Решение №022/06/33-849/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-849/2021 о нарушении законодател... от 7 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-849/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе «07» октября 2021 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: О<…> – Врио заместителя руководителя управления; членов Комиссии: К<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, с участием представителей: от заявителя ООО «РБ ТРЕЙД» – Д<…> К<…>; от Министерства здравоохранения Алтайского края – П<…>; от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» – Ш<…>, рассмотрев жалобу ООО «РБ ТРЕЙД» на действия заказчика в рамках проводимой закупки № 0817200000321012595 «Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения» согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: 30.09.2021 г. ООО «РБ ТРЕЙД» (далее – заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0817200000321012595. Заявитель указывает, что Заказчик приобретает лекарственный препарат «Тиотропия бромид» со значением показателя товара – «Раствор для ингаляций, 0.0025 мг/доза», хотя описанию объекта закупки соответствует только один лекарственный препарат, а именно – лекарственный препарат с торговым наименованием Спирива® Респимат® производителя Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ и Ко.КГ и дозировкой 0.0025 мг/доза. Таким образом, заявитель считает, что Заказчиком допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации при составлении объекта закупки для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», что приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств. 07.10.2021 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в рамках подготовки к которому представитель заявителя поддержал изложенные доводы в жалобе. Представители Заказчика и уполномоченного учреждения представили запрошенные документы, а также дали свои пояснения по доводам, изложенным в жалобе. В ходе заседания Комиссии возражали против пояснений представителей заявителя, указывая на то, что заказчик определился с потребностью в данном товаре исходя из обеспечения определенной категории пациентов - дети. Именно данная лекарственная форма применяется в педиатрической практике у пациентов, начиная с 6 лет, в противопоказаниях лекарственной формы «капсулы с порошком для ингаляций 18 мкг» указан «возраст до 18 лет». В Стандартах первичной медико-санитарной помощи больным с ХОБЛ от 20.12.2012 № 1214н указана возрастная категория – «Взрослые», и отсутствует возрастная категория – «ДЕТИ». Заказчиком не указывается в описании объекта товарный знак, а в рамках закона ему предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Помимо этого, данная закупка сформирована Заказчиком на основе клинических рекомендаций 2019 года Министерства здравоохранения РФ по нозологии «бронхиальная астма» и в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р), с целью обеспечения федеральных (на 2022 год) и региональных (2021-2022 годы) льготополучателей, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (№178-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 890). Представители Заявителя возражали, приводя собственные статистические наблюдения, из которых следует, что объемы закупаемого препарата в виде раствора для ингаляций не оправдывают цели и приводят к нерациональному использованию бюджетных средств. Есть препарат в капсулах с порошком, но его Заказчик не закупает. Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. Согласно пункту части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Представленное Заказчиком описание объекта закупки содержит наименование товара - Тиотропия бромид. Лекарственная форма, дозировка - Раствор для ингаляций, 0.0025 мг/доза. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, участнику закупки представляется возможным из представленного Заказчиком описания объекта закупки, с точностью определиться с предложением для поставки товара. Кроме того, в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд под номером 21.20.10.254-000016-1-00076-0000000000000 указан Тиотропия бромид, единица измерения – доза, лекарственная форма – раствор для ингаляций, дозировка – 0,0025 мг/доза. В Описании объекта закупки в составе Документации о закупке заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, значения показателей (характеристик) товара, которые не могут изменяться участником закупки при подаче заявки, и значения, при определении которых участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры. Комиссия приходит к выводу, что объект закупки описан заказчиком с соблюдением требований действующего законодательства. Комиссией также учитывается то обстоятельство, что проводимая закупка содержит обоснование НМЦ контракта, которое представлено в виде определения цены посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), исходя из 4 коммерческих предложений, содержащих одинаковую цену за упаковку препарата. Из вышеуказанного следует, что закупаемый товар не имеет ограничений на рынке. Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств невозможности подачи заявки на участие в проводимой закупке, равно как и не представлено доказательств закупки Заказчиком товара у конкретного производителя, а также не представлено доказательств наличия каких либо ограничений в отношении закупаемого товара. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Отсутствие у участника закупки товара необходимого заказчику, не свидетельствует об ограничении числа участников закупки, а выбранный Заказчиком объект закупки не противоречит требованиям настоящего Федерального закона. Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе определено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 6 настоящего закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В заседании Комиссии участником закупки не представлено доказательств нарушения его законных прав и интересов положениями документации проводимой закупки. В заседании Комиссии, представители участника закупки также просили передать жалобу по подведомственности, для проверки на предмет нарушений при обосновании проводимой закупки, в том числе возможными нарушениями при обороте лекарственного препарата. В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль: - соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; - определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Согласно части 1 статьи 19 Закона о контрактной системе, под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ). Таким образом, с учетом заявленных требований, Комиссия считает целесообразным в рассматриваемой части доводов, передать жалобу по подведомственности в орган внутреннего финансового контроля. В соответствии с пунктом 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, пункта 3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, утвержденного Приказом Росздравнадзора от 28.07.2020 N 6720 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60229), федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Таким образом, с учетом изложенных доводов в жалобе заявителя связанных с назначением и обеспечением граждан лекарственным препаратом, в том числе с учетом льгот, Комиссия считает целесообразным в рассматриваемой части направить жалобу по подведомственности в орган федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «РБ ТРЕЙД» необоснованной; 2. Передать жалобу по подведомственности в части вопросов не относящихся к компетенции Алтайского краевого УФАС в инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края, а также в Территориальный орган Росздравнадзора по Алтайскому краю. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны