Постановление №№ 37 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 37 о назначении административного наказания ... от 20 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Три девятки»

Северо-Западная ул., <...>

г.Барнаул, 656037

Советская ул., 6, к. 1

г.Барнаул, 656002

 

Дело №022/04/14.3-651/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 37

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

20 августа 2021г. г. Барнаул

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...>, рассмотрев протокол № 34 от 06.08.2021г. об административном правонарушении, составленный начальником отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...>, а также материалы дела об административном правонарушении № 022/04/14.3-651/2021 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Три девятки», Алтайский край, г.Барнаул, Северо-Западная ул., <...>, ОГРН 1212200000440,

УСТАНОВИЛ:

в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Представитель ООО «Три девятки» на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; ходатайств от ООО «Три девятки» в антимонопольный орган не поступало.

В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Три девятки».

Согласно протоколу об административном правонарушении № 34 от 06.08.2021г., ООО «Три девятки» допущено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, частей 1, 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), что указывает на событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Данное обстоятельство выразилось в следующем.

18 апреля 2021 года антимонопольным органом в результате мониторинга наружной рекламы, распространяемой в городе Барнауле, установлен факт размещения по адресу: Советская ул., 6, к. 1 рекламной конструкции с информацией: «КОМИССИЯ ВЫКУП * ОБМЕН АВТОКРЕДИТ ПРОДАЖА ОСАГО ОФОРМЛЕНИЕ ДКП…», а также рекламного баннера с информацией: «Три Девятки ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ВЫКУП И ПРОДАЖА АВТО АВТОСТРАХОВАНИЕ КОМИССИЯ ОФОРМЛЕНИЕ ДКП…», снизу которого имеется следующая информация «ООО «Три Девятки» не выдает займы и кредиты. Не ведет финансовую и ломбардную деятельность. ООО «Три Девятки» оказывает содействие и предоставляет информационно-консультационные услуги по получению займа. Займ под залог выдает ФЛ Ж<...> соответствии с с.1 ст. 28; ст. 28 ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Т.(3852)28-38-48».

По результатам мониторинга составлен акт наблюдения № 44 от 18.04.2021г.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования Закон о рекламе понимает товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, поскольку размещена в общедоступном месте, следовательно, предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования, формирует и поддерживает интерес, в том числе к таким объектам рекламирования, как АВТОКРЕДИТ, ОСАГО, ЗАЙМЫ ПОД ЗАЛОГ, АВТОСТРАХОВАНИЕ, способствует продвижению их на рынке среди аналогичных услуг.

Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе в обоих случаях отсутствует наименование лица, предоставляющего рекламируемый «АВТОКРЕДИТ», и наименование лица, оказывающего услуги «АВТОСТРАХОВАНИЯ», «ОСАГО».

Использование в рекламе словосочетания «ЗАЙМЫ ПОД ЗАЛОГ» дает потребителям рекламы основание предполагать, что хозяйствующий субъект, разместивший указанную рекламу, оказывает услуги по предоставлению займов (кредитов).

Вместе с тем, на рекламном баннере, снизу, размещена информация о том, что ООО «Три Девятки» не выдает займы и кредиты, не ведет финансовую и ломбардную деятельность, а оказывает содействие и предоставляет информационно-консультационные услуги по получению займа; займ под залог выдает физическое лицо - Ж<...> в соответствии с с.1 ст. 28; ст. 28 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет (http://www.cbr.ru), ООО «Три Девятки», осуществляющее деятельность по адресу: г.Барнаул, Советская ул., 6, к. 1, равно как и гр. Ж<...>, не являются субъектами рынка микрофинансирования: в государственном реестре микрофинансовых организаций не значатся.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ни ООО «Три Девятки», ни гр.Ж<...> не относятся.

В силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Поскольку ни ООО «Три Девятки», ни гр. Ж<...> не имеют права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, то размещенная по адресу: г.Барнаул, Советская ул., 6, к. 1, реклама по предоставлению займов под залог нарушает положения части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Реклама содержит сведения о том, что займ под залог выдает физическое лицо - Ж <...> в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Вместе с тем, настоящий Федеральный закон содержит в себе семнадцать статей и в принципе не регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), в которых кредитором выступает физическое лицо.

Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.

Кредитором в данных взаимоотношениях выступает предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лица, осуществляющие в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Закон о рекламе не регулирует взаимоотношения сторон в рамках потребительского кредитования, а также права и обязанности лиц, участвующих в данных взаимоотношениях, в том числе и право на выдачу займа. Статья 28 Закона о рекламе, в том числе часть 1 настоящей статьи, регламентирует особенности рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, в частности содержит требование об обязательности указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Тем самым, рассматриваемая реклама является недостоверной, в связи с указанием в ней не соответствующих действительности сведений о природе рекламируемой услуги – займа, а именно о праве его выдачи физическим лицом в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

С учетом изложенного, реклама «КОМИССИЯ ВЫКУП * ОБМЕН АВТОКРЕДИТ ПРОДАЖА ОСАГО ОФОРМЛЕНИЕ ДКП…», «Три Девятки ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ВЫКУП И ПРОДАЖА АВТО АВТОСТРАХОВАНИЕ КОМИССИЯ ОФОРМЛЕНИЕ ДКП…», размещенная в городе Барнауле по адресу: Советская ул., 6, к. 1, нарушает положения пункта 2 части 3 статьи 5, частей 1, 13 статьи 28 Закона о рекламе и является ненадлежащей.

21 июня 2021 года Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, что отражено в решении по делу № 022/05/28-451/2021.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 13 статьи 28 Закона о рекламе, несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств). За нарушение требований части 3 статьи 5 Закона ответственность лежит на рекламодателе.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Три Девятки», занимающее на основании договора субаренды нежилое помещение по адресу: г.Барнаул, Советская ул., 6, к. 1, и данный факт не отрицающее.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или закона субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 настоящего Кодекса, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Являясь рекламодателем и рекламораспространителем, а, следовательно - участником отношений в сфере рекламной деятельности, ООО «Три девятки» обязано соблюдать установленные Законом о рекламе требования при размещении рекламы.

Общество объективно имело возможность по недопущению нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к нарушению Закона о рекламе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 настоящего Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины или совершенной по неосторожности.

У ООО «Три девятки» имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, следовательно, в действиях Общества имеется вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Антимонопольным органом не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Общества и препятствующих исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет действия лица, выражающиеся в нарушении законодательства о рекламе.

Протокол об административном правонарушении составлен 06 августа 2021 года в отсутствии представителя надлежащим образом извещенного о дате, времен и месте его составления ООО «Три девятки»; возражений и замечаний на протокол от Общества в антимонопольный орган не поступало.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Вместе с тем установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное статьей 4.2 КоАП РФ, - принятие мер, направленных на добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Согласно сведениям официального сайта ФНС России, ООО «Три девятки» 10.02.2021г. включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и относится к категории «микропредприятие».

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Три девятки» впервые привлекается к ответственности за нарушение законодательства о рекламе, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом того, что ООО «Три девятки» относится к субъектам малого предпринимательства, а также при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 настоящего КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

признать Общество с ограниченной ответственностью «Три девятки», Алтайский край, г.Барнаул, Северо-Западная ул., <...>, ОГРН 1212200000440, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вынесения постановления 20 августа 2021г.

Дата направления копии постановления 23 августа 2021г.

 

Заместитель руководителя управления

Советник ГГС РФ <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны