Определение б/н Определение от 8 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «НПО Петровакс Фарм»

Сосновая ул., д.1

с. Покров, г. Подольск, 142143

Московская область

info@petrovax.ru

ООО «Яндекс»

Льва Толстого ул., д.16

г. Москва, 119021

АРООП «Народный Контроль»

М. Горького ул., д.29, оф.430

г. Барнаул, 656056

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении и продлении срока

рассмотрения дела №022/05/5-33/2023

8 февраля 2023г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-33/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения рекламы БАД «Артнео» в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии ООО «НПО Петровакс Фарм» - в лице представителя по доверенности №НПО-203 от 09.08.2022г. <...>, посредством ВКС,

в отсутствие ООО «Яндекс» - извещено надлежащим образом,

в отсутствие заявителя - АРООП «Народный Контроль» - извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

28.12.2022г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление АРООП «Народный Контроль» по факту распространения рекламы БАД «Артнео» в сети интернет с нарушением рекламного законодательства (вхд.№2213056).

Из заявление следует, что на сайте «Авито» (www.avito.ru) распространена контекстная реклама БАД «Артнео», которую показывает рекламная сеть Яндекс. Заявитель указывает, что «Авито» является партнером рекламной сети Яндекс и в сайт www.avito.ru внедрен блок, который показывает различную рекламу, в том числе рекламу БАД «Артнео».

К заявление приложен скриншот рекламы, как указывает заявитель с сайта «Авито», следующего содержания: «АРТНЕО 1 капсула в день и ваши суставы здоровы artneo-collagen.ru Артнео с нативным коллагеном при спортивных нагрузках Помогает вернуть подвижность суставов и свободу движения». Заявитель указывает, что фраза «1 капсула в день и ваши суставы здоровы» указывает на гарантию результата и вводит потребителей в заблуждение.

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная). Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей.

Согласно п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Биологически активные добавки (БАД) к пище - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД относятся к группе пищевых продуктов.

Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

В соответствии с инструкцией по применению, размещенной на сайте НПО Петровакс Фарм (https://petrovax.ru/), «Артнео» является биологически активной добавкой и имеет свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.R.004386.12.20 от 22.12.2020г.

Таким образом, «Артнео» не является лекарственным средством.

В рекламе указано положительное влияние на течение болезней опорно-двигательной системы (суставы), а именно: «1 капсула в день и ваши суставы здоровы».

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

По смыслу требований вышеуказанной нормы, на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Учитывая, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае определен сам продукт – биологически активная добавка «Артнео», а не метод лечения, соответственно спорная реклама не должна содержать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Согласно п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Реклама создает впечатление о том, что «Артнео» обладает лечебными свойствами, на что указывает использования в рекламе формулировки: «1 капсула в день и ваши суставы здоровы».

В соответствии с ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рассматриваемая реклама биологически активной добавки «Артнео» не содержит предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения п.6 ч.5 ст.5, п.1.ч.1, ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.6 ч.5 ст.5, п.1.ч.1, ч.1.1 ст.25 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

АРООП «Народный Контроль» указывает, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является НПО Петровакс Фарм (Московская область, г. Подольск, ул. Сосновая, д.1), рекламораспространителем – рекламная сеть Яндекс.

Установлено, что производителем препарата «Артнео» является ООО «НПО Петровакс Фарм» (ИНН 7702302492, адрес: Московская область, г. Подольск, ул. Сосновая, д.1); рекламная сеть Яндекс - это система размещения контекстной рекламы на сайтах и в мобильных приложениях, которую предоставляет ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, адрес:  г. Москва, ул. Льва Толстого, д.16).

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «НПО Петровакс Фарм» (ИНН 7702302492), рекламораспространителем – ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543).

ООО «НПО Петровакс Фарм» представлены письменные пояснения, согласно которым размещение рекламы в сети интернет Общество осуществляет не самостоятельно, а через рекламораспространителей. В частности размещение рекламы в ЯндексДирект осуществляется через ООО «ЭмДжиКом» - сертифицированное агентство по предоставлению услуг сервиса ЯндексДирект. По продукту «Артнео» с ООО «ЭмДжиКом» было подписано комплексное приложение, охватывающее весь спектр услуг, связанных с продвижением продукта в сети интернет.

В отношении содержания рекламы, являющейся предметом разбирательства, ООО «НПО Петровакс Фарм» поясняет, что взаимодействие по точечным вопросам, в том числе в части согласования макетов рекламных материалов с ООО «ЭмДжиКом» осуществлялось старшим менеджером по интернет-маркетингу (позднее в связи с приведением должности в соответствии с ЕТКС – главным специалистом). По результатам проведения внутренней проверки, установлено, что согласование макета рекламы с ООО «ЭмДжиКом» осуществлено сотрудником самостоятельно, без согласования с юридической службой компании. В настоящий момент трудовой договор с указанном сотрудником расторгнут, все согласованные им самостоятельно с ООО «ЭмДжиКом» материалы проходят проверку, размещение рекламы прекращено.

В отношении отсутствия предупредительной надписи «Не является лекарственным средством» ООО «НПО Петровакс Фарм» поясняет, что данная надпись на макете рекламного материала присутствует, что подтверждается скриншотами из личного кабинета ООО «ЭмДжиКом», а также письмо от ООО «ЭмДжиКом». При сравнении прилагаемого к настоящим пояснениям макета со скриншотом размещения, приведенном в определении, можно увидеть, что изображение при размещении было обрезано в нижней части. Отсутствие части изображения с предупредительной надписью при итоговом размещении, по мнению ООО «ЭмДжиКом», связано с техническими особенностями размещения, осуществляемого ЯндексДирект. Непосредственное размещение ООО «Яндекс» рекламы на своих сервисах находится полностью в зоне ответственности рекламораспространителя, поскольку данная реклама является контекстной – то есть со стороны рекламодателя отсутствует какая-либо возможность заранее определить, когда и где будет осуществлен ее показ, соответственно отсутствует возможность проверки правильности размещения, а так же любая возможность влиять на технические характеристики процесса размещения, в связи с чем на основании п.8.1 Пользовательского соглашения с ООО «Яндекс» за рекламу, размещенную на сервисах Яндекса, в части технических особенностей размещения ответственность несет ООО «Яндекс».

ООО «НПО Петровакс Фарм» признает, что по вине сотрудника Общества было допущено размещение рекламных материалов с нарушением п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» и немедленно после получения информации об этом приняло все меры для удаления ненадлежащей рекламы из сети интернет и недопущения повторения подобной ситуации в дальнейшем. В части нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» ответственность в полном объеме лежит на ООО «Яндекс», допустившем по неизвестным причинам размещение рекламы в обрезанном формате.

На заседании Комиссии представитель ООО «НПО Петровакс Фарм» <...> письменные пояснения Общества поддержала в полном объеме.

ООО «Яндекс» определение о возбуждении дела получено 23.01.2023г. по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д.16, однако в антимонопольный орган не представлены документы и материалы, связанные с размещением и распространением рассматриваемой рекламы, запрашиваемые определением.

В соответствии с п.38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом, в том числе, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 38 Правил, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Рассмотрение дела №022/05/5-33/2023 отложить.
  2. Продлить срок рассмотрения дела до 17.03.2023г.
  3. Назначить дело №022/05/5-33/2023 к рассмотрению на 2 марта 2023г. в 14 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65 (6 этаж).

При участии лиц в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт). В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.

  1. ООО «НПО Петровакс Фарм» в срок до 1 марта 2023г. представить в адрес управления копии следующих документов и материалов:

- доказательства удаления ненадлежащей рекламы из сети интернет.

  1. ООО «Яндекс» в срок до 1 марта 2023г. представить в адрес управления копии следующих документов и материалов:

- макет рекламы, переданный ООО «ЭмДжиКом» для размещения на сайте «Авито» (www.avito.ru);

- договоры (заявки), платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось распространение вышеуказанной рекламы;

- договоры, заявки и иные документы, на основании которых размещается реклама на сайте «Авито» (www.avito.ru) через рекламную сеть Яндекс;

- письменные пояснения.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.

Обращаю Ваше внимание, что с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки Вы имеете право обратиться в управление с ходатайством о проведении заседания Комиссии по рассмотрению настоящего дела в режиме видеоконференцсвязи.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны