Решение №3560/5 решение о нарушении антимонопольного законодательства от 18 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 022/01/10-384/2020

Резолютивная часть решения оглашена «13» августа 2020 года

В полном объеме решение изготовлено « 18 » августа 2020 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<……..> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<……..> – начальник антимонопольного контроля и естественных монополий;

<……..> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

в присутствии представителя ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири») - <……..>;

в отсутствии представителя заявителя ООО «Крестьянское подворье», заинтересованного лица АО «Алтайэнергосбыт», уведомленных надлежащим образом,

рассмотрела дело № 022/01/10-384/2020 по признакам нарушения ПАО «Россети Сибирь» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном признании прибора учета электрической энергии нерасчетным в акте проверки прибора учета электрической энергии от 16.10.2018 года,

 

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление
ООО «Крестьянское подворье» (вх. № 192030 от 15.02.2019) по вопросу, связанному с проверкой прибора учета электрической энергии и признании его нерасчетным.

Принятие решения по вышеуказанному заявлению приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по делу №А03-4470/2019 по иску АО «Алтайэнергосбыт» к ООО «Крестьянское подворье» о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию. Решение арбитражного суда Алтайского края от 10 марта 2020 года по делу №А03-4470/2019 вступило в законную силу 11.04.2020 г., в связи с чем, 11.04.2020 г. рассмотрение данного заявления было возобновлено.

Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, следует, что отношения по поставке электроэнергии между АО «Алтайэнергосбыт» и ООО «Крестьянское подворье» урегулированы договором энергоснабжения № 22070481020903 от 01.06.2017, на условиях которого АО «Алтайэнергосбыт» осуществляло отпуск электроэнергии, в том числе, в согласованную сторонами точку поставки - молокоприемный пункт в с. Комариха. Расчетным прибором учета по приложению № 3 к договору определен электросчетчик ЦЭ3803В № 53835402460.

Условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организацией, определены техническими условиями от 14.07.2004 № 221/4, выданным прежнему владельцу объекта - ООО «Эдельвейс» и актом разграничения балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности сторон от 29.05.2017, согласно которым энергопринимающиее устройства ответчика мощностью 86 кВт подключены к сетям ПАО «Россети Сибирь» на опоре ВЛ-0,4 кВ от КТП 39-2-21 ф. № 3 оп. № 1. Граница эксплуатационной ответственности определена на контактах присоединения кабеля к проводам ВЛ-0,4 кВ КТП 39-2-21 ф. № 3 оп. № 1.

При проведении ПАО «Россети Сибирь» 16.10.2018 проверки состояния прибора учета ООО «Крестьянское подворье» установлено истечение межповерочного интервала трансформаторов тока, составляющего 5 лет, в связи с чем, Обществу было предписано провести их поверку либо замену в срок до 16.11.2018. Однако, трансформаторы тока потребитель заменил только 13.01.2019, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета от 14.01.2019, в котором содержатся данные об установке новых трансформаторов тока с датой предыдущей поверки 2018 год и межповерочным интервалом 5 лет до 2023 года.

Так в акте допуска в эксплуатацию/проверки расчетного прибора учета электроэнергии, составленного 16.06.2014 в отношении общества «Эдельвейс», римскими цифрами срок предыдущей поверки указан «II кв. 13 г.», дата следующей поверки «II кв. 6 18»

Акт составленный 16.10.2018, которым зафиксирован факт истечения срока поверки трансформаторов и предписано потребителю устранить нарушение, содержит указание на дату предыдущей поверки «IV 2013».

Поскольку ООО «Крестьянское подворье» своевременно не устранило выявленное нарушение, АО «Алтайэнергосбыт» применило расчетный способ определения объема потребления электроэнергии:

- для периода с 17.10.2018 по 16.12.2018 - исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года;

- для периода с 17.12.2018 по 13.01.2019 - расчетным способом исходя из мощности энергопринимающих устройств и числа часов их работы в указанном периоде.

Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), которые применяются при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и розничных рынках, начиная с апреля 2012 года.

Потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно - измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе; персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям пункты 1.2.2, 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее - Правила № 6).

В силу пунктов 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.17 Правил № 6, поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационноизмерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.

Согласно пункту 155 Основных положений № 442 собственник прибора учета обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических проверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических проверок таких измерительных трансформаторов.

В целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов путем соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной поверки прибора учета осталось менее 1 календарного года, и проведение проверки прибора учета до наступления срока проведения очередной поверки не планируется.

Пунктами 167, 172 Основных положений №442 сетевой организации вменено в обязанность проведение проверок расчетных приборов учета потребителей не реже 1 раза в год. При этом процедура проверки прибора учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

Процедура оформления результатов проверки приборов учета, регламентирована пунктом 176 Основных положений.

В частности, результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

Пунктом 177 Основных положений установлено, что в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

При этом, 16.10.2018 года у ООО «Крестьянское подворье», в соответствии с планом-графиком инструментальных проверок по юридическим потребителям на октябрь 2018 год, согласованного с КО «Шипуновский» ТО Рубцовское АО «Алтайэнергосбыт», осуществлялась проверка приборов учета электрической энергии. Доступ к прибору учета обеспечил <……..>. Акт допуска в эксплуатацию/проверки расчетного прибора учета электрической энергии от 16.10.2018 для подписания в этот же день был вручен директору ООО «Крестьянское подворье» <……..>.

Отсюда следует, что заблаговременное уведомление сетевой организацией потребителя о планируемой проверке имеет своей целью обеспечение сотрудникам сетевой организации доступа к энергопринимающим устройствам потребителя и расчетным приборам учета, что необходимо для полноценной и эффективной проверки. По обстоятельствам дела такой доступ имелся, то есть эффективность проверки была обеспечена без заблаговременного извещения, кроме того, доступ к прибору учета предоставил работник ООО «Крестьянское подворье», акт проверки также был подписан директором Общества без замечаний.

Пунктом 13 Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 (далее - Порядок № 1815) установлено, что результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала. Из пункта 14 приведенного Порядка следует, что срок действия результатов поверки средств измерений устанавливается:

-для средств измерений, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки до даты включительно, указанной в свидетельстве о поверке в соответствии с установленным межповерочным интервалом;

- для средств измерений, на которые наносится знак поверки, но при этом свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки не выдается:

а) для знака поверки с указанием месяца поверки, - до конца месяца, предшествующего месяцу проведения поверки, с учетом межповерочного интервала;

б) для знака поверки с указанием квартала выполнения поверки - до конца квартала, предшествующего кварталу поверки, с учетом межповерочного интервала;

в) для знака поверки с указанием только года поверки - до 31 декабря года, предшествующего году поверки, с учетом межповерочного интервала;

г) для знака поверки в виде наклейки - в соответствии с установленным межповерочным интервалом, от указанной на знаке поверки в виде наклейки с указанием даты.

Согласно пункту 34 Порядка № 1815, месяц года обозначается арабскими цифрами (например, 1, 2, 3). Квартал года обозначается римскими цифрами (например, I, II, III, IV).

Так, в решении арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-4470/2019 установлено, что в акте проверки от 16.10.2018 указание даты предыдущей поверки в формате «IV 2013» не означает апрель 2013 года, суд в рассматриваемой ситуации все сомнения в отношении срока истечения срока поверки средств измерения истолковал в пользу потребителя, имея ввиду, что спорный срок с учетом положений пункта «в» пункта 14 Порядка № 1815 истекал 31.12.2018.

Следовательно, признание прибора учета электрической энергии нерасчетным в акте проверки прибора учета электрической энергии от 16.10.2018 года, нарушает действующее законодательство и ущемляет права ООО «Крестьянское подворье»

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» передача электрической энергии отнесена к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, на ПАО «Россети Сибирь» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Также аналитическим отделом проведен обзор состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии для ООО «Крестьянское подворье» в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «Россети Сибирь», в результате, которого ПАО «Россети Сибирь» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии для ООО «Крестьянское подворье» (Алтайский край, Шипуновский район, с. Комариха), в границах балансовой принадлежности сетей Общества в административных границах Алтайского края.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в необоснованном признании прибора учета электрической энергии нерасчетным в акте проверки прибора учета электрической энергии от 16.10.2018 года, ущемляющими интересы ООО «Крестьянское подворье» и нарушающими ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири») занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии для ООО «Крестьянское подворье» в границах балансовой принадлежности электрических сетей Общества в административных границах Алтайского края.
  2. Признать действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в необоснованном признании прибора учета электрической энергии нерасчетным в акте проверки прибора учета электрической энергии от 16.10.2018 года, ущемляющими интересы ООО «Крестьянское подворье» и нарушающими ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание ПАО «Россети Сибирь» не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

 

<……..>

Члены комиссии

 

<……..>

<……..>

Решение и предписание Комиссии могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения и предписания. Также решение и предписание Комиссии могут быть обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Полный текст решения будет направлен сторонам в течение 10 рабочих дней.

Связанные организации

Связанные организации не указаны