Решение №2769/9 Жалоба ООО «Промэкспертиза» (вх. № 206618 от 25.05.2020) на ... от 11 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-389/2020

 

10 июня 2020 г.                                                                                                                       г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председатель Комиссии:

К<...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Т<....> – ведущий специалист-эксперт отдела закупок,

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Промэкспертиза» (ИНН 6658217250, ОГРН 1056602839281) – не явились (уведомлены надлежащим образом);

от заказчика - ООО «Газпром газораспределение Барнаул»  (ИНН 2225184544, ОГРН 1172225032440) – Т<...> (по доверенности от 01.06.2020), А<...> (по доверенности от 09.01.2020), Я<...> (по доверенности от 01.06.2020),

рассмотрев жалобу ООО «Промэкспертиза» (вх. № 206618 от 25.05.2020) на действия заказчика – ООО «Газпром газораспределение Барнаул» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности ПРГ (извещение № 32009144174), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Промэкспертиза» (вх. № 206618 от 25.05.2020) на действия заказчика – ООО «Газпром газораспределение Барнаул» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности ПРГ (извещение № 32009144174).

Из содержания жалобы следует, что 13.05.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru ООО «Газпром газораспределение Барнаул» было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности ПРГ (извещение № 32009144174).

По мнению подателя жалобы, в закупочной документации были допущены следующие нарушения ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- в разделе наименование подкритерия в закупочной документации «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние пять лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» некорректно установлен способ оценки, который препятствуют участию в закупке организациям с опытом работы менее пяти лет;

- в разделе наименование подкритерия в закупочной документации «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» является некорректным ввиду того, что заказчиком в закупочной документации не установлен необходимый верхний предел по максимальному количеству специалистов требуемой категории, привлекаемых для выполнения работ.

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представители заказчика с доводами жалобы не согласились и представили письменные возражения.

На основании ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок рассмотрения жалобы ООО «Промэкспертиза» был продлен, рассмотрение жалобы назначено на 10.06.2020.

10.06.2020 представители ООО «Промэкспертиза» на заседание Комиссии УФАС не явились.

09.06.2020 в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство от ООО «Газпром газораспределение Барнаул» о рассмотрении жалобы ООО «Промэкспертиза» без участия представителей.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с правилами ст. 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 ч. 10. ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется, среди прочего, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба ООО «Промэкспертиза» соответствует требованиям ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ООО «Газпром газораспределение Барнаул» является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.

При осуществлении закупочной деятельности ООО «Газпром газораспределение Барнаул» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг (утв. протоколом № 07/2020 от 27.03.2020).

Комиссия УФАС, ознакомившись с извещением и  документацией о проведении запроса предложений установила, что 13.05.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru ООО «Газпром газораспределение Барнаул» было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности ПРГ (извещение № 32009144174).

Закупка осуществлялась в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Часть 22 ст. 3.3 Закона о закупках определяет, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что документации о конкурентной закупке должны быть указаны, среди прочего, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;  порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.

Порядок оценки заявок подкритерия «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние пять лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» и «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» предусмотрен информационной картой закупочной документации.

Комиссия УФАС, ознакомившись с условиями оспариваемой закупочной документации установила, что установление заказчиком в закупочной документации рейтинга заявок на участие в запросе предложений, представляющего оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости данных критериев позволяет оценить профессионализм участников путем сопоставления количества исполненных участниками договоров за определенный период времени.

Подкритерий «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние пять лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» не предусматривает определенное количество договоров по выполнению аналогичных работ, соответственно любой участник может принять участие в запросе предложений и его заявка будет оцениваться в соответствии со сведениями, которые он представит в заявке.

Часть 1 ст. 2 Закона о закупка устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о закупках не содержат закрытого перечня критериев для оценки заявок, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурентной процедуры, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соотвествии с основными целями Закона о закупках.

Согласно  ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией УФАС установлено, что подкритерий «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние пять лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» установлен заказчиком в закупочной документации в соответствии с Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром газораспределение Барнаул», Законом о закупках и применяется в равной степени для оценки всех заявок, поданных для участия в оспариваемой закупке.

 Довод подателя жалобы о том, что подкритерий «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» является некорректным, так, как заказчиком в закупочной документации не установлен необходимый верхний предел по максимальному количеству специалистов требуемой квалификации, привлекаемых для выполнения работ», также не нашел своего подтверждения в силу того, что оценка заявок по данному критерию производится на основании сведений о количестве специалистов требуемой квалификации, что не противоречит специфики проводимой закупки, предусматривающей выполнение работ именно квалифицированными специалистами в области промышленной безопасности, количество специалистов может влиять на сроки выполнения работ по договору.

Комиссия УФАС, также принимает во внимание тот факт, что на участие в запросе предложений было подано пять заявок, ООО «Промэкспертиза» заявку не подавало и не предоставило сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в запросе предложений и формирования своего предложения в рамках данной закупки.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление заказчиком требования, позволяющего оценить профессионализм и опыт выполнения аналогичных услуг участников, а также соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Более того, оспариваемые ООО «Промэкспертиза» положения закупочной документации являются подкритериями оценки заявок и не являются обязательным требованием закупочной документации, то есть быть допущенным к участию в оспариваемой закупке и оценке заявок может любое лицо независимо от того, имеет ли такой участник опыт выполнения аналогичных работ или нет.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - ООО «Газпром газораспределение Барнаул» нарушений Закона о закупках, Положения о закупках и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления в закупочной документации оспариваемых подкритериев для оценки заявок на участие в запросе предложений.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1,Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Промэкспертиза» – необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <...> К

 

 

Члены комиссии                                                                                                                    <...> Б

 

 

                                                                                                                                     <...> Т

Связанные организации

Связанные организации не указаны