Решение №5165/9 Дело о нарушении антимонопольного законодательства по призна... от 12 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 022/01/15-631/2019
Резолютивная часть решения оглашена 28 ноября 2019 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено 12 декабря 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – УФАС по Алтайскому краю) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
С<...> – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
О<...> – начальник отдела контроля органов власти;
Д<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело по признакам нарушения администрацией Ленинского района г. Барнаула абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившихся в бездействии по направлению в уполномоченный орган предложения по включению в схему НТО в соответствии с обращением ИП Н,
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения управлением ФАС по Алтайскому краю заявления ИП Н (вх. № 196839 от 27.05.2019) на действия администрации г. Барнаула и администрации Ленинского района г. Барнаула по исключению из схемы размещения НТО места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Барнаул на пересечении ул. Попова и ул. Юрина установлено, что ИП Н обратился в управление по строительству и архитектуре администрации Ленинского района Алтайского края по вопросу проведения аукциона по аренде земельного участка и включении места по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина, 299е в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В ответ на указанное обращение управление по строительству и архитектуре администрации Ленинского района г. Барнаула (письмо исх. № 12-22/31 от 15.04.2019) отказала ИП Н. в проведения аукциона по аренде земельного участка и включении места по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина, 299е в схему размещения нестационарных торговых объектов ввиду отсутствия в схеме НТО места для установки объекта по указанному адресу.
Кроме того, заявитель полагает, что 29.04.2014 земельный участок по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина/ул. Попова исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов (схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района г. Барнаула, утв. постановлением администрации г. Барнаула от 29.04.2014 № 855) неправомерно.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 ст. 10 Закона о торговле).
В силу ч. 6 ст. 10 Закона о торговле, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 № ЕВ-820/08 указывается на то, что имеют место случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - схемы размещения), невключение в схемы размещения или исключение из них уже функционирующих объектов, что приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов. Это противоречит смыслу части 6 статьи 10 Закона о торговле, согласно которой схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.
По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа № 193 от 16.08.2019 в отношении администрации Ленинского района г. Барнаула возбуждено дело № 022/01/15-631/2019 о нарушении абз. 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю от 03.10.2019 представитель администрации Ленинского района г. Барнаула нарушение не признала и пояснила, что 20.08.2019 администрация Ленинского района Алтайского края направила в адрес комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда г. Барнаула предложения по внесению изменений в схему нестационарных торговых объектов на территории района, в том числе, с учетом предложения ИП Н.
Определением исх. № 4201/9 от 07.10.2019 дело № 022/01/15-631/2019 отложено до 30.10.2019 в 14-00 в связи с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации г. Барнаула.
На заседании 30.10.2019 представитель администрации г. Барнаула пояснил, что в соответствии с Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула (утв решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2014 № 325) администрацией Ленинского района г. Барнаула направлены предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района, в том числе о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения по адресу: пересечение ул. Попова и ул. Юрина.
Комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г. Барнаула, в соответствии с указанным положением направил предложения в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула для рассмотрения и согласования предлагаемых мест размещения нестационарных торговых объектов.
В ходе рассмотрения выявлено, что предлагаемое к размещению НТО место по ориентировочному адресу: г. Барнаул, пересечение ул. Попова и ул. Юрина находится в охранной зоне воздушной линии электропередачи (низковольтной) – 2 метра от крайних проводов (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»). В связи с этим включение в схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения по адресу: г. Барнаул, пересечение ул. Попова и ул. Юрина невозможно.
На заседании комиссии 30.10.2019 объявлен перерыв до 06.11.2019 в 15-00.
06.11.2019 комиссией УФАС по Алтайскому краю принято заключение об обстоятельствах дела № 022/01/15-631/2019.
Определением исх. № 4710/9 от 11.11.2019 дело № 022/01/15-631/2019 отложено до 28.11.2019 в 14-00.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 вышеуказанного закона).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Приказом от 23.12.2010 № 145 управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры утвержден порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Алтайского края.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что схема размещения разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в целях создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения на территории Алтайского края.
Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что с 29.04.2014 земельный участок по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина/ул. Попова, (на котором размещен НТО, принадлежащий на праве собственности ИП Н с 28.11.2016), исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов (схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района г. Барнаула, утв. постановлением администрации г. Барнаула от 29.04.2014 № 855).
Согласно статье 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Так как действия по исключению из схемы размещения НТО земельный участок по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина/ул. Попова, произошли 2014 году и со дня совершения указанных действий прошло более трех лет, то комиссия УФАС по Алтайскому краю не может рассматривать заявление в указанной части, в связи с истечением срока давности.
Согласно п. 4.7 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула (утв. решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2014 № 325) результаты инвентаризации и предложения по включению в схему НТО не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, на который разрабатывается схема размещения, направляются администрациями районов города в уполномоченный орган.
Предложения по включению в схему размещения НТО формируются администрациями (по форме, установленной в приложении 2) с учетом требований, изложенных в разделе 3 настоящего Положения, анализа текущего состояния инфраструктуры розничной торговли района и предложений граждан о включении новых НТО в схему размещения. Предложения граждан о включении новых НТО в схему размещения рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Органом администрации г. Барнаула, уполномоченным на формирование проекта схемы размещения, является комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г. Барнаула (п. 4.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула).
Для каждого НТО, предлагаемого для включения в схему размещения, администрациями районов города направляется в уполномоченный орган схема размещения НТО на топографической основе масштаба 1:500 с указанием границ смежных землепользователей по сведениям государственного кадастра недвижимости.
Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что администрацией Ленинского района г. Барнаула предложения по включению в схему размещения НТО с учетом поступившего предложения ИП Н по состоянию на 16.08.2019 (на момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства) не направлялось в уполномоченный орган, ИП Н не проинформирован о намерениях администрации Ленинского района г. Барнаула по направлению вышеуказанных предложений.
Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что 20.08.2019 администрация Ленинского района Алтайского края направила в адрес комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда г. Барнаула предложения по внесению изменений в схему нестационарных торговых объектов на территории района, в том числе, с учетом предложения ИП Н.
На основании изложенного бездействие администрации Ленинского района г. Барнаула по рассмотрению обращения ИП Н в части включении места по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина, 299е в схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованием п. 4.7 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула (утв. решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2014 № 325), является нарушением абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В связи с тем, что администрацией Ленинского района г. Барнаула было направлено предложение по внесению изменений в схему нестационарных торговых объектов на территории района, в том числе, с учетом предложения ИП Н, то выдавать предписание нецелесообразно.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
- Признать бездействие администрации Ленинского района г. Барнаула Алтайского края, выразившееся в нерассмотрении обращения ИП Н - противоречащими абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
- Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии <...> С
Члены Комиссии <...> О
<...> Д
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.