Решение (комиссия) №АК/3919/23 Решение от 14 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-570/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2023 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2023

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

К<...> – начальника отдела контроля органов власти,

Б<...>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

с участием представителей:

от заявителя – ИП С<...> – <...>(по доверенности) участие обеспечено путем ВКС,

от заказчика – КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» (ИНН 2223014610, ОГРН 1022201394050) – <...>

от уполномоченного органа – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - <...> (по доверенности) участие обеспечено путем ВКС,

рассмотрев жалобу ИП С<...> (вх. 5454-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия заказчика – КГБ ПОУ «Алтайский транспортный техникум» при проведении аукциона в электронной форме на поставку оборудования и инструментов для реализации мероприятий по развитию образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (закупка № 32312375734), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ИП С<...> (вх. 5454-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия заказчика – КГБ ПОУ «Алтайский транспортный техникум» при проведении аукциона в электронной форме на поставку оборудования и инструментов для реализации мероприятий по развитию образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (закупка № 32312375734).

Из содержания жалобы следует, что 12.05.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования и инструментов для реализации мероприятий по развитию образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

Требования документации ограничивают конкуренцию, а также нарушают права и законные интересы потенциальных участников на основании следующего.

Так, совокупность характеристик товара, указанных в Техническом задании, соответствует конкретному товару, а именно:

1). Сверлильный станок Stalex DP-25F/T (п.3 Технического задания);

2). ЗУБР 230 мм, 2200 Вт УШМ-230-2205 П (п.5 Технического задания);

3). Тестер АКБ с принтером Foxwell BT780 (п.10 Технического задания);

4) Оборудование для заправки систем кондиционирования KRAFTWELL AC2000 (п.11 Технического задания);

5). Пневматический ударный гайковерт Rotake 1, 3800 Нм RT-5880 (п.20 Технического задания);

6) Стенд тип1 Р776Е Стенд разборки сборки двигателей до 2000 кг. СТАЦИОНАРНЫЙ (п.32 Технического задания);

7). Усилитель крутящего момента Norgau 1/2х1", 2700 Нм (п.35 Технического задания);

8). СВАРОЧНЫЙ ПОЛУАВТОМАТ INVERMIG 301 PWE (п.38 Технического задания); 9). Ножничный передвижной подъемник TOR SJY-0,5-12DC, автономный (п.42 Технического задания);

10). Маска сварщика TECMEN TM 1000 100519778 (п.43 Технического задания);

11). Опорная подставка под автомобиль АВТОМАГНАТ АМ 12 т, 2 шт. AM-13-PO-004 (п.58 Технического задания).

При этом, часть требований к товару, указанных заказчиком в Техническом задании, не соответствует параметрам даже единственно возможных (исходя из совокупности установленных характеристик) к поставке товаров.

При этом, заказчиком указано на невозможность изменения значений показателя товара участником закупки при подаче заявки (столбец 5 табличной части Технического задания), что исключает возможность предложить к поставке аналоги.

По мнению подателя жалобы, указанными действиями заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, п. 1 и 2 части 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

31.05.2023 на заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивала.

Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что в соответствии с пп. 1 п. 3.3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В техническом задании и проекте договора объект закупки описан в соответствии с потребностями заказчика, что соответствует ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, п. 3.3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Заказчика.

На заседании Комиссии УФАС представители заказчика, среди прочего, пояснили, что закупка оборудования осуществляется для организации учебно-производственных зон, с возможностью выполнения конкретных работ. В части ссылки в жалобе на п. 2 ч. 6.1 Закона о закупках, представители пояснили, что в закупочной документации отсутствует требование или указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам.

В соответствии с ч. 141 ст. 18.1Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы ИП С<...> было отложено.

08.06.2023 представитель заявителя на доводах жалобы настаивала, представила дополнительную письменную позицию по доводам жалобы, в том числе, относительно позиции заказчика.

Представитель уполномоченного учреждения и представители заказчика, ранее изложенные доводы поддержали. От заказчика поступили дополнительны документы (паспорта на товары, сертификаты соответствия).

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

12.05.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования и инструментов для реализации мероприятий по развитию образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (извещение № 32312375734).

Место подачи заявок - электронная торговая площадка РТС-тендер, http://rts-tender.ru.

Дата начала срока подачи заявок - 12.05.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 23.05.2023 11:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 24.05.2023.

Дата начала срока подачи ценовых предложений - 29.05.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 30.05.2023.

Дата подведения итогов - 30.05.2023.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчиком в описании объекта закупки номенклатуре товаров по 66 позициям (Техническое задание) указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться показателя, используемые для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг товара.

Заявителем обжалуются позиции № 3, № 5, № 10, № 11, № 20, № 32, № 35, № 38, № 42, № 43, № 58.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

По смыслу приведенной нормы, установление требований к товарам, которое может ограничивать количество участников (даже путем установления таких требований, которые значительно сужают количество поставщиков, обладающих товаром, технические характеристики которого удовлетворяют заказчика) является допустимым, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В таком случае соответствующим описаниям (требованиям) может подходить конкретный товар, либо такой товар, чьи технические характеристики являются, по сути, уникальными (и необходимы заказчику), а в условиях рынка никакая иная продукция не может полностью или хотя бы частично соответствовать потребностям заказчика. Оговорка, содержащаяся в приведенной норме, направлена на предоставление повышенных гарантий заказчикам, имеющим право получить продукцию, которая оптимальным образом будет использоваться такими заказчиками с учетом специфики.

При рассмотрении доводов жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов, свидетельствующих о том, что поставить товар с требуемыми характеристиками может только один участник закупки.

Таким образом, довод заявителя об ограничении круга участников закупки не обоснован, носит предположительный характер, не подтвержден документально.

При рассмотрении жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов (мониторинг либо анализ рынка, экспертное заключение, иная информация) того, что характеристикам закупаемого товара соответствует товар единственного производителя по оспариваем позициям Технического задания.

Наличие в открытом доступе в сети интернет информации о товаре, не соответствующей требованиям документации и представленные заявителем сведения (инструкции по эксплуатации, руководство по эксплуатации и др.), не свидетельствуют об отсутствии соответствующего товара на рынке и не возможности поставки товара, требуемого заказчику.

Таким образом, доводы заявителя об ограничении количества участников и об установлении характеристик товара, которым соответствует товар единственного производителя, не обоснованы.

Кроме того, в связи с тем, что в предмет закупки входит номенклатура товаров по 66 позициям, доводы жалобы, что при описании объекта закупки установлены характеристики товара, которые соответствуют изделию конкретного производителя, Комиссией УФАС признаны необоснованными.

Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Следует отметить, что требования, установленные частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, возлагают на заказчика обязанность конкретизировать свойства необходимого ему товара, при условии соблюдения недопустимости ограничения конкуренции. При этом заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий, предъявляемых к товару либо соответствующим услугам).

Приобрести препараты, соответствующие требованиям заказчика, может любое лицо, претендующее на заключение договора. Таких участников может быть неограниченное количество.

Указанное подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 24.05.2023, согласно которому для участия в закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям, установленным в извещении и документации о проведении аукциона.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> – необоснованной.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

<...>

 

Члены комиссии: <...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

2023-2931

 

 

Связанные организации

КГБ ПОУ "Алтайский транспортный техникум"
ИНН 2223014610, ОГРН 1022201394050
КГКУ "ЦГЗ АК"
ИНН 2224164425, ОГРН 1142224000225