Определение б/н Определение о прекращении от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс»

Садовническая ул., д.82

г. Москва, 115035

<...>

ПАО «МТС»

ул. Марксистская улица, 4

г. Москва, 109147

ул. Мало-Тобольская, 25Б

г. Барнаул, 656043

<...>

АО «РТК»

Голутвинский 1-ый пер., д.2/10, стр.2

г. Москва, 119180

<...>

ООО «ИД «Алтапресс»

<...>

ООО «ЭмДжиКом»

Шухова ул., д.17, корп.2

г. Москва, 115162

<...>

ООО «Критео»

Лесная ул., д.9, эт.11, ком.38

г. Москва, 125196

<...>

Заявителю

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/5-242/2020

30 июня 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы.

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-242/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту несоответствия фактической стоимости мобильного телефона цене заявленной в рекламе, в которой усматриваются признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ПАО «МТС» - <...>;

в отсутствие заявителя

в отсутствии АО «РТК», ООО «Яндекс»; ООО «Издательский Дом «Алтапресс»; ООО «ЭмДжиКом»; ООО «Критео».

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

АО «РТК», ООО «Яндекс»; ООО «Издательский Дом «Алтапресс»; ООО «ЭмДжиКом»; ООО «Критео» о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом по Почте России, также по электронной почте.

Заявитель о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом по Почте России, также по электронной почте.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие АО «РТК», ООО «Яндекс»; ООО «Издательский Дом «Алтапресс»; ООО «ЭмДжиКом»; ООО «Критео» и заявителя.

19.02.2020г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд.№202022 от 19.02.2020г.) о несоответствии фактической стоимости мобильного телефона цене, заявленной в рекламе. Рекламная информация распространялась на сайте altapress.ru 18.02.2020г., примерное время 11 часов 30 минут. В подтверждение заявителем представлен скриншот с сайта altapress.ru.

Согласно заявлению, на сайте размещена реклама «МТС» о продаже мобильного телефона Nokia 8110 за 3 990 руб. Заявитель сообщил, что в салоне «МТС» по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.251в, ТРЦ «Европа», цена на данную модель телефона составила 4 990 рублей. Консультант отказал продать телефон по цене указанной в рекламе. Также заявителю не удалось приобрести телефон через интернет-магазин по цене 3 990 рублей.

ООО «Издательский дом «Алтапресс» представлена информация (вхд.№203895 от 27.03.2020г.), согласно которой рассматриваемый рекламный материал размещен на сайте altapress.ru в рамках существующего договора с ООО «Яндекс», которому предоставлено рекламное место. Заполнение указанного места производится рекламораспространителем самостоятельно в соответствии с предоставленным кодом доступа.

Согласно п.2.1. Условиям участия в Рекламной Сети Яндекса, представленным «ООО «Издательский дом «Алтапресс», предметом договора является оказание Партнером (ООО «Издательский дом «Алтапресс») Яндексу услуг, связанных с размещением Яндексом рекламы на ресурсах Партнера.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламораспространителем является ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193).

01.04.2020г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05/5-242/2020 по признакам нарушенияп.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в отношении ООО «Яндекс». Рассмотрение дела назначено на 16.04.2020г.

ООО «Яндекс» представлены пояснения (вхд.№204944 от 16.04.2020г.), согласно которым, рассматриваемая реклама не размещалась посредствам сервисов Яндекса, следовательно, ООО «Яндекс» не является ни рекламораспространителем, ни рекламодателем.

Из заявления следует, что распространяемая рекламная информация представляют собой гиперссылку для перехода на сайт интернет-магазина «МТС», на котором предлагаются услуги по продаже мобильных телефонов, в том числе, посредством сайта. Заявителем представлен скриншот с данного сайта, согласно которому цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете по состоянию на 18.02.2020г. составляет 3 990 рублей.

20.02.2020г. антимонопольным органом установлено, что на сайте интерне-магазина «МТС» цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете составляет 4 990 рублей.

Также установлено, что продажи и обслуживание интернет-магазина «МТС» (https://shop.mts.ru/) осуществляет АО «РТК», которое является дочерней компанией ПАО «МТС».

16.04.2020г. Комиссия, изучив документы и материалы по делу, пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: ООО «ИД «Алтапресс» (ОГРН 1022201769721), ПАО «МТС» (ОГРН 1027700149124), АО «РТК» (ОГРН 1027739165662), для получения дополнительных доказательств. Рассмотрение дела отложено на 19.05.2020г.

ПАО «МТС» представлено ходатайство о продлении срока предоставления информации до 31.05.2020г. (вхд.№206129 от 14.05.2020г.).

АО «РТК» представлено ходатайство о продлении срока предоставления информации до 22.05.2020г. (вхд.№206147 от 15.05.2020г.)

ООО «Яндекс» представлены пояснения (вхд.№206216 от 18.05.2020г.), согласно которым по итогам дополнительного изучения представленных документов, в том числе скриншота, содержащего спорную рекламу, было установлено, что реклама была размещена в рамках договора №44976/15 от 01.06.2015г., заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Критео» (рекламодатель). В соответствии с положениями договора Яндекс оказывает ООО «Критео» комплекс технических услуг, связанных с размещением рекламодателем рекламы на рекламных местах Яндекса и его партнеров.

19.05.2020г. Комиссия, изучив документы и материалы, представленные ООО «Яндекс», ПАО «МТС», АО «РТК», пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств. Рассмотрение дела отложено на 10.06.2020г.

10.06.2020г. Комиссия, изучив документы и материалы по делу, а также заслушав пояснения <...> и <...>, пришла к следующим выводам.

<...> 10.06.2020г. на заседании Комиссии пояснила, что определившись с маркой телефона (Nokia 8110 в желтом цвете) начала мониторить цены на данную модель. 18.02.2020г. примерно в 16:00 ч. в личном кабинете МТС увидев на данную модель привлекательную цену в 3 990 рублей, определилась с выбором. На сайте интернет-магазина МТС отобразилось, что телефон в наличие в ТРЦ «Европа». В этот же день, посетив офис магазина МТС в ТРЦ «Европа» консультанты сообщили, что цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете составляет 4 990 руб. В доказательства того, что цена в личном кабинете составляет 3 990 рублей Майер Н.В. продемонстрировала консультантам фото, где цена на телефон Nokia 8110 в желтом цвете в 4 970 рублей зачеркнута, указана цена 3 990 руб. (фото датируется 18.02.2020г. в 15 ч. 22 мин.). Консультанты предложили оформить заказ на данный телефон через личный кабинет. Заявитель уточнил, что мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете был в наличие на витрине магазина.

19.02.2020г. в личном кабинете цена на мобильный телефон уже составляла 4 990 рублей. Также 19.02.2020г., зайдя с рабочего компьютера в новостную ленту сайта Алтапресс, увидела рекламное предложение МТС, в котором цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете составляла 3 990 руб. В подтверждение представлен скриншот экрана компьютера, в котором указана дата -19.02.2020г. и время – 11 ч.09 мин.

Согласно информации, представленной АО «РТК», размещение информации о товарах в интернет-магазине осуществляется АО «РТК» в соответствии с Договором №1013644 от 01.09.2010г., заключенным с ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Согласно указанному Договору ПАО «МТС» представило АО «РТК» право использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, в том числе, использования товарного знака, а также использования прав администратора интернет-ресурса http://shop.mts.ru, включая соответствующие поддоменные имена.

Информация о продаже в интернет-магазине «МТС» мобильного телефона Nokia 8110 в желтом цвете по цене 3 990 рублей по состоянию на 18.02.2020г. на сайте интернет-магазина была сформирована автоматически (без использования макетов рекламы) на основании цены, действовавшей на данный товар в интерне-магазине «МТС» на 18.02.2020г. Цена 3 990 рублей на товар действовала в период до 12 ч. 07 мин. 18.02.2020г. по московскому времени, а цена 4 990 рублей начла действовать после 12 ч. 07 мин. 18.02.2020г.

Также АО «РТК» сообщило, что по состоянию на 18.02.2020г. в ТРЦ «Европа», расположенном по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.251в, были размещены два офиса продаж АО «РТК». По данным специалистов отдела оперативного учета в период с 15.02.2020г. по 20.02.2020г. сотовый телефон Nokia 8110 LTE Dual sim yellow на товарных остатках офисов продаж отсутствовал, что подтверждается выгрузкой из базы SAP.

ПАО «МТС» представило пояснения, согласно которым размещение рекламной информации осуществляется компанией ООО «ЭмДжиКом», в рамках дополнительного соглашения D170336867 от 01.11.2017 к договору D140221001 от 17.04.2014г., согласно условиям которого ООО «ЭмДжиКом» приняло на себя обязательства по размещению рекламной информации по различным каналам, включая информационные ресурсы в сети интернет.

ПАО «МТС» полагает, что неактуальная рекламная информация о цене товара в сети интернет могла произойти по причине несвоевременного обновления cookies файлов на пользовательском оборудовании заявителя.

Кука – это небольшие файлы, которые хранятся в браузере компьютера и содержат информацию, связанную с посещениями пользователя определенных сайтов. Используются для отслеживания истории посещения страниц и выявления предпочтений пользователей. Ранее отображенное объявления может быть показано пользователю в случае если он перешел на сайт, ранее сохраненный в закладках либо не актуализировал ранее просматриваемые страницы с соответствующего пользовательского оборудования.

На заседании Комиссии представитель ПАО «МТС» <...>. отзыв на определение поддержал, дополнительно пояснив, что причиной несвоевременного обновления цены на товар в интернет-рекламе могли послужить технические неполадки ООО «ЭмДжиКом», либо ООО «Критео».

Между ООО «Критео» и ООО «Яндекс» заключен договор №44976/15 от 01.06.2015г., согласно которому рекламодателем является ООО «Критео». В соответствии с положениями договора, ООО «Яндекс» оказывает ООО «Критео» комплекс технических услуг, связанных с размещением рекламы на рекламных местах Яндекса и его партеров в сети интернет.

10.06.2020г. Комиссия, изучив документы и материалы по делу, пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: ООО «ЭмДжиКом» (ОГРН 1067746216548), ООО «Критео» (ОГРН 1147746292594), для получения дополнительных доказательств. Рассмотрение дела отложено на 30.06.2020г.

30.06.2020г. Комиссия, изучив документы и материалы по делу, а также заслушав доводы представителя ПАО «МТС» <...>, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.4 ч.3 ст.5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На заседании Комиссии Миндергасов С.В. сообщил, что ООО «ЭмДжиКом» берет информацию о товарах с интернет-магазина АО «РТК» автоматически, для размещения рекламы в сети интернет. ПАО «МТС» продажей товаров не занимается, а лишь предоставило техническую площадку АО «РТК», где за достоверность информации о товарах отвечает АО «РТК».

ООО «ЭмДжиКом» представлена информация, согласно которой между ПАО «МТС» (Заказчик) и ООО «ЭмДжиКом» заключен договор №D140221001 от 17.04.2020г. В рамках Договора Общество Заказчику оказывались услуги по размещению рекламных материалов на сайте altapress.ru.

Механика взаимодействия по размещению материалов при выгрузке информации о товарах на сайт:

  1. Заказчик меняет цены на своем сайте, после чего самостоятельно выгружает информацию о товаре, включая цены, в свой товарный фид (прайс-лист). По данным, имеющимся у Общества, Заказчик обновляет свой товарный фид не позднее, чем через 5 минут с момента обновления данных на сайте.
  2. Общество имеет автоматизированную систему, которая, согласно настроенному скрипту, «обращается» к товарному фиду Заказчика 1 раз в 5 минут. Под скриптом понимается заранее написанный сценарий работы системы и периодичность синхронизации информации между товарными фидами Заказчика и системой Общества.
  3. Система Общества, автоматически получив информацию из товарного фида Заказчика, направляет ее в динамический сервис Критео.

Критео является сервисом для создания и автоматического проведения рекламной кампании на основе фидов.

Взаимодействия между системой ООО «ЭмДжиКом» и ООО «Критео» на момент размещения объявления проводилось 1 раз в сутки. Сроки взаимодействия определяет система ООО «Критео» вне зависимости от положений Общества.

С сервисом Критео Общество взаимодействует через ООО «Ай Проспект» (Договор №15-MMS-AD-11.09 jn 01.10.2019г.).

  1. После получения фида от системы Общества, Критео обрабатывает фид и выгружает его в свои рекламные материалы, которые размещаются на сате altapress.ru.

То есть, размещается не рекламный макет в классическом понимании, а размещение выгруженного прайс-листа (фида данных).

На текущий момент уточнить информацию по срокам обновления конкретного фида из спорного объявления не представляется возможным ввиду давности размещения.

Спорное рекламной объявление было обновлено в рабочем порядке, указанном выше, вне зависимости от наличия/отсутствия претензий третьих лиц по факту содержания рекламного объявления. Общество выполняет техническую функцию и не определяет объект рекламирования.

В ходе рассмотрения дела №022/05/5-242/2020 антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Яндекс»; ООО «Издательский Дом «Алтапресс»; ООО «ЭмДжиКом»; ООО «Критео», ПАО «МТС» признаков нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно материалам и пояснениям, представленным АО «РТК», стоимость телефона Nokia 8110 по состоянию на 18.02.2020г. до 12 ч. 07 мин. (МСК) действительно составляла 3 990 рублей. Данная информация размещалась на сайте shop.mts.ru и была выгружена в рекламные материалы, в том числе на сайте altapress.ru.

С 12 ч. 07 мин. (МСК) 18.02.2020г. цена на телефон Nokia 8110 была изменена, однако рекламный материал размещался и 18.02. и 19.02.2020г. без изменения.

При этом в рекламе отсутствовала информация о том, что срок действия цены 3 990 руб. ограничен, либо может быть изменен. Данные обстоятельства указывают на признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «РТК», так как именно с сайта shop.mts.ru осуществляется выгрузка рекламной информации.

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п.3.51 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2012 №711/12) Комиссия принимает решение о выделение в отдельное производства одного или нескольких дел, если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.

В соответствии с п. 3.47 Административного регламента Комиссия рассматривает дело в течение одного месяца со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на два месяца.

01.04.2020г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05/5-242/2020 по признакам нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе». 16.04., 19.05, 10.06.2020г. рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения новых лиц к участию в деле. 30.06.2020г. на заседании Комиссии установлено, что признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» усматриваются в действиях АО «РТК».

Учитывая изложенное и в связи с тем, что трехмесячный срок рассмотрения дела истекает 01.07.2020г. Комиссия приходит к выводу о необходимости выделить из данного дела в особое производство дело по признакам нарушения п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» для всестороннего и полного рассмотрения.

Согласно п.3.56 Административного регламента Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрение дела будет установлено отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.

Таким образом, на основании изложенного и руководствуясь п.3.47, 3.51, 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2012 №711/12), Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Производство по делу №022/05/5-242/2020 в отношении ООО «Яндекс»; ООО «Издательский Дом «Алтапресс»; ООО «ЭмДжиКом»; ООО «Критео», ПАО «МТС» прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны