Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-466/2021 о нарушении законодател... от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-466/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе «04» июня 2021 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Председателя: К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Членов Комиссии: К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; С<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти; с участием представителей: от заявителя – ООО «МИР» – Т<…>; от заказчика - Министерство здравоохранения Алтайского края – И<…>; от уполномоченного учреждения - КГКУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК АЛТАЙСКОГО КРАЯ" – Г<…>, рассмотрев жалобу ООО «МИР» на документацию электронного аукциона № 0817200000321006126 «Поставка медицинских изделий (Респиратор)», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 01.06.2021г. поступила жалоба ООО «МИР» на документацию электронного аукциона № 0817200000321006126, в которой заявитель выражает несогласие с указанием в документации кода ОКПД закупаемого товара, который в свою очередь включен в Перечень товаров на которые установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, так как объектом закупки является средство индивидуальной защиты (респиратор FFP2). 04.06.2021г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе которого участвующий представитель от заявителя поддержал доводы изложенные в жалобе. Представители Заказчика и уполномоченного учреждения представили запрошенные документы и письменные отзывы на жалобу, в которых выразили свое несогласие с жалобой. Заслушав участвующих в деле представителей, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссия пришла к следующим выводам. 24.05.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 24.04.2021 № 0817200000321006126». Закупка является совместной, в которой Заказчиками выступают 42 медицинских учреждения, в связи с чем, рассматриваемую закупку координирует Министерство здравоохранения Алтайского края. Объектом закупки является поставка средств защиты органов дыхания, а именно - многослойная фильтрующая полумаска конвертного типа (иначе – респираторов). В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), определен код ОКПД 32.99.11.120 – Респираторы. В соответствии с Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2019 N 55455), указанные класс, подкласс и группа (30-33 разряды) в идентификационном коде закупки соответствуют выбранному ОКПД по виду закупаемой продукции. Таким образом, в условиях планирования и формирования извещения о проводимой закупке Заказчик руководствуется кодом продукции установленным в "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами установлен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Перечень). Перечень промышленных товаров, утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ не содержит сведений о коде ОКПД продукции - 32.99.11.120 – Респираторы. Соответственно в Извещении о проведении электронного аукциона №0817200000321006126 Заказчиком правомерно не установлен запрет на допуск товара происходящего из иностранного государства. Вместе с тем, позиция заявителя основана на результатах контроля подобных закупок УФАС по г.Москве. Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что приводимая заявителем в пример практика территориальных контрольных органов основана на установлении кода ОКПД2 – 32.50.50.190 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)). Действительно рассматриваемый код ОКПД содержится в Перечне утвержденном Постановлением Правительства РФ, однако указанный код заказчиком не применялся, по причине закупки респираторов для защиты медицинского персонала. В Техническом задании, в графе - «Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки», по наименованию показателя -«Назначение» указано : - Предназначены для защиты от инфекций - микроорганизмов, бактерий и вирусов, передающихся воздушно - капельным путем Описание объекта закупки содержит также показатель по классу защиты не ниже - FFP2. В связи с этим, заявитель находит данный вид товара медицинским изделием, на который распространяется запрет на допуск, аналогично по коду ОКПД – 32.50.50.190 – изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки. Однако, общее наименование закупки «Поставка медицинских изделий (Респиратор)», как и указывалось выше определяется при планировании и формировании извещения о закупке. Указанное не означает, что Заказчик выражает свою потребность в покупке именно медицинских масок по коду ОКПД 32.50.50.190, поскольку заказчик ставит перед собой цель приобретения многослойных фильтрующих полумасок конвертного типа, что также является респираторами. Закупаемый товар не относится к медицинским изделиям, направленным на оказание медицинских услуг по подгруппе ОКПД 2 (32.50.5), а приобретается для защиты медицинского персонала медицинских учреждений. Поскольку подробные описания о закупаемом товаре не содержатся в КТРУ, то Заказчиком в техническом задании приводится описание товара исходя из общих положений стати 33 Закона о контрактной системе. Представитель Заказчика в заседании Комиссии пояснил, что Закупка такой формы респираторов для медицинских нужд обусловлена необходимостью обеспечения защиты пользователя от инфекционных агентов (бактерии, вирусы и т.д.). Комиссией также установлено, что аукционная документация не содержит указания на конкретный ГОСТ, вместе с тем «ГОСТ Р 58396-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.03.2019 N 115-ст) предусматривает, что если предусмотренным применением маски является защита пользователя от инфекционных агентов (бактерии, вирусы или грибы), следует рассмотреть использование респиратора. Функциональные характеристики респираторов представлены в ЕН 149. Предполагаемый уровень эффективности маски зависит от ряда факторов, таких как эффективность фильтрации, качество материалов и степень прилегания маски к лицу пользователя. Различные конструкции подходят для различных применений, и поэтому тщательный выбор маски важен для достижения желаемого результата. Указанный Национальный стандарт отсылает к "ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+A1:2009). Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.06.2015 N 744-ст), который действительно содержит классификацию: - FFP2 - средняя эффективность. Таким образом, исходя из целей и объекта закупки, указание в описании такого показателя как - FFP 2 не свидетельствует о закупке исключительно медицинских изделий по коду ОКПД 32.50.50.190. Сведения о показателе FFP 2 содержится как в предлагаемом участником товаре с кодом ОКПД 32.50.50.190, так и с кодом ОКПД 32.99.11.120, что также подтверждается приложениями к регистрационным удостоверениям на медицинские изделия. При этом, во всех случаях рассматриваемый вид изделий изготавливается в соответствии с разработанными российскими производителями техническими условиями (ТУ 32.50.50-003-44073916-2020 или например 32.99.11-010-44234511-2021 и т.д.) и имеют свои варианты исполнения. В рамках проведения внеплановой документарной проверки установлено, что в период 31.05.2021г. по 01.06.2021г. на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.06.2021г. все участники, подавшие заявки, допущены и признаны участниками аукциона. При исследовании Комиссией поступивших заявок на участие в электронном аукционе установлено, что среди предложений содержатся сведения о медицинских изделиях как с кодами ОКПД 32.50.50.190 произведенных на территории Российской Федерации, так и с кодами ОКПД 32.99.11.120, 17.22.12.130, которые также произведены на территории Российской Федерации, что подтверждается регистрационными удостоверениями на медицинские изделия. При этом в первом случае медицинские изделия включены в Перечень, а во втором случае не включены в Перечень. Расхождение кодов ОКПД обусловлено инициативой производителей ( в т.ч. являющихся участниками закупки), представляющих заявление на регистрацию медицинского изделия и получения регистрационного удостоверения на него. Производители самостоятельно и по своему усмотрению в заявлениях указывают выбранный ими код ОКПД, на основании подпункта 1 пункта 14 и приложения №1 к Приказу Росздравнадзора от 06.05.2019 N 3371 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2019 N 55388). При этом следует учесть, что Заказчик в целях обоснования НМЦК контракта, при проведении закупки проводит исследование (анализ) рынка, путем получения коммерческих предложений, в которых также содержатся предложения о поставке товаров Российского производства с разными кодами ОКПД. Таким образом, с учетом сложившегося рынка респираторов отечественного производства, а также коммерческих предложений исходя из выбранного Заказчиком к закупке товара, по своим потребностям, установленные требования к товару в Извещении, техническом задании и аукционной документации не противоречат ни положениям статьи 33, ни положениям пункта 10 статьи 42, части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 6 настоящего закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В заседании Комиссии участником закупки не представлено доказательств нарушения его законных прав и интересов положениями документации проводимой закупки, равно как и не представлено доказательств невозможности принятия участия в проводимой закупке. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документах, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Таким образом, применение кода ОКПД при планировании и формировании идентификационного кода закупки, а также контроль за соответствием данной информации не относится к полномочиям Алтайского краевого УФАС России, в связи с чем, жалоба в части применения кода ОКПД Заказчиком, подлежит передаче в орган финансового контроля - Инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: признать жалобу ООО «МИР» необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны