Решение №2285/5 о прекращении рассмотрения дела от 26 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 022/01/16-84/2020

Резолютивная часть Решения оглашена 21 мая 2020 г.

В полном объеме Решение изготовлено «26» мая 2020 г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…….> - заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<…….> - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<…….> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<…….> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

в отсутствии представителей:

- Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула;

- ООО «Алтайский центр экологии и аудита», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрела дело № 022/01/16-84/2020 по признакам нарушения комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО «Алтайский центр экологии и аудита» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении муниципальных контрактов №№ 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 от 08.02.2019 на оказание услуг по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности, а также муниципальных контрактов №№ 26, 27, 28 от 14.02.2019 на оказание услуг по получению платной информации; по сбору и обработке исходных данных для разработки проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов; формированию комплекта обосновывающих материалов самого проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов без проведения конкурентных процедур,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское краевое УФАС России поступили материалы из прокуратуры г. Барнаула (вх. № 1914859 от 08.11.2019) в отношении заказчика – комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по вопросу соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Исходя из содержания сопроводительного письма, в феврале 2019 года между заказчиком - комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула и ООО «Алтайский центр экологии и аудита» (исполнитель) было заключено 11 муниципальных контрактов, без проведения конкурентных процедур в порядке заключения контракта с единственным поставщиком.

Так, в соответствии с представленными материалами, установлено, что в один день - 08.02.2019 вышеуказанным заказчиком заключено 8 следующих муниципальных контрактов №№ 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 с единственным поставщиком ООО «Алтайский центр экологии и аудита»:

- № 8 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Барнаулка в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по пер. Малому Прудскому, 52кс, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2014-00694/00 от 09.12.2014, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 92 635,00 руб.;

- № 9 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Обь в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по ул. Красноярской, 328, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2016-00902/00 от 26.02.2016, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 98 675,00 руб.;

- № 10 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Обь в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по ул. Фабричной, 33к, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2016-00932/00 от 25.04.2016, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 98 675,00 руб.;

- № 11 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Обь в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по ул. Понтонный Мост, 90/1, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2017-01126/00 от 20.04.2017, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 98 675,00 руб.;

- № 12 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Барнаулка в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по пр. Красноармейскому, в 39 м выше по течению от моста через р. Барнаулку (левый берег), зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2016-00937/00 от 23.05.2016, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 92 635,00 руб.;

- № 13 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Барнаулка в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по пр. Социалистическому, в 15 м вше по течению от моста через р. Барнаулку, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2016-00933/00 от 25.04.2016, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 92 635,00 руб.;

- № 14 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Барнаулка в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по ул. Челюскинцев, в 50 м ниже по течению от моста через р. Барнаулку, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2016-00936/00 от 20.05.2016, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 92 635,00 руб.;

- № 15 на оказание услуги по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и предоставлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта – р. Барнаулка в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпуска ливневого коллектора, расположенного по пр. Ленина, в 8 м выше по течению от моста через р. Барнаулку, зарегистрированному в государственном водном реестре № 22-13.01.02.005-Р-РСБК-С-2016-00901/00 от 26.02.2016, за 1 (первый) квартал, за 2 (второй) квартал, за 3 (третий) квартал, за 4 (четвертый) квартал, годовые отчеты за 2019 год; стоимость контракта 92 635,00 руб.

Далее, 14.02.2019 комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула были заключены 3 муниципальных контракта (№ 26 № 27, № 28) также с ООО «Алтайский центр экологии и аудита» без проведения конкурентных процедур в порядке заключения контракта с единственным поставщиком. Цена каждого контракта одинаковая – 99 999,00 руб. Предметом данных контрактов являлись услуги по:

- получению платной информации (справок) в Верхнеобском ТУ Росрыболовстве, Алтайском ЦГМС для разработки проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), поступающих со сточными ливневыми водами из ливневого коллектора, расположенного по пер. Малый Прудской, 52 кс в г. Барнауле;

- сбору и обработке исходных данных для разработки проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), поступающих со сточными ливневыми водами из ливневого коллектора, расположенного по пер. Малый Прудской, 52 кс в г. Барнауле;

- формированию комплекта обосновывающих материалов проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), поступающих со сточными ливневыми водами из ливневого коллектора, расположенного по пер. Малый Прудской, 52 кс в г. Барнауле, сопровождение обосновывающих материалов НДС.

Условно указанные контракты можно разделить на две группы:

1. 8 муниципальных контрактов от 08.02.2019, заключенных комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула с ООО «Алтайский центр экологии и аудита» на оказание услуг по выполнению работ по проведению наблюдений за водным объектом (р. Барнаулка, р. Обь) в районе тех или иных ливневых коллекторов, расположенных в г. Барнауле, и предоставление квартальных, годового отчетов за 2019 год в одни и те же уполномоченные органы (Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края).

Предметом указанной группы контрактов выступает услуга по выполнению работ по проведению наблюдений за водным объектом (р. Барнаулка, р. Обь) в районе тех или иных ливневых коллекторов, расположенных в г. Барнауле, и предоставление квартальных, годового отчетов за 2019 год в одни и те же уполномоченные органы (Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края).

Все 8 названных муниципальных контрактов заключены во исполнения Решений о предоставлении водных объектов в пользование. Данные Решения получены комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Цена каждого из 8 вышеуказанных муниципальных контрактов составляет от 92 000,00 руб. до 99 000, 00 руб.

Характерной особенностью данной группы контрактов является условия о сроках оказания услуги, а именно – до 01.12.2019 года включительно, а также время, когда исполнитель приступает к оказанию услуги – с момента подписания контракта сторонами. Место исполнения контрактов частично совпадает (г. Барнаул и по месту нахождения исполнителя).

Кром того, все 8 муниципальных контрактов данной группы оплачиваются за счет средств бюджета города Барнаула на 2019 год в рамках муниципальной программы «Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы», утвержденной постановлением администрации города от 04.09.2014 № 1911.

То есть помимо идентичного предмета вышеуказанные муниципальные контракты также содержат тождественные условия:

- о форме, сроках и порядке оплаты;

- о правах и обязанностях сторон контракта;

- о порядке приемки выполненных работ;

- о гарантийных обязательствах;

- об ответственности сторон и основаниях освобождения от нее;

- сроке действия муниципального контракта.

По результатам рассмотрения заключенных муниципальных контрактов установлено, что заказчиком фактически произведена закупка по выполнению единой услуги - по проведению наблюдений за водным объектом (р. Барнаулка, р. Обь) в районе тех или иных ливневых коллекторов, расположенных в г. Барнауле, и предоставление квартальных, годового отчетов за 2019 год в одни и те же уполномоченные органы (Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края).

Общая стоимость 8 вышеуказанных муниципальных контрактов составила 759 200,00 руб.

2. 3 муниципальных контракта от 14.02.2019, заключенных комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула с ООО «Алтайский центр экологии и аудита», на выполнение трех услуг, целью выполнения которых является проведение единой работы – разработки проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), поступающих со сточными ливневыми водами из ливневого коллектора, расположенного по пер. Малый Прудской, 52 кс в г. Барнауле (техническое задание к приложению 1 к муниципальному контракту от 14.02.2019 № 28).

Все 3 муниципальных контракта данной группы оплачиваются также за счет средств бюджета города Барнаула на 2019 год в рамках муниципальной программы «Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы», утвержденной постановлением администрации города от 04.09.2014 № 1911. Общая стоимость всех трех контрактов составляет 299 997,00 руб.

По результатам рассмотрения заключенных муниципальных контрактов установлено, что заказчиком фактически произведена закупка по выполнению единой услуги – разработке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), поступающих со сточными ливневыми водами из ливневого коллектора, расположенного по пер. Малый Прудской, 52 кс в г. Барнауле.

Из информации, представленной комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на запрос антимонопольного органа, следует, что в соответствии с действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом РФ, на комитет возложена обязанность по оформлению Решений на право пользования водными объектами с целью сброса поверхностных сточных вод из сети городской ливневой канализации (далее -Решения).

Решения получались комитетом на протяжении 2014-2017 годов. Орган, выдававший Решения, - Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (до реорганизации – Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края). Орган, зарегистрировавший Решения в Государственном водном реестре, - Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ.

В целях выполнения Решений (участки береговой линии р. Обь, р. Барнаулка) комитетом заключены муниципальные контракты от 08.02.2019 №№ 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, от 14.02.2019 №№ 26, 27, 28 с единственным поставщиком (без проведения конкурентных процедур) – ООО «Алтайский центр экологии и аудита», которое зарекомендовало себя как добросовестный исполнитель по вышеуказанным контрактам, имеет положительную репутацию по подготовке природоохранной документации и сопровождению организаций в надзорных органах в сфере охраны окружающей среды не только в г. Барнауле, но и по Алтайскому краю в целом. По мнению комитета, поскольку вышеуказанные муниципальные контракты имеют разные предметы оказания услуг, цена по каждому контракту не превышает 100 000,00 руб., то заказчик мог осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №022/01/16-85/2020, состоявшемся 11.03.2020 г., присутствующий представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула пояснил, что решения получались комитетом на протяжении 2014-2019 годов. Решения выдавало Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. Комитетом заключены муниципальные контракты от 08.02.2019 №8-16,20, от 14.02.2019 №26-28, от 26.02.2019 №36, от 12.07.2019 №109 с единственным поставщиком – ООО «Алтайский центр экологии и аудита» по различным основаниям. Муниципальные контракты имеют разные предметы оказания услуг, цена по каждому контракту не превышала 100 000 рублей, что допустимо было в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года. Также во исполнение ст. 8 Закона №44-ФЗ Заказчиком производился запрос ценовых предложений среди организаций, имеющих соответствующие допуски и лицензии на выполнение вышеуказанных видов работ, в соответствии с потребностью Заказчика был определен Исполнитель работ. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ в редакции, действующей в настоящее время, заказчик имеет право осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта не должен превышать два миллиона или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Лимиты годового объема закупок у единственного поставщика заказчик выбирает самостоятельно. В 2019 году совокупный годовой объем закупок комитета составил 1 905 861, 89 рублей, при этом 5% от вышеуказанной суммы составляет 95 293,09 рублей, вследствие этого комитетом в качестве предельного объема закупок у единственного поставщика по ч. 4 п. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ была принята сумма в размере 50 миллионов рублей. Кроме того, в 2020 году комитетом принято решение заключить муниципальный контракт на оказание услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов городе Барнауле по результатам открытого аукциона (номер закупки 0317300301920000048), 17.02.2020 проведен аукцион в электронной форме, в результате которого поступила единственная заявка от ООО «Алтайский центр экологии и аудита», в настоящее время контракт имеет статус «На стадии подписания» по начальной максимальной цене 922 500 рублей.

Представитель ООО «Алтайский центр экологии и аудита» на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №022/01/16-85/2020 пояснил, комитет имеет действующие разрешительные документы – Решения на право пользования водными объектами с целью сброса сточных вод (Решения), полученные в соответствии с водным законодательством, в количестве 8 штук:

- для выпуска по пр. Социалистический в р. Барнаулка (сброс ливневых сточных вод);

- для выпуска по пр. Ленина в р. Барнаулка (сброс ливневых сточных вод);

- для выпуска по пр. Красноармейский в р. Барнаулка (сброс ливневых сточных вод);

- для выпуска по ул. Челюскинцев в р. Барнаулка (сброс ливневых сточных вод);

- для выпуска по пер. Малый Прудской в р. Барнаулка (сброс пром-ливневых сточных вод);

- для выпуска по ул. Фабричная в р. Обь (сброс ливневых сточных вод);

- для выпуска по ул. Красноярская, 328 в р. Обь (сброс пром-ливневых сточных вод);

- для выпуска по ул. Понтонный мост 90/1 в р. Обь (сброс пром-ливневых сточных вод).

В Решениях прописаны виды отчетности по проделанным наблюдениям, сроки и периодичность их представления, уполномоченные органы, принимающие отчеты. Отчеты готовятся по утвержденной форме. Для обеспечения выполнения условий водопользования, прописанных в Решениях по каждому выпуску, комитетом были заключены контракты с подрядной организацией ООО «Алтайский центр экологии и аудита». Отчеты по ведению наблюдений всегда предоставлялись вовремя. Также Общество считает, что заключение вышеуказанных контрактов не является нарушением существующего законодательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №022/01/16-85/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под соглашением в пункте 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, соглашение является согласованным выражением воли двух или более участников.

Установленный нормой статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрет ориентирован на органы публичной власти и организации, осуществляющие их публичные функции, и распространяется на акты и действия указанных органов и организаций в публично-властной сфере.

По существу данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти и указанных организаций на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем соглашений с хозяйствующими субъектами.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, согласно статье 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

К целям контрактной системы в силу статьи 1 Закона № 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ содержится запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Статьей 93 Закона № 44-ФЗ определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 08.01.2020) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Согласно части 13 статьи 22 Закона № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22).

В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

С учетом изложенного, а также ввиду дефиниций, приведенных в статье 4 Закона N 135-ФЗ, ограничивающие конкуренцию действия могут быть совершены на определенном товарном рынке, в связи с чем правовое значение приобретает обоснованное установление продуктовых и географических границ такого рынка, состава его участников с целью анализа и оценки состояния конкурентной среды, а равно последующего выявления признаков ограничения конкуренции либо возможности таковой.

Управлением ФАС по Алтайскому проведен анализ состояния конкуренции при проведении закупок комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула с единственным поставщиком.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает, в том числе такие этапы, как определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

В ходе проведенного анализа товарные границы были установлены по Классификации по ОКПД 2 – 74.90.13 (Услуги консультативные в области окружающей среды), классификация по ОКВЭД 2- 74.90 (Консультирование в области экологии).

По информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы установлено, что вид деятельности, относящийся к группе 74.9 – Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки, не территории г. Барнаула Алтайского края осуществляют 60 хозяйствующих субъектов.

В связи с чем, в адрес хозяйствующих субъектов были направлены запросы информации о возможности оказания услуг по ведению наблюдений за водным объектом (р. Барнаулка, р. Обь, р. Пивоварка и др.), подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса ливневых сточных вод их выпусков ливневого коллектора, в соответствии с требованиями, указанными в Приложении №1, в период действия контрактов № 8-15, №26-28.

Из информации, представленной хозяйствующими субъектами следует, что большая часть хозяйствующих субъектов такую услугу не оказывает, ООО «Центр экологической помощи», ООО «Центр экологической безопасности», ООО «Эко Сервис» смогли бы оказать такую услугу только с привлечением субподрядных организаций, ФГБУН «Институт водных и экологических проблем» сторонним организациям подобные услуги не оказывает, а выполняет только для собственных нужд.

Следовательно, исследуемый товарный рынок в определенных географических границах является неконкурентным.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела № 022/01/16-84/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что в рассмотренных действиях комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО «Алтайский центр экологии и аудита» отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренный пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 022/01/16-84/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в рассмотренных Комиссией действиях комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО «Алтайский центр экологии и аудита» нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии <…….>

Члены Комиссии <…….>

<…….>

<…….>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Решение антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны