Решение б/н решение по делу от 28 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

САО «ВСК»

Островная ул., д.4,

г.Москва, 121552

Филиал САО «ВСК»

в Алтайском крае

Гоголя ул., д.87,

г.Барнаул, 656043

ООО «Аквамарин»

Триумфальный проезд, д.1,пом. 2-014,

г.Сочи, 354340

Островная ул., д.4,

г.Москва, 121552

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-576/2023

Решение принято 23 августа 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела №022/05/5-576/2023, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг САО «ВСК» с признаками нарушения п.4, п.12 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя САО «ВСК» (ИНН 7710026574, г.Москва) – <...> (по доверенности),

в отсутствие представителя рекламодателя ООО «Аквамарин», ИНН 7731374156, г.Сочи (Общество уведомлено)

в отсутствие заявителя (уведомлен о рассмотрении дела),

УСТАНОВИЛА:

10.04.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд. №3802/23, направленное по подведомственности управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю) о недостоверном рекламном предложении страховой компании «ВСК» по оформлению полиса ОСАГО и подарке в виде сертификата маркетплейса Ozon.

На основании имеющихся документов 29.05.2023г. возбуждено дело №022/05/5-576/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя САО «ВСК» (ИНН 7710026574, г.Москва).

20.06.2023г. рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, ООО «Аквамарин» привлечено к участию в деле в качестве рекламодателя.

06.07.2023г., 01.08.2023г. рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании Комиссии, состоявшемся 23.08.2023г., представитель САО «ВСК» <...> поддержал изложенные ранее доводы и пояснил, что реклама распространялась разово.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела, письменные пояснения, а также заслушав пояснения представителя стороны, установила следующее.

В Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ в отношении недостоверного рекламного предложения страховой компании «ВСК».

Из заявления следует, что заявитель в мессенджере WhatsApp получил от абонента +791<...> рекламное предложение следующего содержания: «Здравствуйте, Антон Александрович! Воспользуйтесь выгодными тарифами на ОСАГО для вашего автомобиля Hyundai ix35 при самостоятельном оформлении полиса в интернет-магазине Страхового Дома ВСК. Оформление в два клика. Стоимость составит – 12346,70 рублей. После оплаты полиса мы подарим вам сертификат номиналом 1000 рублей для покупок на OZON Для покупки полиса и получения подарка: Перейдите по ссылке и войдите в личный кабинет: https://shop.vsk.ru... –Проверьте ваши данные, при необходимости, скорректируйте –Оплатите полис –Пришлите «Озон» в ответ».

К заявлению приложен страховой полис ОСАГО (сумма страховой премии 12964 руб. 38 коп.), а также скриншот, который содержит информацию о том, что сертификат Ozon невозможно активировать.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: полис ОСАГО от САО «ВСК», акция при оформлении полиса – получение сертификата Ozon номиналом 1000 рублей.

Из пояснений и представленных документов САО «ВСК» следует, что у Общества заключен договор на проведение программы лояльности №м20221996 от 01.10.2002г., с ООО «Аквамарин» (ИНН 7731374156). После того, как клиент приобрел страховой полис ОСАГО, все остальные взаимодействия велись между заявителем и ООО «Аквамарин».

Номер телефона +7-917<...>, с которого поступило рекламное предложение заявителю, является корпоративным номером САО «ВСК» и представляет собой клиентский чат компании «ВСК». Заявитель <...> ранее страховался в САО «ВСК», в связи с чем ему было направлено рекламное предложение, которое он принял. Расчет стоимости полиса (12346,70 рублей) был осуществлен на основании имевшихся данных по старому полису, при расчете с обновленными данными стоимость страхового полиса изменилась (12964 руб. 38 коп.). Рекламное предложение с недостоверной информацией направлено по вине должностного лица.

ООО «Аквамарин» представлены следующие документы и письменные пояснения.

Обществу принадлежит программа для ЭВМ «Конструктор программ лояльности и вовлечения» (ПО СВОИ). По условиям договора №м20221996 от 01.10.2022г., заключенного с САО «ВСК», ООО «Аквамарин» обеспечивает для САО «ВСК» реализацию программы лояльности существующих клиентов САО «ВСК», в том числе, начисление всем участникам программы лояльности приветственные баллы (монеты) в качестве благодарности за регистрацию в ПО СВОИ (п.2,4 и 2,5 договора).

Одной из возможных форм реализации приветственных баллов на платформе ПО СВОИ является их обмен на сертификаты партнеров ООО «Аквамарин». При этом 1000 монет приравнивается к 1000 рублей и имеется возможность обменять их на сертификат номиналом 1000 рублей. Пользователи самостоятельно выбирают способ использования монет из доступных на платформе ПО СВОИ предложений партнеров ООО «Аквамарин».

Между ООО «Аквамарин» и ООО «Интернет Решения» (бренд Ozon) заключен договор <...> по которому ООО «Интернет Решения» передает для ООО «Аквамарин» сертификаты Ozon для их реализации.

Абонент номера +7-90<...> зарегистрировался на платформе ПО СВОИ, в связи с этим, в качестве поощрения за регистрацию в программе лояльности ему были начислены баллы. С учётом того, что произошёл технический сбой, абоненту номера +7-90<...> были начислены 500 монет вместо 1000, что и создало проблемы с получением сертификата Ozon. При этом абонент обменял 500 монет на 500- рублевый сертификат Ozon, что подтверждается индивидуальным кодом 5FS8-73EG-TZN.

Таким образом, вне зависимости от суммы баллов, сам факт их начисления и возможность их реализации путем обмена на сертификат являются не следствием покупки страхового продукта, а поощрением от ООО «Аквамарин» за регистрацию пользователя на платформе ПО СВОИ.

Непосредственно к ООО «Аквамарин», в том числе в адрес технической поддержки ПО СВОИ, абонент номера +7-9<...> по вопросу начисления меньшего количества баллов не обращался. По этой причине до настоящего момента дополнительные 500 баллов указанному абоненту начислены не были. При этом ООО «Аквамарин» не возражает против доначисления монет абоненту и сообщает о том, что имеется такая техническая возможность.

К заявлению приложен скриншот, который содержит информацию о том, что подарочный сертификат Ozon (5FS8-73EG-TZN) невозможно активировать, так как он был ранее уже активирован под другой учетной записью.

На запрос антимонопольного органа ООО «Интернет Решения» представлена информация об активации сертификата №109-973-328-113-4 (код активации 5FS8-73EG-TZN) 04.12.2022г. иным лицом, не являющимся заявителем по рассматриваемому делу.

Следовательно, рекламируемый бонус не был получен заявителем в полном объеме: ему не начислены 1000 бонусов, а начисленные 500 заявитель не смог активировать, так как полученный сертификат уже ранее активирован другим пользователем.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводам о недостоверности рекламируемой информации в отношении цены полиса ОСАГО, указанного в рекламном предложении, в отношении возможности получения 1000 бонусов, а также в отношении порядка их получения. Так как в рекламе указано, что бонусы возможно получить после приобретения полиса ОСАГО компании «ВСК», однако, бонусы начисляются только после регистрации в ПО СВОИ, что является существенной информацией для потребителей рекламы, которая отсутствует в рассматриваемом рекламном предложении.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно п.12 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, при направлении рассматриваемой рекламы на абонентский номер заявителя нарушены требования п.4, п.12 ч.3 ст.5 и ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, рекламное предложение компании «ВСК» «Здравствуйте, Антон Александрович! Воспользуйтесь выгодными тарифами на ОСАГО для вашего автомобиля Hyundai ix35 при самостоятельном оформлении полиса в интернет-магазине Страхового Дома ВСК. Оформление в два клика. Стоимость составит – 12346,70 рублей. После оплаты полиса мы подарим вам сертификат номиналом 1000 рублей для покупок на OZON Для покупки полиса и получения подарка: Перейдите по ссылке и войдите в личный кабинет: https://shop.vsk.ru... –Проверьте ваши данные, при необходимости, скорректируйте –Оплатите полис –Пришлите «Озон» в ответ», направленное на абонентский номер заявителя в приложении WhatsApp, является ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования п.4, п.12 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.4, п.12 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

На основании полученных документов и пояснений установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является САО «ВСК» (ОГРН 1027700186062), в то время как ООО «Аквамарин» (ИНН 7731374156) рекламодателем рассматриваемой рекламы не является.

Согласно п. 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исходя из пояснений представителя САО «ВСК», рекламное предложение направлено заявителю только 20.01.2023г., следовательно, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют.

Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения САО «ВСК» (ОГРН 1027700186062) п.4, п.12 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», что выразилось в направлении посредством приложения WhatsApp на абонентский номер заявителя недостоверной рекламы в отношении цены полиса ОСАГО, указанного в рекламном предложении, в отношении возможности получения 1000 бонусов, а также в которой отсутствует часть существенной информации в отношении порядка получения бонусов.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу «Здравствуйте, Антон Александрович! Воспользуйтесь выгодными тарифами на ОСАГО для вашего автомобиля Hyundai ix35 при самостоятельном оформлении полиса в интернет-магазине Страхового Дома ВСК. Оформление в два клика. Стоимость составит – 12346,70 рублей. После оплаты полиса мы подарим вам сертификат номиналом 1000 рублей для покупок на OZON Для покупки полиса и получения подарка: Перейдите по ссылке и войдите в личный кабинет: https://shop.vsk.ru... –Проверьте ваши данные, при необходимости, скорректируйте –Оплатите полис –Пришлите «Озон» в ответ», направленную на абонентский номер заявителя посредством приложения WhatsApp, поскольку при ее размещении нарушены требования п.4, п.12 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.

3.Производство по делу в отношении ООО «Аквамарин» (ИНН 7731374156) прекратить, в связи с не подтверждением в действиях Общества признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трех месячный срок со дня вынесения.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны