Решение №АК/7786/23 Решение от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>



 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/10/18.1-1208/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2023 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2023

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

К<...> – начальника отдела контроля органов власти,

Б<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Конный завод «Катунь»» (ИНН 2234012478, ОГРН 1062234013049) – <...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

от организатора торгов – Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН  2225145231, ОГРН 1132225020344) – <...>(по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Конный завод «Катунь» (вх. № 10427-ЭП/23, № 10426-ИП/23 от 02.10.2023, № 10493/23 от 03.10.2023) на действия организатора торгов (закупочной комиссии) Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси (сообщение № 22000163290000000060, лот №1), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Конный завод «Катунь» (вх. № 10427-ЭП/23, № 10426-ИП/23 от 02.10.2023, № 10493/23 от 03.10.2023) на действия организатора торгов (закупочной комиссии) Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси (сообщение № 22000163290000000060, лот №1).

Из содержания жалобы следует, что заявка ООО «Конный завод «Катунь» на участие в оспариваемом аукционе отклонена на основании п. 1, 3 ст. 14 Закона Российской Федерации «О недрах», п. 57 Правил признать заявку ООО «Конный завод «Катунь» (порядковый номер заявки – 1) на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси, не соответствующей требованиям подпункта «д», «е», «ж» пункта 37 Правил, подпунктов «д», «е», «ж», «и» требований. По мнению заявителя, отказ в допуске является незаконным и нарушает порядок проведения торгов, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заявка ООО «Конный завод «Катунь» соответствовала требованиям порядка и документации, содержала все необходимые документы. Дополнительно заявитель указывает на нарушение п. 24 Правил проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499, далее – Правила проведения аукциона № 2499), в части состава аукционной комиссии при проведении аукциона.

10.10.2023 на заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Ко дню рассмотрения жалобы ООО «Конный завод «Катунь» организатором торгов представлены письменные возражения, документы по оспариваемому аукциону.

На заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов возражал, пояснил, что на заседании комиссии присутствовало более половины состава комиссии, а именно 6 из 11, что не противоречит п. 24 и п. 28 Правил проведения аукциона № 2499. К заявке ООО «Конный завод «Катунь» не приложено решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе, не подтверждена сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель в размере не менее двойного минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, не подтверждено, что заявитель обладает (будет обладать) собственными или привлеченными квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами, не приложен перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

11.08.2023 на официальном сайте https://torgi.gov.ru организатором торгов – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края размещено сообщение №22000163290000000060, лот №1 о проведении электронного аукциона право пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси.

Дата и время начала подачи заявок - 11.08.2023 12:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 11.09.2023 12:00 (МСК+4).

Дата проведения торгов - 29.09.2023 12:00 (МСК+4).

Место подачи заявок - Электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru).

Согласно п. 24 Правил проведения аукциона № 2499 в целях осуществления функций, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, уполномоченным органом формируется аукционная комиссия. Состав аукционной комиссии утверждается уполномоченным органом в количестве не менее 7 человек.

Пунктом 28 Правил проведения аукциона № 2499 установлено, что заседание аукционной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины членов ее списочного состава, но не менее 5 человек.

28.07.2023 Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края издан приказ «О проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси», которым, в том числе, утвержден состав аукционной комиссии в количестве 11 человек.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси от 22.09.2023 на заседании присутствовало 6 членов аукционной комиссии, что не противоречит требованиям п. 24 и п. 28 Правил проведения аукциона № 2499.

Заявка ООО «Конный завод «Катунь» признана не соответствующей требованиям подпунктов «д», «е», «ж», «и» и п. 37 Правил, подпунктов «д», «е», «ж», «и» Требований (протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси от 22.09.2023).

Согласно пп. «д» п. 37 Правил проведения аукциона № 2499 заявка подается путем заполнения заявителем, прошедшим регистрацию на электронной площадке в соответствии с регламентом электронной площадки, электронной формы заявки, установленной требованиями к аукционной документации и подписываемой с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя, с приложением следующих электронных документов:

- решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе.

Комиссией УФАС установлено, что заявка ООО «Конный завод «Катунь» не содержит решение уполномоченного органа управления об участии в аукционе.

Довод заявителя о том, что заявка ООО «Конный завод «Катунь» содержит протокол участников ООО «Конный завод «Катунь» на одобрение участия в аукционах и совершении сделок Комиссией антимонопольного органа отклоняется.

Из буквального прочтения указанного документа не следует, что в нем содержится решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в каком-либо аукционе, в том числе в аукционе на право заключения договора пользования участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси.

Таким образом, в нарушение подпункта «д» п. 37 Правил проведения аукциона № 2499 заявка ООО «Конный завод «Катунь» не содержит решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе в форме электронного документа.

Подпунктом «е» п. 37 Правил проведения аукциона № 2499 установлено, что заявка должна содержать, среди прочего, данные о том, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, или за предыдущий отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, в случае если сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период на день подачи заявки не истекли, с отметкой налогового органа о ее принятии или с приложением заверенных заявителем квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации через аккредитованные филиалы и представительства, в случае если в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет такими организациями на территории Российской Федерации не ведется);

справки из банка об оборотах денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, и остатке денежных средств на счетах заявителя;

договоры (копии договоров) займа, заключенные на день подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации, с приложением справки из банка об остатках денежных средств на счетах займодавцев в размере, достаточном для исполнения их обязательств по представленным договорам займа, которые не исполнены на момент подачи заявки (в случае привлечения финансовых средств по договорам займа);

кредитные договоры (копии кредитных договоров), заключенные на день подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае привлечения финансовых средств по договорам кредита). При этом сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель, должна быть подтверждена в размере не менее двойного минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, установленного порядком и условиями проведения аукциона.

Пунктом 13 Порядка и условия проведения оспариваемого аукциона установлен стартовый размер разового платежа за пользование участком недр местного значения Чуйский в Бийском районе Алтайского края с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси – 1 791 900 рублей.

В соответствии с п. 57 Правил проведения аукциона № 2499 отказ в приеме заявки осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 14 Закона о недрах.

Согласно п. 3 ст. 14 Закон о недрах отказ в приеме заявки на участие в аукционе может последовать в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрам.

Исходя из размера минимального (стартового) платежа, заявитель должен подтвердить наличие или возможность получения денежных средств на сумму не менее 3 583 800 рублей.

К заявке представлена справка об оборотах за август 2023 и об остатке денежных средств на 31.08.2023 на расчётном счёте заявителя имеются денежные средства <...>

Справка ПАО «Сбербанк» об остатках денежных средств на 23.08.2023 не может учитываться при оценке наличия денежных средств у заявителя, поскольку данный документ выдан в отношении того же расчетного счета, что и справка ПАО «Сбербанк» об оборотах за август 2023 и об остатке денежных средств на 31.08.2023, которая имеет более позднюю дату получения сведений. Дополнительные документы, такие как, договор займа, кредитный договор и др., подтверждающие наличие иных денежных средств в необходимом объеме к заявке не приложены.

Таким образом, на заседании Комиссии УФАС, установлено, что заявкой ООО «Конный завод «Катунь» не подтверждена сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами.

Подпунктом «ж» п. 37 Правил проведения аукциона № 2499 установлено, что заявка должна содержать, среди прочего, данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется проводить с привлечением юридических или физических лиц).

Комиссией УФАС установлено, что к перечню технических средств не приложены данные регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам.

При этом требования к ведению и заполнению форм регистров бухгалтерского учета закреплено на законодательном уровне и предоставление таких регистров прямо (императивно) закреплено в пп. "ж" п. 37 Правил проведения аукциона № 2499.

Подпунктом «и» п. 37 Правил проведения аукциона № 2499 установлено, что заявка должна содержать, среди прочего, перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, необходимых для осуществления пользования участком недр в соответствии с планируемой технологией проведения работ и предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении заявителя, а также привлеченных им юридических и физических лиц (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц). В этом перечне указываются регистрационные номера лицензий и даты их предоставления.

На заседании Комиссии УФАС установлено, что заявка ООО «Конный завод «Катунь» не содержит перечня лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, необходимых для осуществления пользования участком недр в соответствии с планируемой технологией проведения работ и предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении заявителя. К заявке приложена лицензия на осуществление маркшейдерских работ, предоставленная <...>

Документация об аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) торгов, не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников торгов о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

При этом, Комиссия УФАС отмечает, что аукционная документация не содержит перечень требуемых к предоставлению в составе заявки на участие в аукционе лицензий, также как примерного перечня квалифицированных специалистов и технических средств, необходимых для осуществления пользования недрами. Наличие в документации неполной информации может привести к различному толкованию документации об аукционе и как следствие может привести к отклонению заявки.

Согласно статье 14 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" отказ в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр.

Таким образом, Комиссия УФАС, проанализировав заявку ООО «Конный завод «Катунь», основания для отказа в приеме заявки, установленные ст. 14 Закона о недрах, приходит к выводу, что решение аукционной комиссии о признании заявки ООО «Конный завод «Катунь» принято правомерно.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов также запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К признакам ограничения конкуренции в соответствии с частью 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для квалификации действий по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен установить последствия тех или иных нарушений правил проведения конкурсов с точки зрения их фактического либо возможного негативного влияния на конкурентную среду.

В данном случае, Комиссией УФАС в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, повлекшего недопущение, ограничение, устранение конкуренции, не установлено.

Кроме того, заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Ко дню рассмотрения жалобы в УФАС по Алтайскому краю обществом представлены, в том числе, протокол ООО «Конный завод «Катунь» об одобрении или о совершении по результатам открытого аукциона в электронной форме сделок от 14.08.2023, договор намерений № 8-2023 (н) от 14.07.2023 с <...>, предварительный договор от 26.09.2023 с <...>, справка ПАО Сбербанк № 7 от 27.09.2023 о наличии открытых счетов, об остатках денежных средств, штатное расписание ООО <...>, перечень лицензий ООО «Конный завод «Катунь», перечень квалифицированных специалистов ООО «Конный завод «Катунь» и иные документы. Комиссия УФАС отмечает, что данные документы не были приложены к заявке на участие в оспариваемом аукционе, ввиду чего не могут быть доказательством, подтверждающим позицию заявителя.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Конный завод «Катунь»» (ИНН 2234012478, ОГРН 1062234013049) – необоснованной.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2023-7425

 

 

Связанные организации

Минприроды АК
ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344
ООО "Конный завод "Катунь"
ИНН 2234012478, ОГРН 1062234013049