Решение №022/06/33-487/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-487/2022 о нарушении законодател... от 8 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-487/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе «08» июля 2022 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: К<…> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок; членов Комиссии: К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ; Т<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; с участием представителей: от заявителя – ООО «ЭР Оптикс», И<…>, П<…> путем видеоконференции; от заказчика – Министерства здравоохранения Алтайского края, И<…>, Ш<…>; от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края», О<…> путем видеоконференции, рассмотрев жалобу ООО «ЭР Оптикс» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0817200000322008442 «Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования» согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ЭР Оптикс» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0817200000322008442 «Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования». Заявитель указывает, что описание объекта закупки было осуществлено без использования соответствующей позиции каталога товаров, работ и услуг ЕИС ( КТРУ) «Микроскоп хирургический общего назначения». Заказчиком незаконно объединено в один лот различное медицинское оборудование: эндоскопическая камера и операционный микроскоп, имеющие разное КТРУ, в отношении микроскопа медицинского Постановлением Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г. установлено ограничение допуска, в то время как в отношении камеры эндоскопа и эндоскопической стойки ограничения не устанавливаются. В описании объекта закупки были установлены требования, которым соответствует микроскоп только одного производителя – микроскоп операционный KINEVO производства «Карл Цейсс Медитек АГ», при том, что на рынке представлены микроскопы иных производителей, например, «Лейка Микросистемс» и «Хааг-Стрейт Серджикал ГмбХ энд Ко. КГ». Заявитель считает, что ряд требований к характеристикам оборудования должен быть исключен из описания объекта закупки во избежание ограничения круга участников закупки. Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения. Представитель заказчика пояснил, что объектом закупки является не микроскоп хирургический общего назначения, а микроскоп операционный для нейро- и сосудистой хирургии, в том числе для проведения операций на сосудах головного и спинного мозга, в связи с чем микроскоп хирургический общего назначения заказчику не подходит. В КТРУ имеются позиции на микроскопы нейрохирургические, однако, характеристики по КТРУ не соответствуют потребностям заказчика, а именно по параметру «фокусное расстояние объектива», поскольку заказчику требуется фокусное расстояние – не менее 625 мм. В связи с чем, заказчику не подходит описание, представленное в КТРУ по позициям «микроскоп нейрохирургический». Из пунктов 2.1.38, 2.2.7, 2.3.1, 2.3.8 описания объекта закупки следует, что видеокамера является интегрированной в микроскоп операционный, соответственно видеокамера и микроскоп операционный имеют единый код ОКПД2 – 26.70.22.150. В ходе проведения открытого мониторинга рынка закупаемого медицинского оборудования путём публикации запроса цен в общем доступе в ЕИС для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были получены 3 коммерческих предложения от хозяйствующих субъектов, подтверждающие возможность поставки медицинской техники с необходимыми заказчику и медицинской организации функционально-техническими параметрами. При этом официальный запрос цен заказчика содержал информацию о том, что при подаче коммерческого предложения хозяйствующий субъект вправе направить предложения о внесении изменений в проект технического задания, являющего неотъемлемой частью запроса цен. При этом ООО «ЭР Оптикс» в период проведения открытого мониторинга (запроса) цен в ЕИС с 13.05.2022 по 19.05.2022 не подавало ни коммерческой информации, ни предложений по коррекции проекта технического задания. Микроскоп операционный для нейро- и сосудистой хирургии приобретается для нужд главного в Алтайском крае нейрохирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница», в котором получают медицинскую помощь пациенты со всего Алтайского края с наиболее тяжёлыми и сложными патологиями центральной и периферической нервной системы. Описание объекта закупки, учитывающее специфику лечения таких пациентов, и содержащее перечень функционально-технических параметров, удовлетворяющих потребностям медицинской организации было составлено заказчиком совместно со специалистами КГБУЗ «Краевая клиническая больница»: заведующим нейрохирургическим отделением КГБУЗ «Краевая клиническая больница», врачом-нейрохирургом высшей категории, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации, членом Ассоциации нейрохирургов Д<...>, врачом нейрохирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Ш.<...>. Представителем заказчика предоставлены письменные пояснения по технической и клинической значимости характеристик оборудования, указанных в жалобе заявителя. Представитель заказчика пояснил, что уникальность функционально-технических и клинических возможностей микроскопа операционного «Kinevo 900» производства «Карл Цейс Медитек АГ» подтверждается экспертным заключением эксперта от 25.02.2022 № 177/02-2022. Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 ( далее – Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. 27.06.2022 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000322008442 «Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования», в т.ч. описание объекта закупки. Согласно описанию объекта закупки к поставке требуется микроскоп операционный , код ОКПД2 26.70.22.150: назначение – операционный микроскоп для нейро- и сосудистой хирургии. В состав закупаемого оборудования входит микроскоп, напольный штатив, видеосистема, включающая в себя видеокамеру, видеорекордер, монитор, полностью интегрированная в микроскоп ( п. 2.3.1). В описании требований к напольному штативу предусмотрено наличие единой сенсорной панели управления микроскопом с помощью поворотного дисплея (монитора) (п. 2.2.5) и интегрированного блока управления эндоскопической камерой с системой автоматического распознавания (п. 2.2.7). Пунктом 3.1.1. установлено требование к рабочему расстоянию максимальному – не менее 625 мм. В описании объекта закупки содержится указание на то, что технические, функциональные и качественные характеристики товара (показатели, требования, условные обозначения, терминология), не установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок (в том числе – Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), определены Государственным заказчиком исходя из потребности конкретных лечебных учреждений, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров и материальной базы. Комиссией установлено, что в каталоге товаров, работ, услуг, размещенном в ЕИС, имеются позиции для товара «микроскоп нейрохирургический» (26.70.22.150-00000063, 26.70.22.150-00000064, 26.70.22.150-00000065, 26.70.22.150-00000066 и др.), вместе с тем в представленных описаниях характеристика «фокусное расстояние объектива» не превышает 400 мм, в то время как заказчику требуется не менее 625 мм. Таким образом, оборудование по позициям КТРУ не соответствует потребностям заказчика. Комиссия считает, что заказчик вправе осуществить описание объекта закупки без использования КТРУ по правилам ст. 33 Закона о контрактной системе, обоснование установления тех или иных характеристик не требуется. Довод заявителя необоснован. Согласно описанию объекта закупки заказчику требуется оборудование, состоящее из микроскопа, напольного штатива, видеосистемы, включающей в себя видеокамеру, видеорекордер, монитор, полностью интегрированных в микроскоп, таким образом, все составляющие закупаемого оборудования технологически и функционально связаны друг с другом и не могут использоваться по отдельности по назначению, являются единым оборудованием с один кодом ОКПД. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи. В извещении, в «Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке» заказчиком были установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018, а также ограничение и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Код ОКПД 26.70.22.150 включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102. Поскольку заказчиком закупается оборудование с принадлежностями, как единый комплекс, Комиссия считает, что требования Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не были нарушены заказчиком. Довод заявителя необоснован. Заявитель указывает, что требованиями заказчика соответствует медицинское оборудование только одного производителя, что ведет к ограничению количества участников закупки. Из системного толкования положений ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчику надлежит таким образом установить требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. (п. 1 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №11604/12 от 29.01.2013). Согласно статье 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на качественные, безопасные и доступные лекарственные препараты, а также оказание доступной и качественной медицинской помощи. КГБУЗ «Краевая клиническая больница», для нужд которой закупается медицинское оборудование, являясь лечебным учреждением, оказывает специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе в области нейрохирургии согласно лицензии учреждения на осуществление медицинской деятельности. Таким образом, Комиссия считает, что заказчик при описании объекта закупки исходил из потребностей пациентов, в целях защиты их жизни и здоровья, для оказания эффективной медицинской помощи. Комиссией установлено и заявителем документально не опровергнуто, что оспариваемые требования были установлены в целях закупки оборудования в интересах защиты прав и здоровья пациентов для проведения высокотехнологичных оперативных вмешательств. В материалах дела имеется заключение эксперта № 177/02-0222, выданное ООО «Региональная Ассоциация Экспертов» 25.02.2022 г. заказчику экспертизы - ООО «Карл Цейсс» по вопросам подтверждения уникальности отдельных характеристик микроскопа операционного KINEVO 900 с принадлежностями производителя Карл Цейсс» Медитек АГ (Германия) в сравнении с характеристиками микроскопа операционного Leica M530 OHX производитель «Лейка Микросистемс (Швейц) АГ» (Швейцария), согласно которому у микроскопа операционного KINEVO 900 с принадлежностями выявлен ряд основных функциональных характеристик, которые не указаны в технической документации Leica M530 OHX производитель «Лейка Микросистемс (Швейц) АГ» (Швейцария) (подробно изложены в заключении эксперта), а также сделан вывод о том, что данные уникальные характеристики являются улучшающими, т.к. позволяют предоставить новые функциональные возможности хирургам во время проведения операции, способствуют улучшению условий и качества оказания медицинской помощи и сокращению времени проведения хирургических операций. Изучив заключение эксперта, принимая во внимание пояснения заказчика с обоснованием потребности установленных технических и функциональных характеристик, Комиссия приходит к выводу о наличии потребности заказчика в медицинском оборудовании с указанными характеристиками. Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности подачи им заявки на участие в закупки, а также документов, свидетельствующих о том, что поставить товар с требуемыми характеристиками может только один участник закупки. Таким образом, Комиссия считает, что довод заявителя об ограничении круга участников закупки не обоснован, носит предположительный характер, не подтвержден документально. Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: признать жалобу ООО «ЭР Оптикс» необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны