Определение №СС/7771/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 022/05/5-55... от 26 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Рекламодателю ООО «Яндекс Плюс»

Рекламораспространителю ООО «Яндекс»

Заинтересованному лицу

ООО «Дзен.Платформа»

ООО «Управляющая компания ВК»

Заявителю <...>

Дело № 022/05/5-557/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

Определение изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

Скорик Сергей Витальевич – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

Былкова Ольга Сергеевна – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Галкина Дарья Николаевна – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-557/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы умной станции «Макс», в которой усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием в режиме веб-конференции представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Яндекс Плюс» <...> по доверенности,

с участием в режиме веб-конференции представителя заинтересованного лица - ООО «Яндекс» <...> по доверенности,

в отсутствие заинтересованного лица - ООО «Дзен.Платформа», извещено надлежащим образом,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-557/2024 возбуждено по результатам рассмотрения обращения гражданина РФ о распространении компанией Яндекс недостоверной рекламы о возможности приобретения умной Станции Макс по подписке.

Заявитель указал, что в сети Интернет на нескольких площадках (поисковая баннерная реклама, реклама в соцсетях) размещено рекламное объявление от компании Яндекс, в текстовой части которого указано: «Оформите умную Станцию Макс по подписке», также указана сумма платежа, однако, при переходе на сайт магазина оказывается, что приобрести данный товар по подписке невозможно, предлагается вариант полной оплаты за товар, в связи с чем, реклама вводит в заблуждение и является недостоверной.

В доказательство заявителем предоставлены скриншоты рекламных объявлений за 09.04.2024 и, позднее, 22.04.2024, – видеозапись показа рекламы.

Антимонопольным органом установлено, что на сервисе «Яндекс.Дзен» размещена реклама «Оформите умную Станцию Макс по подписке, общайтесь с Алисой и будьте в Плюсе» (09.04.2024), «Три новых цвета станции Макс уже в продаже! Оформите станцию Макс в новом цвете. С Алисой и Плюсом в комплекте от 1119 р/мес.!» (22.04.2024), но при переходе на сайт магазина «ЯндексПлюс» указано, что устройство с подпиской пока недоступно; предлагается купить станцию за полную стоимость.

В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), поскольку реклама, исходя из доводов заявления, содержит не соответствующие действительности сведения о возможности оформить умную станцию «Макс» по подписке.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 настоящего Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано ООО «Яндекс».

13 июня 2024 года произведена замена ненадлежащей стороны по делу – ООО «Яндекс» на надлежащую – ООО «Яндекс Плюс», разместившую на платформе Яндекса рассматриваемую рекламу в рамках договора об оказании услуг от 01.06.2023.

Из письменных пояснений ООО «Яндекс Плюс» следует, что из предоставленных в материалы дела заявителем скриншотов страниц в сети интернет невозможно установить однозначную взаимосвязь между ними, скриншот не может однозначно свидетельствовать о том, что это переход с одной страницы на другую; имеющаяся в материалах дела видеозапись, предоставленная заявителем, не полная, поскольку на рекламном материале внизу страницы содержится дисклеймер, который ведет на документ «Условия аренды устройства с подпиской Яндекс Плюс» по адресу: https://yandex.ru/legal/device_rent_multi_conditions/, а с учетом того, что реклама является контекстной, представляющей собой гиперссылку на конкретный источник информации, где можно ознакомится с условиями предоставления станции по подписке, реклама является соответствующей действительности (более подробно доводы изложены в пояснениях).

Рассмотрение дела несколько раз откладывалось.

Рассмотрение дела назначено на 20 августа 2024 года.

Согласно пункту 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), лица, участвующие в деле, извещаются о дате, времени и месте его рассмотрения. Рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или это ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

20 августа 2024 года в заседании Комиссии представитель ООО «Яндекс Плюс» доводы, изложенные в пояснениях, поддержал в полном объеме; представители ООО «Дзен.Платформа», а также заявитель на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Комиссия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся сторон.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в социальной сети «ВКонтакте», а также на сайте womanhit.ru, информационной ленте «Дзен» установлен факт распространения информации «Оформите умную Станцию Макс по подписке, общайтесь с Алисой и будьте в Плюсе» (09.04.2024), «Три новых цвета станции Макс уже в продаже! Оформите станцию Макс в новом цвете. С Алисой и Плюсом в комплекте от 1119 р/мес.!» (22.04.2024).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к рекламируемой станции «Макс», способствует привлечению интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению её на рынке.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Исходя из информации, размещенной в сети Интернет, подписка «Яндекс Плюс» представляет собой единую подписку на сервисы «Яндекса» (фильмы и сериалы на «Кинопоиске», музыка и подкасты на «Яндекс Музыке», бонусы в других сервисах компании — все это лишь краткий перечень преимуществ подписчика «Плюса»). Привлекательной подписку «Яндекс Плюс» делает система накапливаемых баллов (за поездку на такси, покупку товара в «Маркете» или заказ в «Лавке» платформа перечисляет баллы, которые затем можно тратить в других сервисах).

«Яндекс Плюс» — базовый тариф. Открывает доступ к библиотеке фильмов и сериалов «Кинопоиска», сервису «Яндекс Музыка» с тысячами музыкальных треков, большим количеством подкастов и умной системой рекомендаций музыки «Моя волна», а также кэшбэку баллами в сервисах «Яндекс».

Подписка «Яндекс Плюс» оформляется на официальном сайте plus.yandex.ru. 

Помимо подписок на сервисы кино и музыки в «Яндекс Плюс» входят баллы, с помощью которых можно экономить при использовании других возможностей «Яндекс Плюс». Баллы «Яндекс Плюс» начисляются за использование сервисов «Яндекса», участвующих в программе лояльности.

Исходя из рекламы, размещенной в социальной сети «ВКонтакте», а также на сайте womanhit.ru, в информационной ленте «Дзен», следует, что рекламируемую умную станцию Макс возможно оформить по подписке от 1690 рублей в месяц. Однако, при переходе заявителем на сайт продавца plus.yandex.ru, к которому отсылает гиперссылка, размещенная непосредственно в рекламе, указано, что устройство с подпиской пока недоступно; предлагается купить станцию за полную стоимость. 

Целью размещения контекстной рекламы, с учетом ограниченного объема текста рекламы, является первоочередное обращение потребителя рекламы к информационному ресурсу, на котором размещено подробное описание рекламируемых товаров и/или услуг.

Рассматриваемая реклама является контекстной, представляет собой гиперссылку, основной функцией которой является предоставление потребителю ссылки на конкретный источник информации о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения, а целью ее размещения - первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу, расположенному по адресу в сети Интернет, на который переадресует соответствующая гиперссылка.

Комиссия отмечает, что потребитель обеспечен возможностью обращения к информационному ресурсу (официальному сайту общества) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией услуги; рекламные объявления, размещённые в сети Интернет и представляющие собой графическое или текстовое сообщение, функцией которого является перевод потребителя на сайт лица, разместившего рекламу, не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведёт, и не является само по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически контекстная реклама в сети Интернет неразрывно связана с сайтом, на который происходит переход при клике (виртуальном нажатии) на неё, и должна рассматриваться в совокупности с содержанием той страницы в сети Интернет, которую пользователь увидит, воспользовавшись данной рекламой.

С учетом изложенного, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводу, что поскольку реклама о приобретении умной станции Макс по подписке является контекстной и представляет собой совокупность текстовой информации и гиперссылку для перехода на соответствующую страницу продавца, где была представлена вся необходимая информация, в том числе о том, что количество такого товара ограничено, а при оценке спорной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе необходимо исследовать содержание как самой рекламы, так и указанной страницы перехода в совокупности, то Комиссия приходит к выводу о полноте размещенной информации и не подтверждении в ходе рассмотрения дела признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно абзацу а) пункта 40 Правил, рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по делу №022/05/5-557/2024 прекратить.

Определение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны