Решение №1188/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-89/2020 от 11 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

А<…> Н.Е.

Кавалерийская ул., <…>

г.Барнаул, 656063

ПАО «Ростелеком»

Макрорегиональный

филиал «Сибирь»

М.Горького ул., 53

г.Новосибирск, 630099

Димитрова ул., 52

г.Барнаул, 656038

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-89/2020

Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-89/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту незаконного распространения посредством рекламных листовок в подъездах многоквартирного жилого дома в городе Барнауле рекламы ПАО «Ростелеком», в которой усматриваются признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии заявителя,

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – А<…> Н.Е. (извещена надлежащим образом),

в присутствии представителя заинтересованного лица – ПАО «Ростелеком» К<…> по доверенности № 34 от 27.07.2018г.,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-89/2020 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Барнаула о незаконном размещении в подъездах жилого дома № 29 по улице Северо-Западная в городе Барнауле рекламных листовок компании ПАО «Ростелеком» (вх. №2011 от 09.01.2020г.).

Заявитель указал, что материалы размещены в непредназначенных для этого местах (провода, щиты электросчетчиков) и в большом количестве, при этом, согласия жильцов дома на размещение данной рекламы получено не было; в случае нарушения законодательства заявитель просит привлечь распространителя к ответственности.

Антимонопольный орган, изучив содержание представленных заявителем листовок, установил, что посредством их до сведения потребителей (жильцов дома) доведена следующая информация: «Ростелеком Супер предложение от ПАО «Ростелеком» 400 рублей месяц Интернет 100Мбит/с + Яндекс,Диск 5Гб Подключение бесплатно Wi-Fi роутер – 10 рублей… Уникальный тариф мобильной связи при подключении интернета и телевидения. Ваш менеджер: с 9-00 до 20-00 без выходных +7-983-171-1206 НАТАЛЬЯ».

Усмотрев в содержании рассматриваемой рекламы признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган 13 февраля 2020 года возбудил производство по настоящему делу.

Рассмотрение дела назначено на 10 часов 30 минут 10 марта 2020 года.

На заседание Комиссии заявитель, а также рекламораспространитель, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, - А<…> Н.Е. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

27 февраля 2020 года А<…> Н.Е. заявлено ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

С учетом изложенного, Комиссия Алтайского краевого УФАС России считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон в данном заседании в порядке пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

27 февраля 2020 года А<…> Н.Е. представлены пояснения по делу, согласно которым, между А<…> Н.Е. и ПАО «Ростелеком» заключен агентский договор от 09.10.2019г. № 1079/1, в соответствии с условиями которого агент обязуется осуществлять поиск потенциальных абонентов принципала, заинтересованных в получении услуг и приобретении оборудования у принципала; принимать заявки на услуги и оборудование от потенциальных и действующих абонентов; консультировать потенциальных абонентов по вопросам, касающимся услуг принципала. Рекламные листовки, как поясняет А<…> Н.Е., были ею распечатаны и оставлены в подъезде дома № 29 по улице Северо-Западная в городе Барнауле, с целью привлечения новых абонентов.

Присутствующая 10 марта 2020 года в заседании Комиссии представитель ПАО «Ростелеком» К<…> изложенные ранее в ответе на запрос антимонопольного органа доводы поддержала, а также пояснила, что содержание рекламной информации в листовках с ПАО «Ростелеком» не согласовывалось; информация о тарифах, размещенная в листовках, не с одним из действующих тарифов компании не согласуется. После принятия Комиссией решения, Общество будет проводить с агентами компании мероприятия (обучение) о недопустимости размещения какой-либо информации о тарифах компании без согласования.

Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в подъездах жилого дома № 29 по улице Северо-Западная в городе Барнауле без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома распространены листовки с информацией следующего содержания: «Ростелеком Супер предложение от ПАО «Ростелеком» 400 рублей месяц Интернет 100Мбит/с + Яндекс,Диск 5Гб Подключение бесплатно Wi-Fi роутер – 10 рублей… Уникальный тариф мобильной связи при подключении интернета и телевидения. Ваш менеджер: с 9-00 до 20-00 без выходных +7-983-171-1206 НАТАЛЬЯ».

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что рекламораспространителем рассматриваемых листовок является гр. А<…> Н.Е. – агент ПАО «Ростелеком».

Указанный в листовках номер телефона 7-983-171-1206, согласно информации, предоставленной ПАО «МТС», выделен гр. А<…>Н.Е., которая исходя из содержания рассматриваемой рекламной листовки, является менеджером компании «Ростелеком».

Кроме того, согласно документам и материалам, предоставленным ПАО «Ростелеком», между Обществом и гр. А<…> Н.Е. заключен агентский договор от 09.10.2019г. № 1079/1, в соответствии с условиями которого агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, указанные в договоре, от имени и за счет принципала. В частности, согласно пункту 3.3.3.2 договора, агент обязуется осуществлять поиск потенциальных абонентов, принимать заявки на услуги и оборудование принципала от потенциальных и действующих абонентов, консультировать потенциальных абонентов и иное. Полномочиями по распространение рекламных листовок ПАО «Ростелеком» А<…> Н.Е. не наделяло.

ПАО «Ростелеком» также сообщило, что рекламные листовки с указанным текстом Общество не утверждало, не заказывало и решение о распространении данной рекламы не принимало. ПАО «Ростелеком» не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем указанной рекламы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Распространенная с использованием рассматриваемых листовок информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам, в частности услугам интернета, ТВ, мобильной связи, формирует и поддерживает интерес к указанным объектам рекламирования и способствует продвижению их на рынке.

Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации

Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В связи с изложенным, при размещении рекламы (рекламных листовок) на общем имуществе жилого дома необходимо получение согласия собственников помещений.

На размещение и распространение в подъездах жилого дома № 29 по улице Северо-Западная рассматриваемой рекламы, как указывает заявитель, собственники помещений согласия не давали, что указывает на нарушение требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе при распространении гр. А<…> Н.Е. рассматриваемой рекламы.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено и материалами дела подтверждается, что изготовление и распространение в подъезде многоквартирного жилого дома № 29 по улице Северо-Западная в городе Барнауле рекламных листовок с информацией: «Ростелеком Супер предложение от ПАО «Ростелеком» 400 рублей месяц Интернет 100Мбит/с + Яндекс,Диск 5Гб Подключение бесплатно Wi-Fi роутер – 10 рублей… Уникальный тариф мобильной связи при подключении интернета и телевидения. Ваш менеджер: с 9-00 до 20-00 без выходных +7-983-171-1206 НАТАЛЬЯ» осуществлено гр. А<…> Н.Е. самостоятельно.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

А<…> Н.Е. в антимонопольный орган представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе (фотоотчет), что свидетельствует о нецелесообразности выдачи предписания.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом Комиссия Алтайского краевого УФАС России отмечает, что статьей 38 Закона о рекламе дифференцирована ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем, указанная статья не возлагает на субъектов рекламной деятельности ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе, что делает не возможным привлечение к административной ответственности за нарушение данной нормы.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу «Ростелеком Супер предложение от ПАО «Ростелеком» 400 рублей месяц Интернет 100Мбит/с + Яндекс,Диск 5Гб Подключение бесплатно Wi-Fi роутер – 10 рублей… Уникальный тариф мобильной связи при подключении интернета и телевидения. Ваш менеджер: с 9-00 до 20-00 без выходных +7-983-171-1206 НАТАЛЬЯ», распространенную в подъезде многоквартирного жилого дома № 29 по улице Северо-Западная в городе Барнауле посредством рекламных листовок, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе гр.А<…> Н.Е. не выдавать в связи с устранением нарушения в добровольном порядкеоссий ской Федерации о.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны