Решение №№ ЕК/5028/23 РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/5-415/2023 от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Д<...>

658200, г. Рубцовск,

Д<...>

658200, г. Рубцовск,

Дело № 022/05/5-415/2023

РЕШЕНИЕ

Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2023 года г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...>– врио заместителя руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-415/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Рубцовске, в том числе посредством самовольно установленных рекламных конструкций, рекламы государственных услуг, в которой усматриваются признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <...>, г. Рубцовск, <...>,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <...>, г. Рубцовск, <...>,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-415/2023 возбуждено по результатам рассмотрения переданных по подведомственности МО МВД «Рубцовский» материалов о самовольно установленных в городе Рубцовске по адресу: Карла Маркса ул., 148 рекламных конструкциях.

Из материалов следует, что в городе Рубцовске ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1, самовольно установлена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «ПАТЕНТ РВП ПРОПИСКА ГРАЖДАНСТВО БЫСТРО без очередей и лишних проблем!» с указанием объемной стрелки в сторону данного дома, в которой имеется надпись «заполнение бланков».

Кроме того, в отсутствие разрешительных документов на крыше дома по улице Карла Маркса, 148 размещена конструкция с информацией «ШАРЫ товары для вашего праздника», на крыше гаража, также находящегося по адресу: Карла Маркса ул., 148 – конструкции с информацией «ФОТОПЕЧАТЬ распечатка с флешки, фото на документы, фотокниги, дипломы. КРЕАТИВ», «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА».

Лицами, в действиях которых усмотрены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны собственники нежилого помещения по адресу: г. Рубцовск, Карла Маркса ул., 148-1, Д<...> и Д<...>.

Рассмотрение дела назначено на 11 мая 2023 года.

Рассмотрение дела несколько раз откладывалось в порядке пунктов 31, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных документов, а также по причине отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего извещения Дикарева Н.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В заседание Комиссии, состоявшееся 04 июля 2023 года, лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Рубцовске ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1, самовольно установлена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «ПАТЕНТ РВП ПРОПИСКА ГРАЖДАНСТВО БЫСТРО без очередей и лишних проблем!» с указанием объемной стрелки в сторону данного дома, в которой имеется надпись «заполнение бланков».

Кроме того, в отсутствие разрешительных документов на крыше дома по улице Карла Маркса, 148 размещена конструкция с информацией «ШАРЫ товары для вашего праздника», на крыше гаража, также находящегося по адресу: Карла Маркса ул., 148 – конструкции с информацией «ФОТОПЕЧАТЬ распечатка с флешки, фото на документы, фотокниги, дипломы. КРЕАТИВ», «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА».

Также на стеклах тамбура между домом и гаражом размещена информация «КРЕАТИВ ФОТО НА ДОКУМЕНТЫ…», «ЗАПОЛНЕНИЕ БЛАНКОВ …», «ЮРИСТ …».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная всеми описанными выше способами информация, за исключением информации «ШАРЫ товары для вашего праздника», полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, является публичной, направлена на привлечение внимание неопределенного круга лиц к рекламируемым услугам фотопечати, услугам юриста, к услугам по получению патента, гражданства, прописки, способствует формированию и поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Указанная реклама, за исключением нанесенной на стеклах входной группы, распространена с использованием рекламных конструкций: отдельно стоящей, связанной с землей, и на крыше гаража, конструктивно связанной с ним.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из материалов дела следует, что разрешение на размещение рекламных конструкций отсутствует, что указывает на нарушение части 9 статьи 19 Закона о рекламе.

Собственниками нежилого помещения по адресу: г. Рубцовск, Карла Маркса ул., 148-1, согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 06.02.2023г., являются Д<...>и Д<...>.

Комиссией установлено, что на рекламной конструкции, установленной в городе Рубцовске ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1, а также на крыше гаража, размещена реклама «ПАТЕНТ РВП ПРОПИСКА ГРАЖДАНСТВО БЫСТРО без очередей и лишних проблем!» с указанием объемной стрелки в сторону дома по улице Карла Маркса, 148-1, в которой имеется надпись «заполнение бланков», «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА» (соответственно).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115), он же регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В целях Федерального закона № 115 применяются следующие основные понятия, в том числе разрешение на временное проживание (РВП) - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно статье 6 Федерального закона № 115, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Иностранный гражданин, обратившийся с заявлением на территории Российской Федерации, проходит обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию по месту подачи заявления. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранного гражданина, обратившегося с заявлением в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, проводится по месту выдачи ему разрешения на временное проживание.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 115 иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В силу статьи 13.2 указанного Закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 Федерального закона № 115, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел требуемый частью 2 статьи 13.2 Федерального закона № 115 пакет документов.

Таким образом, выдачу патентов и разрешений на временное проживание (РВП) осуществляют территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, в том числе вопросами его приобретения, согласно статье 28 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», являются Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Регистрация и снятие с регистрации иностранных граждан по месту жительства регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Разделом 2 постановления указано, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в месте нахождения жилого помещения непосредственно - лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, в том числе с заполненной отрывной частью, установленной формы.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА», «ПАТЕНТ РВП ПРОПИСКА ГРАЖДАНСТВО БЫСТРО без очередей и лишних проблем!» с указателем в сторону дома по улице Карла Маркса, 148, принадлежащего Д<...>и <...>, содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг, а также об объекте рекламирования, а отсутствие части существенной информации о том, что данные государственные услуги предоставляют территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, при размещении рассматриваемой рекламы не соблюдены требования пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе признается ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона ответственность за нарушение требований частей 3, 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара за нарушение требований части 9 статьи 19 Закона о рекламе – рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся в материалах дела пояснений Д<...> следует, что установленные на крыше принадлежащего ей жилого дома конструкции рекламными не являются, это вывески, на них разрешения не нужно; относительно отдельно стоящей рекламной конструкции ею сообщено, что собственник её не известен, она установлена на территории неразграниченного пользования и не принадлежит ни ей, ни соседям, однако, баннер порвался и на субботнике было решено его демонтировать.

Относительно информации о рекламодателе рассматриваемой рекламы Д<...> в телефонном разговоре пояснила, что она таковым не является, эти услуги оказывало третье лицо, которое арендовало помещение (договор аренды утерян).

Пояснений от Д<...> в антимонопольный орган не поступило.

Таким образом, установить лицо, разместившее рассматриваемую рекламу государственных услуг на спорных рекламных конструкциях (ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1 и на крыше), Комиссии в рамках срока рассмотрения дела, установленного пунктом 31 Правил, не представилось возможным.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание, в том числе о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному в нарушении лицу, а также участвующим в рассмотрении дела заинтересованным лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы и способным прекратить ее распространение.

Комиссия, учитывая место размещения ненадлежащей рекламы «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА», а именно: на крыше помещения, принадлежащего Д<...>и Д<...>, и расположенного по адресу: г.Рубцовск, Карла Маркса ул., 148-1, усматривает необходимость выдать рекламораспространителям – Д<...> и Д<...> как лицам, способным устранить распространение ненадлежащей рекламы, предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Д<...> представлены доказательства прекращения распространения рекламы «ПАТЕНТ РВП ПРОПИСКА ГРАЖДАНСТВО БЫСТРО без очередей и лишних проблем!» на рекламной конструкции, установленной в городе Рубцовске ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1.

Комиссией подтвержден факт установки на крыше жилого помещения по улице Карла Маркса, 148-1, принадлежащего Д<...> и Д<...>, в отсутствие разрешительных документов рекламных конструкций с рекламой «ФОТОПЕЧАТЬ распечатка с флешки, фото на документы, фотокниги, дипломы. КРЕАТИВ», «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА», а также рекламной конструкции, установленной ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1.

Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47, 49 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать размещенную на рекламной конструкции, установленной ориентировочно в 4 метрах на восток от жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1 в городе Рубцовске, рекламу «ПАТЕНТ РВП ПРОПИСКА ГРАЖДАНСТВО БЫСТРО без очередей и лишних проблем!» ненадлежащей, несоответствующей требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении распространения рассматриваемой рекламы не выдавать в виду нецелесообразности в связи с предоставлением доказательств устранения.

3. Признать размещенную на рекламной конструкции, установленной на крыше жилого дома по улице Карла Маркса, 148-1 в городе Рубцовске, рекламу «оформление документов ПАСПОРТ получение российского и загранпаспорта РВП, вид на жительство заполнение бланков ПРОПИСКА» ненадлежащей, несоответствующей требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

4. Выдать Дикаревой Олесе Андреевне и Дикареву Николаю Владимировичу, как лицам, способным устранить нарушение законодательства о рекламе, обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

5. Направить копию решения в администрацию города Рубцовска для принятия мер, направленных на прекращение размещения рекламных конструкций без соответствующих разрешений на установку и эксплуатацию.

Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны