Решение №022/06/67-943/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/67-943/2020 о нарушении законодател... от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/67-943/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе «23» ноября 2020г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе: Председателя: К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок; Членов Комиссии: К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Г<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; с участием представителей: от заявителя ООО «Газстройпром» – не явился, уведомлен; от заказчика – Управление по сельскому хозяйству, землепользованию, природопользованию и управлению муниципальным имуществом Администрация Змеиногорского района Алтайского края - не явился, уведомлен; от уполномоченного органа – Администрация Змеиногорского района Алтайского края – В<…>, К<…> - не явились, уведомлены. Заседание Комиссии проводилось с использованием средств ВКС, на котором представители уполномоченного органа по техническим причинам не смогли принять участие. Рассмотрев жалобу ООО «Газстройпром» на действия аукционной комиссии в рамках проводимой закупки № 0117300021320000076 «Поставка котельного оборудования для нужд Змеиногорского района», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 16.11.2020г. поступила жалоба ООО «Газстройпром» на действия аукционной комиссии в рамках проводимой закупки № 0117300021320000076 «Поставка котельного оборудования для нужд Змеиногорского района». В обоснование жалобы заявитель указал, что аукционной комиссией по результату рассмотрения первой части заявки необоснованно отказано в допуске к участию в проводимом аукционе. Участник закупки не согласен с принятым решением, так как представил в составе заявки всю необходимую информацию по поставляемому товару в соответствии с требованиями аукционной документации. 23.11.2020г. состоялось рассмотрение поступившей жалобы с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которой представители уполномоченного органа по техническим причинам не смогли принять участие. В рамках рассматриваемой жалобы уполномоченный орган предоставил копии запрошенных документов, а также письменный отзыв в котором, выразил несогласие с доводами жалобы пояснив, что участник закупки не предоставил показатель товара по значению «длинна», а также не предоставил показатель товара по значению - «масса». В ответ на запрос Алтайского краевого УФАС России от 16.11.2020г., оператор электронной площадки представил 18.11.2020г. заявку ООО «Газстройпром». Рассмотрев представленные документы в рамках внеплановой документарной проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 05.11.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 05.11.2020 №0117300021320000076». Объектом закупки является Поставка котельного оборудования для нужд Змеиногорского района. Начальная максимальная цена контракта (далее- НМЦК) составила 3 881 450,00 руб. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. В подпункте 3 пункта 9.3 Аукционной документации, Заказчиком установлено вышеуказанное требование к составу первой части заявки. Пункт 9.4 Аукционной документации указывает на то, что первая часть заявки может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт. Вместе с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией, Заказчиком размещено описание объекта закупки, которое в пункте 1 содержит следующие основные требования: - в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия поставляемого Товара с установленным и используемым оборудованием Заказчика, а также с ограниченными размерами котельной и существующей трубной системы обвязки котлов, сетевого оборудования. – габаритные размеры поставляемого котельного и вспомогательного оборудования, должны точно соответствовать заявленным в технической части параметрам требованиям к качеству и техническим характеристикам товара в частности: в столбце 5- значение показателя товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки, в столбце 6- значение показателя товара должны использоваться только точные цифровые или иные параметры, в столбце- 7 участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры. - при указании участником закупки критериев характеристики и качества оборудования (техническое задание) слова «не менее /не более», «до», «от», «не должен», «должен» «не применяются», указываются конкретные данные. Сноски указанные «*» должны точно соответствовать заданным параметрам и не могут изменяться. Пункт 3 описания объекта закупки содержит в виде таблицы - требования к качеству, техническим характеристикам поставляемого оборудования, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оборудования, требования к размерам, упаковке и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого оборудования потребностям Заказчика, на единицу поставляемого оборудования: Заказчиком также указано, что поставляемое оборудование должно соответствовать чертежам (1,2,3) По позиции 1 «Котел водогрейный с ручной загрузкой топлива» установлены следующие требования к товару: Наименование показателей товара Единица измерения Значение показателя товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры Значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры 3 4 5 6 7 Габаритные размеры котла (без выступающих частей)* а) длина * мм Согласно чертежа 1 Заказчиком также в описании объекта закупки по позиции № 1 представлен чертеж с указанием габаритных размеров по длине поставляемого оборудования (вид сбоку и вид сверху): Таким образом, с учетом основных требований по 5 графе значений показателя товара и сноски указанной «*», участнику закупки следует при подаче заявки указать значение товара «длина» - без выступающих частей. В представленной заявке участником закупки от 11.11.2020 10:01:52, содержится как согласие на участие в проводимой закупке, так и сведения по предлагаемому товару в виде схожей таблицы описания объекта закупки, но с указанием точного значения показателя товара по рассматриваемой позиции – 2876 мм. То есть, без учета выступающей части (дверка котла), методом сложения размеров длины (1688+662+526) отмеченных «*» участником указан точный размер длины, соответствующий чертежу 1. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; При рассмотрении первых частей заявок 13.11.2020г. аукционной комиссией в отношении заявки ИНЗ 108585037 (от 11.11.2020 10:01:52), в рассматриваемой части, принято следующее решение: - Отказать в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: Участником электронного аукциона не предоставлена информация, предоставление которой предусмотрено частью 3 статьи 66 Фед. закона №44-ФЗ и подпунктом б) пункта 2) части 9.3 Документации об электронном аукционе. В заявке участника не предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным разделом V документации об электронном аукционе в части показателей: «Габаритные размеры котла (без выступающих частей)* показатель - а) длина» по позиции «Котел водогрейный с ручной загрузкой топлива (1)». Основание отказа: п.1 ч. 4 ст. 67 Фед. Закона № 44-ФЗ. Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается. Рассматриваемую часть принятого решения Комиссия находит неправомерной, нарушающей положения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку участником закупки в составе заявки представлена требуемая информация в виде конкретного показателя товара. В описании объекта закупки по позициям 1,2,3 «Труба 57х3,5 ГОСТ 10704-91» установлены следующие показатели товара: Наименование показателей товара Единица измерения Значение показателя товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры 3 4 5 6 Диаметр мм 57 Масса кг Не более 5 Толщина стенки мм 3,5 Диаметр мм 57 Масса кг Не более 5 Толщина стенки мм 3,5 Диаметр мм 57 Масса кг Не более 5 Толщина стенки мм 3,5 В составе заявки участником закупки также представлены в графе №6 значения показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры, а именно – 5 кг. Однако, в рассматриваемой части заявки, аукционной комиссией по тем же основаниям отказано в допуске участнику закупки ввиду не предоставления конкретных показателей, соответствующие значениям, установленным разделом V документации об электронном аукционе в части показателей: «Труба 57х3,5 ГОСТ 10704-91 показатель - масса» по позиции «Котел водогрейный с ручной загрузкой топлива (1); «Труба 57х3,5 ГОСТ 10704-91 показатель - масса» по позиции «Котел водогрейный с ручной загрузкой топлива (2)»; «Труба 57х3,5 ГОСТ 10704-91 показатель - масса» по позиции «Котел водогрейный с ручной загрузкой топлива (3)» (п. 3 Описания объекта закупки). В рассматриваемой части, решение аукционной комиссии также нарушает положения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку при наличии в составе заявки конкретного показателя товара отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается. В соответствии с пунктами 3.1, 3.30 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), исполнение контрольным органом государственной функции включает в себя рассмотрение жалобы по существу и проведение внеплановой проверки. В ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссией установлено, нарушение требований к описанию объекта закупки. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. По позиции «Труба 57х3,5 ГОСТ 10704-91» заказчик применяет действующий ГОСТ и одновременно указывает значение показателя товара – «не более 5» (кг), хотя в таблице №1 ГОСТ 10704-91 по наружному диаметру трубы 57мм, теоретическая масса 1 м труб, при толщине стенки 3,5 мм составляет – 4,62 кг. В соответствии с пунктом 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Указанное письмо также содержит позицию ФАС России о том, что неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. При этом, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются указанные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологий. Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации. Учитывая изложенное, требования Закона N 44-ФЗ обязывают заказчика при осуществлении закупки формировать объект закупки, а также указывать в документации о закупке инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы участники закупки могли однозначно сформировать свое предложение и подать заявку на участие в закупке надлежащим образом.(см. Письмо Минфина России от 10.06.2020 N 24-05-05/50160). Более того, положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ обязывают заказчика при описании закупаемого товара, работы, услуги использовать технические регламенты и документы национальной системы стандартизации. Такая обязанность заключается в необходимости надлежащего описания заказчиком объекта закупки, что является ключевым условием приемки качественного товара, работы, услуги по итогам исполнения контракта.(см. Письма Минфина России от 17.01.2020 N 24-05-07/2132, N 24-05-07/2136). Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (абз. 28 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Не установление в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки, также влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе Учитывая вышеизложенное, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссией установлено нарушение Заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. В своем отзыве уполномоченный орган указывает на социальную значимость закупки и с целью недопущения срыва отопительного сезона просит не вносить изменения в аукционную документацию. Вместе с тем, участник закупки в своей жалобе указывает на то, что представленное техническое задание Заказчиком позволило подать заявку, указав точные показатели товара в соответствии с требованиями заказчика и параметрами имеющихся у него материалов. В рамках проводимой закупки аукционной комиссией также допущено три участника подавших свои заявки и соответствующих требованиям аукционной документации. В связи с этим, Комиссия не находит оснований для отмены проведения закупочной процедуры. Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Газстройпром» обоснованной. 2. Признать действия аукционной комиссии, при проведении электронного аукциона № 0117300021320000076, выразившиеся в нарушении части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, неправомерными. 3. Признать действия Заказчика, при проведении электронного аукциона № 0117300021320000076, выразившиеся в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, неправомерными. 4. Выдать уполномоченному органу, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. 5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны