Решение б/н Дело № 01-ФАС22-Р/01-11 от 4 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

27 января 2011г.                                                                                                      г.Барнаул

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 01-ФАС22-Р/01-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  10.12.2010г. в г.Белокурихе в эфире кабельного телеканала «Алмаз» акции «Новые правила», содержащей рекламу пива, без соответствующего предупреждения, предусмотренного ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»),   

в присутствие:

рекламораспространителя - ООО «Алмаз» (Алтайский край, 659900, г.Белокуриха, ул.Бр.Ждановых, 15-37) в лице директора Г,

в отсутствие заявителей, 30-2).

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю  поступило письменное заявление О., Б. (вхд. № 9348 от 16.12.2010г.) по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» в рекламе пива и пивных магазинов «Ворсин» и «Маяк», транслировавшейся 10.12.2010г. на кабельном телевидении «Алмаз».

Реклама содержит следующую информацию - «Внимание АКЦИЯ! В магазинах «Ворсин» по ул.Партизанская, 7 и «Маяк» по ул.Бр.Ждановых, 15/1 проводится рекламная акция «Новые правила». В рамках акции все разливное пиво не дороже 39 рублей за литр. Приглашаем за покупками».

            Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае  должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков,  изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в телепрограммах продолжительность такого предупреждения должна составлять  не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра.

В рассматриваемой рекламе предупреждение, предусмотренное ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», отсутствует.

            В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель, так и  рекламораспространитель.

            Кроме того, данная реклама вещается, по мнению заявителей, с нарушением требований п.1 ч.2 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», ограничивающих трансляцию пива по времени.

            Согласно п.1 ч.2 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.

            Директор ООО «Алмаз» Гончаров В.Л. на заседании Комиссии признал факт нарушения требований ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», пояснив, что нарушение произошло из-за технической ошибки.

Заявители на рассмотрение дела не явились. От О. и  Б.  поступило ходатайство (вхд. № 448 от 26.01.2011г.) о рассмотрении дела в  их отсутствие.

            Комиссия, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

            В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства  индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Экономическая цель размещения рекламы для лица, осуществляющего реализацию (продажу) товара - продвижение данного товара потребителю.

Рассматриваемая информация содержит конкретное предложение  по  реализации разливного пива по цене не дороже 39 рублей за литр, формирует интерес неопределенного круга лиц к рекламируемому товару за счет привлекательной для потребителей цены, и направлена на формирование у потребителей желания приобрести данный товар,  в связи с чем, полностью подпадает под законодательно закрепленное понятие «реклама».

            Объектами рекламирования в указанной рекламе являются: магазины «Ворсин» и «Маяк», акция «Новые правила», разливное пиво.

            Федеральный закон «О рекламе» предъявляет специальные требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, одним из которых является сопровождение данной рекламы предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в телепрограммах продолжительность такого предупреждения должна составлять  не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра. Данное требование установлено ч.3 ст. 22 настоящего Закона «О рекламе».   

            В транслировавшейся 10.12.2010г. в эфире кабельного телеканала «Алмаз» рекламе акции «Новые правила», содержащий рекламу пива отсутствует соответствующее предупреждение, предусмотренное ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе».

            За нарушение требований ч.3 ст. 22 настоящего Закона о рекламе предусмотрена солидарная ответственность рекламодателя и рекламораспространителя.

            Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

            Рекламораспротсранителем указанной рекламы является ООО «Алмаз», что подтверждено материалами дела и не отрицается директором юридического лица.

В указанной рекламе отсутствует существенная информация о сроках проведения рекламируемой акции, что противоречит требованиям  ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с данной нормой Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Ответственность за нарушение требований  ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно имеющейся информации (копия бланка подачи объявлений от 06.12.2010г., копия квитанции № 70970 от 06.12.2010г.) рекламодателем указанной рекламы является Гриднев Н.В., однако реквизиты указанного лица (адрес места жительства, контактный телефон) в рассматриваемых документах отсутствуют.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, для чего антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе; предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе); применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В компетенцию Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, не входит осуществление оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем, отсутствие реквизитов субъекта рекламных правоотношений не позволяет антимонопольному органу установить местонахождения рекламодателя рассматриваемой рекламы и применить к нему меры ответственности в соответствии с   действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Комиссией установлено, что содержание рекламы акции «Новые правила», рекламирующей в том числе, пиво, транслировавшейся 10.12.2010г. в эфире кабельного телевидения «Алмаз» нарушает требования ч. 7 ст.5, ч.3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», при этом рекламораспространителем - ООО «Алмаз» нарушены требования ч.3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе». 

Установлено, что ООО «Алмаз» осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания № 16215 от 04.05.2010г., способ распространения - кабельное вещание.

Согласно п.2 ч.15 ст. 14 Федерального закона «О рекламе», ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

Таким образом, ограничение по времени распространения рекламы пива, предусмотренное п.1 ч.2 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», в силу п.2 ч.15 ст. 14 Закона о рекламе, не распространяется на рекламу, транслировавшуюся по кабельному телевидению, в связи с чем, в действиях ООО «Алмаз» отсутствуют признаки нарушения п.1 ч.2 ст. 22 настоящего Закона.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами  37 – 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать рекламу акции «Новые правила», содержащей рекламу пива, транслировавшуюся 10.12.2010г. в эфире кабельного телевидения «Алмаз» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 22  Федерального закона «О рекламе».

2. Признать рекламораспространителя -  ООО «Алмаз»  нарушившим требования ч. 3 ст. 22  Федерального закона «О рекламе».

            3. Вынести ООО «Алмаз» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы акции «Новые правила», содержащей рекламу пива.

            4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения в отношении должностного лица - директора ООО «Алмаз» Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны