Решение №4085/8 Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому ... от 28 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО <…>
659900, <…>
Финансовому управляющему
С <…>
АО «ЭТС»
info@etpz.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 022/10/18.1-656/2020
26 августа 2020 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
К <…>– заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
Члены Комиссии:
К <…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
С <…> – государственного инспектора отдела контроля закупок;
от Заявителя ООО <…> - Л <…> (по доверенности);
от организатора торгов – финансового управляющего С <…>– К <…> (по доверенности), К <…> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО <…>на действия финансового управляющего Семеновой Евгении Юрьевны при проведении торгов в форме в форме открытого аукциона по продаже имущества Ковылина А.И., в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО <…> (вх.№2010098 от 10.08.2020г.) на действия финансового управляющего С <…> при проведении торгов в форме в форме открытого аукциона по продаже имущества <…>. Из содержания жалобы следует, что 16.04.2020 на ЕФРСБ размещено сообщение № 4903446 о проведении торгов посредством открытого аукциона на сайте www.fabrikant.ru по продаже имущества Ковылина А.И., а именно транспортных средств, являющихся залоговым имуществом. Указанные торги приостанавливались в связи с принятием арбитражным судом обеспечительных мер.
По возобновлению торгов участнику было направлено уведомление о их назначении, но ознакомиться с ним ООО <…> смог позже, в связи с чем считает, что организатором торгов нарушено право на свободный доступ к информации о торгах, что повлияло на подачу заявки и оплату задатков для участия в торгах. При этом отдавая предпочтение лицам, участвующим в торгах, не давая возможности принять участие заявителю.
Кроме того, организатором торгов не обеспечен доступ к объектам реализации для ознакомления с ними.
По мнению подателя жалобы, финансовый управляющий намеренно ограничила круг участников и не публикуя информацию о торгах сократила сроки подачи заявок.
17.08.2020г. состоялось заседание Комиссии, в ходе проведения которого были финансовым управляющим в антимонопольный орган были представлены письменные возражения с приложением запрошенных документов.
На заседании представитель финансового управляющего, пояснил, что в соответствии с Положением о проведении торгов по реализации залогового имущества должника, утвержденного кредитором, заранее была опубликована информация о проведении торгов. Предметом торгов являются автотранспортные средства, продажа которых определена по лотам.
Все покупатели, желающие принять участие в открытом аукционе могли подать свои заявки и внести задатки заблаговременно. Таким образом, определив круг участников и утвердив их статус протоколом признания участниками таких торгов, организатор проводил торги в установленном порядке. При этом, любое заинтересованное лицо могло ознакомиться с реализуемым имуществом, которое действительно находится на хранении залогового кредитора и доступ к данному имуществу не ограничен.
Представитель организатора торгов также пояснил, что заявитель в торгах принимает участие по лоту №2 в рамках агентского договора от имени и в интересах другого юридического лица – ООО «А <…>».
Торги приостанавливались, в связи с обжалованием одним из кредиторов начальной цены, после определения участников аукциона. Арбитражный суд по ходатайству стороны принимал обеспечительные меры, но рассмотрев жалобу кредитора такие меры были отменены, в связи с чем, торги были продолжены с момента приостановления на стадии проведения аукциона по всем лотам и признаны несостоявшимися, кроме лота №1.
В ходе проведения торгов, лот №1 был реализован, но податель жалобы на участие в торгах по данному лоту заявку не подавал, поэтому не мог быть участником торгов по первому лоту и этим его права ни коим образом не могут быть ущемлены.
Представитель заявителя поддержал изложенные доводы в жалобе, но в заседании Комиссии затруднился пояснить, чем нарушены его права и какая норма права нарушена организатором торгов. Учитывая то, что его участие подтверждено по второму лоту, а торги не состоялись и будут проводиться в новь, представитель участника не смог пояснить, как восстановить его право, если он может принимать участие в последующих торгах на реализуемое имущество.
В целях получения дополнительных сведений на основании положений части 141 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение по жалобе было отложено до 26.08.2020г.
26.08.2020г. на заседании Комиссии представитель заявителя представил письменное уточнение к жалобе, с которым участники смоли ознакомиться в ходе заседания.
Представитель заявителя пояснил, что при проведении торгов, финансовым управляющим нарушены положения статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Так один из деловых партнеров заявителя также желал принять участие в торгах, но не смог по ранее указанным причинам. Кроме того, ООО <…> само хотело принять участие в торгах, по всем лотам, но его право ограничено действиями финансового управляющего. Возобновляя торги, организатор не дал возможности своевременно подготовиться и подать заявку. Срок публикации о проведении торгов нарушен. Сокращены сроки на подачу заявки, а также не обеспечено ознакомление потенциальных покупателей с реализуемым имуществом. Документы и ключи на залоговое имущество находятся у хранителя, который не предоставил их организатору торгов, поэтому торги проводились без документов.
Представитель организатора торгов возразив, представил сведения из журнала об осмотрах покупателями залогового имущества. Также пояснил, что ООО <…> самостоятельно с заявками по каждому лоту на участие в торгах не обращался, кроме как в интересах третьего лица по агентскому договору. Таким образом, сам податель жалобы не может быть участником, поскольку своевременно не подавал заявку и не перечислял задаток. Объекты продажи свободны для доступа и задачей финансового управляющего является реализация имущества, а не документов и ключей к нему. Информация о реализуемом имуществе также общедоступна в информационных ресурсах ГИБДД. При реализации имущества реальному покупателю передается весь комплект ключей и документов, в случае отсутствия таковых, покупатель самостоятельно их восстанавливает, хотя в рассматриваемом случае этого не требуется.
Торги проводились без нарушения сроков, возобновлены в установленном порядке и уведомления участникам направлены без нарушения сроков.
Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры торгов обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Жалоба ООО <…> соответствует требованиям ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
16.04.2020 06:59:37 на ЕФРСБ размещено сообщение № 4903446 о проведении торгов в виде открытого аукциона в соответствии регламентом ТП "Фабрикант" на сайте www.fabrikant.ru по продаже имущества К <…>, а именно:
- Фургон общего назначения HINO 5792Y1, г.н. <…>;
- Грузовой фургон изотермический HINO 5792Y2<…>;
- Фургон общего назначения HINO 5792W1, <…>;
- Грузовой фургон изотермический HINO 5792Y2, г.н. <…>;
- Грузовой фургон изотермический HINO 5792Y2, <…>.
На основании определения Арбитражного суда Алтайского края от 13.02.2020 по делу №А03-18475\2018 установлено старшинство залога в отношении вышеуказанного имущества, одновременно обеспечивающего требование акционерного коммерческого банка ПАО «АК БАРС».
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 15.05.2019 в части задолженности по кредитному договору № <…> в размере 25 488 144, 84 руб. указанный долг признан обеспеченным залогом в соответствии с договором залога вышеперечисленных транспортных средств №<…>.
Опубликованное в ЕФРСБ сообщение содержит следующие сведения:
- дата и время окончания подачи заявок: 11.06.2020 06:00;
- правила подачи заявок;
- дата и время торгов: 15.06.2020 09:00;
- форма подачи предложения о цене: открытая.
Также сообщение содержит текст, в котором перечисляются сведения о реализуемом имуществе, времени и сроках подачи заявок, размера и оплаты задатка, с указанием счета получателя, кроме того, ознакомиться с имуществом возможно по месту его нахождения, предварительно согласовав осмотр по электронному адресу финансового управляющего.
В соответствии с пунктом 4.12 Порядка, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина (далее-Порядок) (размещен на сайте ЕФРСБ сообщением № 4849163 от 23.03.2020г.), для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:
- свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;
-право участия в торгах без взимания платы;
- возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;
- хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;
- защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;
- создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;
- бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.
Пунктами 5.3, 5.5 Порядка определено, что продолжительность приема заявок на участие в торгах должна быть не менее 25 (Двадцати пяти) рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
Заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении торгов, не рассматриваются.
Согласно пункту 6.1 Порядка, по окончании срока приема заявок организатор торгов рассматривает присланные заявки, устанавливает факт поступления от заявителей задатков на основании выписок с соответствующего банковского счета. На день, следующий после дня окончания приема заявок, по результатам рассмотрения заявок организатор торгов принимает решение о допуске заявителей к участию в торгах. Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах оформляется протоколом об определении участников торгов.
Заявитель приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании заявителей участниками торгов. Согласно сведениям электронной торговой площадки https://www.fabrikant.ru, в составе аукционной заявки №1537653-03 от 10.06.2020г., ООО «<…> представлены документы и сведения о агентском договоре от 10.06.2020г., согласно которому заявитель за вознаграждение выступает в качестве «Агента» от ООО «А <…>» - «Принципал» по приобретению на торгах в рамках аукциона № 1537653 - грузового фургона изометрического HINO 5792Y2, <…>.
В составе заявке представлен проект договора о задатке от 10.06.2020г. по приобретению вышеуказанного лота, в котором соответственно стороной выступает ООО <…>.
10.06.2020г. платежным поручением №1610, Принципал перечисляет организатору торгов сумму задатка в размере 76 000,00 руб., что составляет 5% от цены Лота №2 (начальная цена лота - 1 520 000, 00 руб.).
11.06.2020г. 13:07, Протоколом заседания комиссии по определению участников торговой процедуры «Аукцион продавца № 1537653», признаны участниками аукциона и допущены к участию два претендента:
- М <…> (заявка №1537653-01);
- ООО <…> (заявка №1537653-03).
В отношении других лотов, по реализации залогового имущества должника ни от ООО <…> ни от Принципала - ООО «А <…>», заявок и задатков в установленный срок и в установленном порядке не поступало.
Таким образом, заявителем было реализовано свое право на подачу заявки на участие в проводимых торгах один раз и по одному лоту, в связи с чем, по окончании срока приема заявок, ООО <…> не вправе больше претендовать на дальнейшее участие в торгах, кроме как по процедуре объявленного лота № 1537653, в том числе после возобновления торгов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия находит необоснованным заявления подателя жалобы о том, что он не мог принимать участие в торгах, не мог подать соответствующую заявку своевременно и внести задаток, в том числе, если желал принять личное участие в торгах по всем лотам открытого аукциона.
В заседании Комиссии представитель финансового управляющего представил сведения из журнала ознакомления с имуществом должника, из которого следует, что в период с 18.05.2020г. по 25.05.2020г. заинтересованные лица в покупке реализуемого имущества должника осматривали предмет торгов, в чем содержаться их подписи.
Таким образом, доказательств невозможности осмотра или отсутствие доступа к реализуемому имуществу должника в материалы дела заявителем не представлено. В связи с этим, Комиссия также приходит к выводу о необоснованности довода заявителя о нарушении организатором торгов требований связанных с обеспечением осмотра или ознакомления с реализуемым имуществом.
Согласно пункту 7.1 Порядка, торги должны быть проведены не ранее 30 (Тридцати) дней со дня публикации сообщения об условиях и время продажи имущества должника в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве.
В связи с обращением одного из кредиторов в суд с жалобой на определение начальной цены реализуемого имущества, арбитражным судом Алтайского края в рамках дела А03-18475/2018 определением от 10.06.2020г. были приняты обеспечительные меры о приостановлении торгов по реализации залогового имущества в том числе по лоту №2, на покупку которого претендовал заявитель.
По результату рассмотрения жалобы кредитора, суд отменил принятые им обеспечительные меры определением от 21.07.2020г., которое подлежит немедленному исполнению (определение полностью опубликовано в информационном ресурсе «Электронное правосудие» - 27.07.2020г.).
23.07.2020г. финансовый управляющий направила участникам уведомления о возобновлении торгов, о чем в этот же день было опубликовано сообщение в ЕФРСБ под номером № 5247051.
В сообщении указано, что проведение открытых торгов, в том числе по торговой процедуре № 1537653, по продаже имущества должника состоится 24.07.2020 в 12:00 (время московское).
Не согласившись с действиями финансового управляющего, заявитель указывает на сокращение срока подачи заявок и внесения задатка. То есть, промежуток времени между уведомлением и началом торгов недостаточен, чтобы по мнению заявителя можно было принять участие в торгах.
В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве, срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
Сообщение о проведении торгов опубликовано 16.04.2020г. При этом, срок окончания срока подачи заявок – 11.06.2020 06:00, что составляет более чем 25 рабочих дней.
Как уже было установлено Комиссией, подача заявок и внесение задатка осуществлялось до окончания срока подачи заявок – 11.06.2020г.
В связи с чем, по истечению указанного срока ни кто уже не может подать такую заявку на участие в торгах.
Между тем, определение арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-18475/2018 от 10.06.2020г. о принятии обеспечительных мер было опубликовано в информационной системе «Электронное правосудие» 11.06.2020г. 13:36:20 (МСК). В связи с чем, принятое решение судом и подлежащее немедленному исполнению по приостановлению торгов могло стать известным оператору электронной площадки, осуществляющему прием заявок, и другим заинтересованным лицам не ранее указанной даты и времени и соответственно за пределами срока окончания подачи заявок (11.06.2020 06:00).
Сведения, размещаемые о проводимых торгах в ЕФРСБ и на торговой площадке безвозмездны и общедоступны, а заинтересованное лицо в покупке реализуемого имущества должно самостоятельно отслеживать ход проведения торгов. Ни Закон о банкротстве, ни существующий Порядок проведения торгов не предусматривают какие либо обязательные сроки для такого уведомления.
Кроме того, приостановление торгов производилось накануне проведения торгов оператором электронной площадки, в связи с чем, при возобновлении торгов отсутствовали какие либо законные основания для их возврата на этап подачи заявок.
Срок проведения торгов с момента окончания подачи заявок, либо с момента окончания процедуры рассмотрения заявок, статьей 110 Закона о банкротстве не регламентирован.
Согласно итоговому Протоколу заседания комиссии по проведению торговой процедуры "Аукцион продавца №1537653 от 24.07.2020г. (13:07) торги признаны несостоявшимися и назначены повторные торги в связи с тем, что ни один из участников торгов не предложил цену за имущество должника с учетом (шага) торгов. Протокол опубликован на сайте www.fabrikant.ru, а также в ЕФРСБ сообщением №5285373 от 03.08.2020 07:42:55.
При этом, согласно пункту 9.2 Порядка, при проведении повторных торгов начальная цена продажи имущества/лота на повторных торгах устанавливается в размере на 10 (десять) процентов ниже начальной цены продажи имущества/лота, чем на первоначальных торгах. В связи с чем, податель жалобы имеет возможность принять участие в повторных торгах с учетом порядка проведения торгов (раздел 7 порядка) и по сниженной начальной цене.
Согласно части 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В заседании Комиссии УФАС не установлено в действиях финансового управляющего С <…> нарушений статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении торгов в виде открытого аукциона.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО <…> - необоснованной.
Председатель Комиссии А. <…>
Члены комиссии В. <…>
Е. <…>
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.