовательно, реклама: «Мол булак займ онлайн на карту- Givemoney. Givemoney.su реклама. Мол булак займ онлайн – сервис подбора займа от 1000 Р. Круглосуточно. 18+. Обработка заявки 15 мин. Любая кредитная история. Без поручителей. Нужен только паспорт <...> Финансовые услуги оказывает ООО «Микрокредитная организация «Оливин Финанс», является недостоверной.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч.3 ст.5 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом установлено, что рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ООО «ПроЛидс» (Алтайский край, г.Барнаул, Интернациональная ул., 48Б, оф. 2), С<...>, ИП С<...> (Алтайский край, г.Барнаул, Интернациональная ул., 48Б).

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «ПроЛидс» сообщило, что исправило все ключевые слова в рекламных текстах, путем удаления словосочетания «Мол булаг». В подтверждение Обществом представлены скриншоты страниц поисковой системы Яндекс.

Антимонопольный орган установил, что на представленных скриншотах страниц поисковой системы Яндекс отсутствует дата.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с абз. а) п.36, пп.37-42, п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, размещенную в сети интернет с использованием товарного знака «Мол булаг», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.7, 20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ООО «ПроЛидс» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Выдать ИП С<...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  4. Выдать гр. С<...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны