Решение (комиссия) №АК/2987/24 Решение от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/10/18.1-337/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2024 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 08 апреля 2024

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти,

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

от заявителя – <...> – не явился, к ВКС не подключился;

от организатора торгов – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай <...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

рассмотрев жалобу <...>(вх. № 3324-ЭП/24 от 26.03.2024) на действия организатора торгов - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, составляющих имущество Государственной казны Российской Федерации, для использования в соответствии с видом разрешенного использования (извещение № 21000000610000000616, лот №1 и № 2), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба <...> (вх. № 3324-ЭП/24 от 26.03.2024) на действия организатора торгов - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, составляющих имущество Государственной казны Российской Федерации, для использования в соответствии с видом разрешенного использования (извещение № 21000000610000000616, лот №1 и № 2).

Из содержания жалобы следует, что в нарушение п. 3.2 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении не указан размер платы, взимаемый с победителя электронного аукциона оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Кроме того, по мнению заявителя, неразмещение в извещении информации о согласии на обработку персональных данных и недоведения информации о праве отозвать такое согласие на сбор, обработку, хранение и передачу персональных данных, является нарушением прав субъектов персональных данных.

Рассмотрение жалобы назначено на 03.04.2024.

03.04.2024 заявитель на заседание Комиссии УФАС не явился, к ВКС не подключился.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от организатора торгов поступили письменные возражения.

03.04.2024 на заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов, среди прочего, пояснила, что согласно тарифам торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» оператора электронной торговой площадки «Сбербанк-АСТ» взимание платы с победителя электронного аукциона с которым заключается договор аренды земельного участка не предусмотрено, в связи с чем, информация о размере взимаемой с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с п. 13, 14, 20 и 25 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заключается договор аренды такого участка в извещении не указана.

Кроме того, в приложении № 1 «Заявка на участие в аукционе» документации о торгах, в форме электронного аукциона, открытому по составу участников и по форме подачи предложения о цене на право заключения договоров аренды земельных с кадастровыми номерами 22:02:080006:105, 22:63:020107:13 находящихся в федеральной собственности и составляющих Государственную казну Российской Федерации указано, что заявитель дает свое согласие на использование персональных данных, которые согласно п. 15 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, указываются в протоколе о результатах аукциона, подлежащего размещению на официальном сайте.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

16.02.2024 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме №21000000610000000616.

Лот № 1: Алтайский край, район Алтайский, с. Ая, ул. Айская, 6, кадастровый номер: 22:02:080006:105, общая площадь 1800 кв.м. Категория земель: Земли населенных пунктов. Разрешенное использование: Для ведения личного подсобного хозяйства. Цель предоставления земельного участка: строительство жилого дома.

Начальная цена - 41 580,00 руб.

Итоговая цена - 959 666,40 руб.

Дата и время начала подачи заявок - 19.02.2024 13:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 19.03.2024 16:00 (МСК+4).

Дата проведения торгов - 21.03.2024 09:00 (МСК+4).

Лот № 2: Алтайский край, г. Барнаул, район Октябрьский, ул. Берег Оби, 12, кадастровый номер: 22:63:020107:13, общая площадь 10041 кв.м., Категория земель: Земли населенных пунктов. Разрешенное использование: Объекты культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1), Общественное питание (код 4.6), Гостиничное обслуживание (код 4.7)Цель предоставления земельного участка: строительство Объектов капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Начальная цена - 647 174,58 руб.

Итоговая цена - 899 572,70 руб.

Дата и время начала подачи заявок - 19.02.2024 13:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 19.03.2024 16:00 (МСК+4).

Дата проведения торгов - 21.03.2024 09:00 (МСК+4).

Электронная торговая площадка - АО «Сбербанк-АСТ».

Разделом 7 файла «Извещение_.docx» установлен порядок регистрации на электронной торговой площадке: «Для обеспечения доступа к участию в аукционе в электронной форме Заявителям необходимо пройти процедуру регистрации на электронной площадке ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» http://utp.sberbank-ast.ru. Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы. Регистрация на электронной площадке проводится в соответствии с Регламентом электронной площадки ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» http://utp.sberbank-ast.ru». Аналогичное установлено разделом 6 документации о проведении аукциона.

Разделом 8 файла «Извещение_.docx» установлен порядок подачи заявок на участие в аукционе. Для участия в аукционе заявители представляют, среди прочего, заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка. Заявка на участие в аукционе подается путем заполнения ее электронной формы с приложением электронных образов необходимых документов, установленных аукционной документацией, на электронной площадке ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» http://utp.sberbank-ast.ru.

В форме заявке на участие в открытом аукционе установлено, что «Заявитель дает свое согласие на использование персональных данных, которые, согласно п. 15 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, указываются в протоколе о результатах аукциона, подлежащего размещению на официальном сайте».

В связи с чем, претендент аукциона дает свое согласие на использование персональных данных в целях участия в аукционе, с последующим указанием о нем в документах в соответствии с п. 15 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой ситуации регистрация и подача заявок на участие в электронном аукционе осуществлялась с учетом регламента ЭТП, при этом обязательного требования о содержании в составе заявки на участие в аукционе согласия на обработку персональных данных, необходимости указания в извещении о необходимости предоставления согласия и информации о праве отозвать такое согласие на сбор, обработку, хранение передачу персональных данных Земельным кодексом Российской Федерации, не установлено.

При этом, с учетом ст. 18.1, ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа не относится контроль за соблюдением Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

В п. 3.2 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации сформулированы императивные требования о том, что в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация о размере взимаемой с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, платы оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок взимать данную плату.

Комиссией УФАС установлено, что в извещении отсутствует информация о размере взимаемой с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, платы оператору электронной площадки за Участие в электронном аукционе, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок взимать данную плату.

В силу требования норм законодательства организатор торгов обязан был указать в извещении информацию о размере взимаемой с победителя электронного аукциона платы оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе, либо эл. ссылку на документ размещенный на данной электронной площадке, отражающий размер вышеуказанной платы и условия взимания. Со своей стороны организатор аукциона не исполнил возложенные на него обязательства и не указал размер платы, взимаемой оператором ЭТП.

В связи с чем, организатором торгов нарушен п. 3.2 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом, Комиссия УФАС отмечает, что действия организатора торгов по не указанию такой информации не влечет ограничений для участия в аукционе, не влияет на возможность подачи заявки на участие в аукционе и не способно повлиять на ход торгов и его результат.

Более того, заявитель был вправе обратиться к организатору торгов за разъяснениями положений аукционной документации.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссия УФАС отмечает, что жалоба поступила в антимонопольный орган, после окончания срока подачи заявок и проведения торгов (26.03.2024, т.е. после окончания срока на подачу заявки).

При этом стоит учитывать, что подавая заявку на участие в торгах, лицо в силу Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с условиями закупочной документации и в условиях конкуренции действует как хозяйствующий субъект, осознающий все риски, сопутствующие экономической деятельности (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 N Ф05-7284/2019 по делу N А40-124919/18).

В свою очередь, обжалование положений документации после окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру.

В связи с чем, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу <...> – обоснованной.

  2. Предписание не выдавать.

  3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2024-3518

 

 

Связанные организации

МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай
ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040