Решение б/н Решение по делу № 25-ФАС22-Р/03-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

<…>,

Члены Комиссии:

<…>,<…>,

рассмотрев дело № 25-ФАС22-Р/03-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в г.Бийске, на пересечении пер.Коммунарского и ул.Ленина, рекламной конструкции с рекламой магазина «Барселона», содержащей изображение скелета человека, одетого в красную кожаную куртку, в  которой усматриваются признаки нарушения ч.6 ст. 5 Федерального законаот 13.03.2006г. № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»),

в присутствие:

рекламодателя – ИП Пушкарева С.А. (<…>) в лице представителя по доверенности <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

            24.01.2013г. на Интернет сайте Информационного агентства «АМИТЕЛ» www.amic.ru размещена статья «Одежда из кожи»: бийчане в шоке от уличной рекламы», сообщающая о том, что на улицах Бийска появилась реклама магазинов, торгующих меховой и кожаной одеждой, в которой использован образ скелета человека, одетого в красную кожаную куртку. Информация сопровождается фотографией рекламы.

            Указанная реклама выявлена специалистами управления на пересечении пер.Коммунарского и ул.Ленина, напротив магазина «Спорттовары».

      Реклама содержит следующую информацию: «Барселона у ЦУМА, у МОСТА. Одежда из кожи», в которой присутствует изображение скелета человека, одетого в ярко красную кожаную куртку, на черном фоне.

      В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламированияпонимается товар, средства  индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            Объектом  рекламирования в указанной рекламе является магазин кожи «Барселона».

            В соответствии с ч.6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается  использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в  том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

            Этические требования к содержанию рекламы установлены в отношении неопределенного круга категорий и объектов, их перечень не является исчерпывающим и закрытым.

            07.02.2013г. копия фотографии рассматриваемой рекламы магазина «Барселона» направлена в Экспертную комиссию в сфере охраны норм общественной нравственности, утвержденную Постановлением администрации города Барнаула № 1736 от 25 июня 2012г.

            На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

            1) какова характеристика рассматриваемой рекламы с точки зрения пристойности и морали?

            2)  является ли использованный в рекламе образ скелета человека непристойным и оскорбительным?

            3) содержит ли рассматриваемая реклама нарушения общепринятых норм морали и нравственности?

            Согласно заключению экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула от 22.02.2013г., анализируемый рекламный блок, размещенный в г.Бийске, имеет три структурных элемента: текстовый фрагмент, фотография (изображение) и цветовое оформление.

            Тестовый фрагмент указывает на название и местоположение «Барселона у ЦУМА у МОСТА», на вид рекламируемого товара «Одежда из кожи» и по своему содержанию является нейтральным.

            Базовыми (визуально центральными) составляющими второго элемента – изображения – являются части скелета человека: череп и кости правой руки. Изображение скелета человека или его фрагментов однозначно привлекает внимание потенциального потребителя товара, но вызывает всегда только отрицательные реакции, негативные эмоции, в том числе мысли о смерти, состояние печали и депрессии. Мировым сообществом профессиональных «рекламщиков» (составителей рекламы) такие изображения негласно запрещены.

            Таким образом, изображенный скелет отличается ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывает явно негативные ассоциации.

            Вместе с тем, мощным отрицательным эмоциональным действием обладает сочетание костей с красным фоном тестового фрагмента «ОДЕЖДА ИЗ КОЖИ», красным цветом букв «У ЦУМА У МОСТА», красным цветом куртки изображенного объекта. Создание такого цветового решения вызывает ассоциации тестового (рекламного) сообщения со сценами насилия над людьми или животными, демонстрирует грубость, преступную жестокость или извращения.

            Сочетание изображения скелета и красного цвета в анализируемой рекламе можно рассматривать как показ аморального, непристойного и наносящего ущерб безопасности, здоровью, морали и благополучию потребителя и считается незаконным.

            Анализ рекламы показывает, что ее содержание нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, использованное изображение скелета человека является непристойным и оскорбительным.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Деятельность в рекламируемых магазинах «Барселона» осуществляет ИП Пушкарев С.А.

На запрос антимонопольного органа (исхд. № 243/7 от 24.01.2013г.), ИП Пушкарев С.А пояснил (вхд. № 609 от 04.02.2013г.), что размещая наружную рекламу предприниматель преследовал целью лишь привлечь внимание нестандартным образом к сети своих магазинов по продаже кожаных и меховых изделий. При этом искренне полагал, что «эксплуатирует» безобидные и полюбившиеся потребителям образы скелетов из кинофильма «Пираты Карибского моря». ИП Пушкареву С.А. не известно морально-этических норм, которые бы нарушало изображение скелета человека, одетого в куртку. Широко известно, что скелеты человека присутствуют в каждом кабинете биологии в общеобразовательных школах. Активное использование образа скелета человека в кинематографе и даже в детских фильмах и мультфильмах не вызывает ни у кого непристойных чувств и никого не оскорбляет. Изображение скелета, одетого в кожаную куртку красного цвета, не делает безобидный образ непристойным или оскорбительным.

К ответу на запрос приложен договор № 2 аренды рекламной плоскости от 01.01.2013г., заключенный между ИП Пушкаревым С.А. (Арендатор) и ООО <…> (Арендодатель); акт приема-передачи выполненных работ от 01.01.2013г.

Таким образом, на основании представленных предпринимателем документов и пояснений установлено, что рекламодателем указанной рекламы является ИП Пушкарев С.А.

На заседании Комиссии, представитель ИП Пушкарева <…> пояснил, что настоящее дело возбуждено в отношении ненадлежащего лица. Несмотря на то, что в указанной наружной рекламе содержится название магазинов «Барселона», принадлежащих ИП Пушкареву С.А., договор аренды рекламной плоскости № 2 от 01.01.2013г. с рекламным агентством <…> заключен <…>, как физическим лицом. Им же утвержден макет рекламы. Следовательно, рекламодателем является <…> как физическое лицо, а не индивидуальный предприниматель.

Относительно содержания рекламы поддержал позицию, ранее изложенную ИП Пушкаревым С.А. письменно (вхд. № 609 от 04.02.2013г.),  добавив, что имеющееся в материалах дела заключение экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула не является надлежащим доказательством, поскольку представляет собой лишь мнение определенного круга лиц. Кроме того пояснил, что рассматриваемая реклама возможно и не нравится некоторым потребителям рекламы, пугает их, однако это не является доказательством того, что она выполнена с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время изображение головы и руки скелета на рекламе заменено на образ из кинофильма «Маска».

На заседание комиссии представлены:

- договор № 2 аренды рекламной плоскости от 01.01.2013г., заключенный между <…>,

 и ООО <…>;

- акт приема-передачи выполненных работ от 01.01.2013г.;

- макет рекламы;

- фотография исправленной рекламы.

Комиссия, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Правовое регулирование рекламной деятельности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы.

В 1995г. основан Общественный совет по рекламе, который в 2000 г. преобразован в Рекламный совет России – орган саморегулирования рекламной деятельности.

Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

В 2000 г. членами Совета разработан и введен в действие Российский рекламный кодекс.

В его основу положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты.

Исходя из понятий и норм, заложенных в Российском рекламном кодексе, Международном кодексе рекламной деятельности, любая реклама должна быть законной, пристойной, корректной и достоверной.

Современная реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом и должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности. Никакая реклама не должна оказывать отрицательное влияние на доверие общественности к рекламной деятельности.

Термин «этичность рекламы» трактуется как соответствие формы и содержания рекламной информации, условий, порядка, времени и способов ее распространения правилам этики, т.е. совокупности норм поведения, традиций и моральных принципов, сложившихся в обществе.

В Федеральном законе «О рекламе» требования к этичности рекламы установлены частью 6 статьи 5, в соответствии которой в  рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов.

При применении указанной нормы необходимо исходить из смысла и содержания, используемых в ней терминов.

Непристойность – все шокирующее, явно ранящее и открыто оскорбляющее скромного и воспитанного человека. Это могут быть жесты, слова и выражения, поступки, одежда или ее отсутствие, изображения и предметы. Понятие непристойности, граница между пристойностью и непристойностью – характеристики, тесно связанные с вопросами нравственности, этики и сложившегося в обществе этикета.

С наружной рекламой в городе не может контактировать ограниченная какими-либо характеристиками группа людей, она предназначена для широкого круга потребителей рекламы (как активных, так и пассивных потребителей), в связи с чем, при ее распространении необходимо учитывать мнение различных слоев населения.

            Указанная реклама вызвала широкий общественный резонанс в городе, на что указывают комментарии посетителей Интернет сайта Информационного агентства «АМИТЕЛ». Часть людей возмущена подобной рекламой, смотреть на нее неприятно, она вызывает негатив. Другие снисходительно относятся к рекламе, следуя принципу: «Не нравиться – не смотри».

            Кроме того, согласно заключению экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула, содержание указанной рекламы нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, использованное изображение скелета человека является непристойным и оскорбительным.

            Относительно доводов представителя рекламодателя о том, что дело возбуждено в ношении ненадлежащего лица, Комиссия пришла к следующим выводам.

            Деятельность в рекламируемом магазине осуществляет ИП Пушкарев С.А.

            Ответ на запрос антимонопольного органа представлен ИП Пушкаревым С.А., которым также представлены договор аренды рекламной плоскости, заключенный ИП Пушкаревым С.А. и акт приема-передачи выполненных работ, подписанный ИП Пушкаревм С.А.

            У антимонопольного органа отсутствуют основания сомневаться в представленных ИП Пушкаревым С.А. документах и пояснениях.

            Вместе с тем, представителем ИП Пушкарева С.А. представлен аналогичный договор с идентичными реквизитами, заключенный <…> и акт приема-передачи выполненных работ, также подписанный <…>.

            У Комиссии антимонопольного органа также отсутствуют основания сомневаться в подлинности представленных документов, вместе с тем, к указанным документам Комиссия относится критично по следующим основаниям.

            Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Согласно ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренные для физических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно разняться.

            Таким образом, в случае признания рекламы ненадлежащей и привлечения рекламодателя к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, сумма штрафа для рекламодателя – физического лица  значительно ниже, чем для рекламодателя – индивидуального предпринимателя. По мнению Комиссии, представляя второй экземпляр договора, представитель ИП Пушкарева С.А. преследует цель снизить размер административного наказания.

            Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что дело возбуждено в отношении надлежащего лица –ИП Пушкарева С.А.

Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении в г.Бийске наружной рекламы магазина «Барселона», в которой присутствует изображение скелета человека, одетого в ярко красную кожаную куртку, на черном фоне, рекламодателем – ИП Пушкаревым С.А.  нарушены требования ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами  37 – 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

      1. Признать рекламу«Барселона у ЦУМА, у МОСТА. Одежда из кожи», в которой присутствует изображение скелета человека, одетого в ярко красную кожаную куртку, на черном фоне ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования ч.6 ст. 5  Федерального закона «О рекламе».

2. Признать рекламодателя – ИП Пушкарева С.А. нарушившим требования ч.6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2013г.

Решение изготовлено в полном объеме 09апреля2013г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <…>,

Члены Комиссии                                                                      <…>,<…>.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны