Решение б/н Решение по делу №51-ФАС22-Р/03-13 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – <…>,
члены Комиссии:
<…>,<…>,
рассмотрев дело №51-ФАС22-Р/03-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Знамя труда» ненадлежащей рекламы медицинских услуг,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – МУП «Редакция газеты «Знамя труда».
УСТАНОВИЛА:
В силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, не является препятствием для рассмотрения дела отсутствие представителя лица, так как МУП «Редакция газеты «Знамя труда» своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (в деле имеется уведомление о вручении почтового отправления).
От редактора газеты «Знамя труда» К. поступило ходатайство (вхд. № 562 от 15.04.13г.) о рассмотрении дела в его отсутствии.
В газете «Знамя труда» (№5 за 23.01.2013г.) размещена реклама ИП Корольковой Т.А., следующего содержания: «Классический массаж т. <…>» и «Перманентный макияж (татуаж) т. <…>,».
В соответствие с п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемым медицинским услугам-массаж, татуаж.
Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем, в печатных СМИ такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Раздел 21 Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27.12.2011 года №1664-н, относит массаж к лечению с помощью простых физических воздействий на пациента (код А 21.01.001 - общий массаж, А 21.01.002 - массаж лица, А 21.01.003 - массаж шеи, А 21.01.004 - массаж рук, А 21.01.005 - массаж волосистой части головы, А 21.01.006 - пилинг-массаж, А 21.01.007 - вакуумный массаж кожи, А 21.01.009 - массаж ног, А21.26.001 - массаж век, А 21.30.001 - массаж живота).
Класс «А» Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27.12.2011 года №1664-н, относит перманентный татуаж к медицинской услуге (код А 17.30.001 - дермапигментацию (перманентный татуаж))
Таким образом, массаж и перманентный макияж (татуаж) являются медицинскими услугами, следовательно, оказывать данные услуги вправе работники со специальным медицинским образованием на основании лицензии, а реклама должна сопровождаться предупреждением, предусмотренным ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
В рекламе «Классический массаж т. <…> » и «Перманентный макияж (татуаж) т. <…>», требуемое законодательством Российской Федерации о рекламе предупреждение отсутствует.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) на реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В адрес управления МУП «Редакция газеты «Знамя труда»» не предоставлены лицензии на осуществление медицинской деятельности – медицинский массаж и Перманентный макияж (татуаж) ИП Корольковой Т.А.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, реклама Классический массаж т. <…>» и «Перманентный макияж (татуаж) т. <…> » размещена в газете «Районный вестник» (№11-12 за 01.02.2013г.) с нарушением требований п.7 ст.7 и ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.7 ст.7, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо; рекламораспространитель- лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем данной рекламной информации является - МУП «Редакция газеты «Знамя труда».
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения рекламораспространителем — МУП «Редакция газеты «Знамя труда» п.7 ст.7, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении МУП «Редакция газеты «Знамя труда» в газете «Знамя труда» (№5 за 23.01.2013г.) ненадлежащей рекламы «Классический массаж т. <…>» и «Перманентный макияж (татуаж) т. <…>».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг «Классический массаж т. <…>» и «Перманентный макияж (татуаж) т. <…>», поскольку при ее размещении нарушены требования п.7 ст.7 и ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать рекламораспространителя МУП «Редакция газеты «Знамя труда» нарушившим требования п.7 ст.7 и ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать рекламораспространителю МУП «Редакция газеты «Знамя труда» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела в отношении должностного лица газеты «Знамя труда» К. уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.