Решение б/н Дело №59-ФАС22-ОВ/08-09 от 12 мая 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по АК по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 59-ФАС22-ОВ/08-09 по признакам нарушения Т районным Советом депутатов АК части 1 статьи 15 и частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по внесению изменений в действующий порядок управления объектами муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления АК управлением ФАС по АК установлено, что на территории Т района действует Положение о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Т район» (утв. решением Т районного Совета депутатов АК от 24 декабря 2004 №74). При этом, способы передачи муниципального имущества в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, установленные указанным Положением, противоречат положениям статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По факту обнаруженных нарушений управление ФАС по АК на основании приказа № 293/1 от 25.08.2009 в отношении Т районного Совета  депутатов АК возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 59-ФАС22-ОВ/08-09.

На заседании Комиссии представитель Т районного Совета депутатов АК С. частично признала нарушение антимонопольного законодательства и пояснила, что в главе 4 Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Т район», утвержденное решением Т районного Совета депутатов АК от 24 декабря 2004 №74 (далее – Положение о порядке управления имуществом) определены лишь общие понятия сдачи в аренду муниципального имущества. Конкретный же порядок сдачи в аренду муниципального имущества определен в Положении о порядке организации и проведения торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды муниципального имущества собственности муниципального образования Т район, утвержденном решением районного Совета депутатов от 26.09.2008г. № 71. В соответствии с вышеуказанным Положением о проведении торгов муниципальное имущество собственности Т района сдается в аренду исключительно по результатам торгов (конкурсов, аукционов).        

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства по факту бездействия представительного органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 21 устава муниципального образования «Т район» АК (принят решением Т районного Совета депутатов АК № 56 от 20.06.2008г.) Т районный Совет депутатов АК является постоянно действующим представительным органом муниципального района.

В систему муниципальных правовых актов входят, среди прочих, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Статьей 24 устава муниципального образования «Т район» АК (принят решением Т районного Совета народных депутатов АК № 56 от 20.06.2008г.) установлено, что к исключительным полномочиям Т районного Совета депутатов АК, кроме прочего, относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Т район», утвержденного решением Т районного Совета депутатов АК от 24 декабря 2004 №74 муниципальное имущество, составляющее казну Т района, может быть передано по договору в доверительное управление на основании решения районного Совета депутатов. Районный Совет депутатов принимает решение о передаче имущества в доверительное управление по представлению главы района.

Муниципальное имущество сдается в аренду Комитетом по экономике, социально-экономическому развитию управлению муниципальным имуществом администрации Т района по решению главы района, а в отношении предприятий и других имущественных комплексов – на основании решения районного Совета депутатов принимаемого по представлению (предложению) главы района (статья 16 Положения о порядке управления имуществом).

Муниципальные унитарные предприятия сдают в аренду принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество с согласия Комитета по экономике, социально-экономическому развитию управлению муниципальным имуществом администрации Т района (статья 14 Положения о порядке управления имуществом). В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи получение согласия на сдачу имущества в аренду происходит на основании поданных документов в Комитет в установленном порядке. Комитет обязан рассмотреть обращение муниципального унитарного предприятия и принять решение в течение десяти дней, со дня представления документов предприятием. Согласие комитета на сдачу имущества в аренду оформляется путем издания соответствующего решения. Отказ в удовлетворении просьбы направляется муниципальному унитарному предприятию в письменном виде (пункты 2-4 статьи 14 Положения о порядке управления имуществом).

Сдача в аренду объектов муниципальной собственности района, в отношении которых муниципальное учреждение обладает правом оперативного управления, осуществляется Комитетом по экономике, социально-экономическому развитию управлению муниципальным имуществом администрации Т района на основании письменного обращения муниципального учреждения либо с его согласия (статья 15 Положения о порядке управления имуществом).

Статьей 20 Положения о порядке управления имуществом предусмотрен порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, которым установлено, что объекты муниципальной собственности, составляющие казну района передаются в безвозмездное пользование на основании решения главы района. Передача объектов муниципальной собственности района, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений производится на основании решения главы района.

Положением о порядке организации и проведения торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды муниципального имущества собственности муниципального образования Т район, утвержденным решением районного Совета депутатов от 26.09.2008г. № 71 предусмотрен только порядок передачи имущества в аренду и продажа имущества.

Таким образом, исходя из анализа муниципальных правовых актов следует, что передача имущества в доверительное управление и безвозмездное пользование возможна без проведения публичных процедур. А нормы, регулирующие вопросы передачи муниципального имущества в аренду, установленные Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Т район» (утв. решением Т районного Совета депутатов АК от 24 декабря 2004 №74) не приведены в соответствие с Положением о порядке организации и проведения торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды муниципального имущества собственности муниципального образования Т район (утв. решением районного Совета депутатов от 26.09.2008г. № 71) и Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом согласно уставу Т района (пункт 2 статьи 53) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной статьей.

Часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в части невнесения изменений в Положение о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Т район», предусматривающее возможность передачи муниципального имущества в доверительное управление (статья 12), аренду (статьи 14-16), безвозмездное пользование (статья 20) без проведения торгов, противоречит положениям частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к нарушению запрета установленного ч.1 ст. 15 вышеназванного Закона.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по АК по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Т районный Совет депутатов АК нарушившим требования части 1 статьи 15, частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия по внесению изменений в статьи 12,14,15,16,20 Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Т район», утвержденного решением Т районного Совета депутатов АК от 24 декабря 2004 №74.
  2. Выдать Т районному Совету депутатов АК предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны