Решение №№ 2408/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-169/2020 от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В<…> Е.А.

г.Бийск, 659333

ПАО «Ростелеком»

Макрорегиональный

филиал «Сибирь»

М.Горького ул., 53

г.Новосибирск, 630099

Димитрова ул., 52

г.Барнаул, 656038

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-169/2020

Решение изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – руководитель управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-169/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения посредством рекламных листовок в подъездах многоквартирных жилых домов микрорайона Заречье города Бийска рекламы ПАО «Ростелеком», в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии заявителя (извещен надлежащим образом),

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – В<…> (Алтайский край, г.Бийск, <…>), извещен надлежащим образом,

в отсутствии представителя заинтересованного лица - ПАО «Ростелеком» Макрорегиональный филиал «Сибирь» в лице Алтайского филиала (Алтайский край, г.Барнаул, Димитрова ул., 52), извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-169/2020 возбуждено по результатам рассмотрения обращения жителя города Бийска о распространении по почтовым ящикам в многоквартирных жилых домах города рекламных листовок с недостоверной рекламой оператора связи ПАО «Ростелеком», переданное по подведомственности ФАС России (вх. № 201989).

Заявитель указал, что обнаружил у себя в почтовом ящике рекламный буклет компании Ростелеком с указанием тарифов, в котором цены гораздо ниже действующих на данный момент для заявителя как абонента компании и более привлекательные условия. Позвонив по номеру телефона, указанному в буклете, заявитель выяснил, что рекламируемые условия действуют только для новых абонентов, а цены являются акционными. В рекламе данных условий не содержится. Заявитель считает, что подобная реклама нарушает Федеральный закон «О рекламе».

Антимонопольный орган, изучив содержание представленных заявителем листовок, установил, что посредством их до сведения потребителей (жильцов дома) доведена следующая информация: «Горячие цены Интернет 200 Мбит/сек 300 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+158 ТВ - каналов 500 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+180 ТВ - каналов Мобильная связь 500 минут с безлимитным интернетом 710 руб./мес… Ростелеком Ваш личный консультант 8-962-797-0201».

Усмотрев в содержании рассматриваемой рекламы признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган 06 марта 2020 года возбудил производство по настоящему делу.

Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 02 апреля 2020 года.

В связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года на территории Российской Федерации установлены не рабочие дни, рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 29 апреля 2020 года.

Во исполнение определения о возбуждении дела ПАО «Ростелеком» предоставлены пояснения, согласно которым в Алтайском филиале ПАО «Ростелеком» рекламируемая акция «Горячие цены» не проводилась и не проводится; Общество не предоставляет своим агентам листовки для последующего распространения. Информирование агентов о существующих акциях, условиях их проведения осуществляют менеджеры групп активных продаж, в том числе посредством предоставления приказов и положений о проведении маркетинговых акций.

Ответственным куратором В <…>., как поясняет ПАО «Ростелеком», является менеджер Алтайского филиала ПАО «Ростелеком» Б<…>, которая довела до агента план действий по подключению абонентов, предоставила агенту копии лицензий и другие документы, подтверждающие право оператора на оказание услуг связи, информацию об услугах, тарифных планах на услуги связи, сведения об адресах, по которым существует техническая возможность предоставления существующих услуг; с инициативой проведения рекламных мероприятий и утверждения рекламных листовок В<…> к ответственному куратору не обращался, свои действия по распространению рекламы с ней или иными уполномоченными представителями оператора не согласовывал.

В<…> в ответ на определение о возбуждении дела предоставлены пояснения, в соответствии с которыми он сообщает, что документы на изготовление и печать рекламных листовок у него отсутствуют, листовки В<…> распечатывал самостоятельно для увеличения продаж по агентскому договору с ПАО «Ростелеком»; адреса, где распространялись листовки, и их количество не помнит.

29 апреля 2020 года в связи с действием Указа Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни, рассмотрение дела отложено до 11 часов 00 минут 27 мая 2020 года.

27 мая 2020 года лица, признанные участвующими в деле, на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не является препятствием для рассмотрения дела в данном заседании.

13 мая 2020 года от представителя ПАО «Ростелеком» поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ПАО «Ростелеком».

Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, по почтовым ящикам многоквартирных жилых домов микрорайона «Заречье» города Бийска распространялись листовки с информацией следующего содержания: «Горячие цены Интернет 200 Мбит/сек 300 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+158 ТВ - каналов 500 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+180 ТВ - каналов Мобильная связь 500 минут с безлимитным интернетом 710 руб./мес… Ростелеком Ваш личный консультант 8-962-797-0201».

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что рекламораспространителем рассматриваемых листовок является гр. В<…> – агент ПАО «Ростелеком».

Указанный в листовках номер телефона 8-962-792-0201, согласно информации, предоставленной ПАО «ВымпелКом» обслуживается Обществом по договору об оказании услуг связи Билайн №619272849 от 21.09.2016г., заключенным с гр. В<…>.

По информации, предоставленной ПАО «Ростелеком», реклама о тарифах которого доведена до сведения потребителей, буклет с рассматриваемой рекламой ПАО «Ростелеком» не утверждало, не заказывало и решение о распространении данной рекламы не принимало. ПАО «Ростелеком» не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем указанной информации, в связи с чем Общество не располагает договорами, заявками, платежными поручениями на изготовление и распространение данных буклетов.

Между ПАО «Ростелеком» и гр. В<…> заключен агентский договор от 09.10.2019г. № 1007/3, в соответствии с условиями которого агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, указанные в договоре, от имени и за счет принципала. В частности, согласно пункту 3.3.3.1-3.3.3.4 агентского договора, агент обязуется осуществлять поиск потенциальных абонентов, принимать заявки на услуги и оборудование принципала от потенциальных и действующих абонентов, консультировать потенциальных абонентов и иное. Полномочиями по распространение рекламных листовок ПАО «Ростелеком» В<…> не наделяло.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Распространенная с использованием рассматриваемых листовок информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам, в частности услугам интернета, ТВ, мобильной связи, формирует и поддерживает интерес к указанным объектам рекламирования и способствует продвижению их на рынке.

Как следует из материалов дела, заявитель является действующим абонентом ПАО «Ростелеком». Ознакомившись с ценами на тарифы и условиями ПАО «Ростелеком», указанными в рекламном буклете, найденном им в почтовом ящике, заявитель позвонил консультанту, номер телефона которого указан в рекламе, с целью приобрести рекламируемые услуги, однако, этого сделать не смог по причине того, что он уже является абонентом ПАО «Ростелеком», а указанные в рекламе цены и условия действуют лишь для новых абонентов.

Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что рекламируемые цены на тарифы действительны лишь для новых абонентов, что указывает на нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено и материалами дела подтверждается, что изготовление и распространение по почтовым ящикам многоквартирных жилых домов микрорайона «Заречье» города Бийска рекламных листовок с информацией: «Горячие цены Интернет 200 Мбит/сек 300 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+158 ТВ - каналов 500 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+180 ТВ - каналов Мобильная связь 500 минут с безлимитным интернетом 710 руб./мес… Ростелеком Ваш личный консультант 8-962-797-0201» осуществлено гр. В<…> самостоятельно.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу «Горячие цены Интернет 200 Мбит/сек 300 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+158 ТВ - каналов 500 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+180 ТВ - каналов Мобильная связь 500 минут с безлимитным интернетом 710 руб./мес… Ростелеком Ваш личный консультант 8-962-797-0201», распространенную по почтовым ящикам многоквартирных жилых домов микрорайона «Заречье» города Бийска посредством рекламных листовок, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2.Выдать гр. В<…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламеоссий ской Федерации о.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административно правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны