Решение №4697/8 Жалоба №2110485 от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-817/2021

«28» сентября 2021 г.                                                                                                        г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>– заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

 

от заявителя – ООО «Вэнта» <...>- <...>– директор, <...>по дов.;

от заказчика – ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» <...> -<...>по дов.;

от организатора закупки - АО «Управление производственно-технологической комплектации» <...> - <...>,

 

рассмотрев жалобу ООО «Вэнта» на положения документации заказчика – ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» при проведении конкурса (конкурс в электронной форме), извещение № 32110608584, в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба на положения документации заказчика – ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» при проведении конкурса (конкурс в электронной форме) на право заключения договора на поставку битумов нефтяных дорожных (рамочного) для нужд ГУП ДХ АК "Северо-Восточного ДСУ" (извещение № 32110608584).

Податель жалобы ООО «Вэнта» указывает, что из содержания документации о закупке невозможно однозначно определить порядок оценки предложений по стоимостному критерию оценки, заказчиком неправомерно установлен арифметический порядок расчета балла, присваемого по указанному критерию оценки. Кроме того, заказчиком неправомерно установлен нестоимостной критерий оценки заявок, о наличии на праве собственности, ином праве нефтебазы  с наличием железнодорожного тупика, оборудованного для слива битумов нефтяных дорожных с железнодорожных цистерн с дальнейшей последующей перекачкой продукта в автотранспорт, на станции расположенной в пределах 50 км от места нахождения Заказчика: 658083, Алтайский край, г Новоалтайск, ул. Дорожная, дом 7, или наличие Договора перевалки и хранения на нефтебазе оборудованной вышеперечисленными требованиями. Вышеуказанные положения документации нарушают требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

На заседании Комиссии представители заказчика, организатора торгов нарушение не признали и пояснили, что ООО «Вэнта» не является участником закупки, в связи с чем основания для рассмотрения жалобы отсутствуют. Критерии оценки заявок, а также порядок их оценки согласуются между собой и соответствуют положению о закупке заказчика. Оспариваемый заявителем нестоимостной критерий указан заказчиком в соответствии с требованиями положения о закупке и обусловлен потребностью заказчика.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10, ч. 11 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба заявителя поступила в УФАС по Алтайскому краю 17.09.2021 в 12:51. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 18.09.2021 в 00:00 (МСК+4).

Таким образом, жалоба заявителя поступила в УФАС по Алтайскому краю в пределах срока предусмотренных положениями Закона о закупках и подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» утв. 28.06.2021 (далее - Положение) и Закупочной документацией о проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки (рамочного) битумов нефтяных дорожных для нужд ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» (далее - Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 02.09.2021 г., дата размещения текущей редакции извещения 09.09.2021 (после изменения), дата и время окончания подачи заявок - 18.09.2021 г. в 00:00 (МСК+4), дата подведения итогов - 20.09.2021 (МСК+4).

Согласно п. 3.3.5 Положения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг способами, при которых победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в документации о закупке заказчик устанавливает критерии оценки. Критериями оценки и сопоставления заявок могут быть:

цена договора (общая цена товара (работы, услуги) и цена единицы товара (работы, услуги);

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе:

наличие финансовых ресурсов;

наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;

опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора;

обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация);

деловая репутация (как количественный показатель).

В п. 3.3.5.2 Положения указано, что сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет 100 процентов.

В силу п. 13, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Вышеуказанные положения Закона о закупках установлены заказчиком в п. 3.3.1 Положения.

В документации заказчиком установлена оценка заявок с использованием следующих критериев.

Критерии оценки заявок

Значимость критерия

проценты/коэф. значимости

Стоимостные: Цена договора (общая цена товара (работы, услуги) и цена единицы товара, работы, услуги

40/ 0,40

Нестоимостные:

60/0,60

Опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора

40/0,40

Наличие специализированного автомобильного транспорта

10/0,10

Наличие у участника на праве собственности или аренды железнодорожного тупика для перевалки битумов нефтяных дорожных

10/0,10

Сумма значимости всех критериев в баллах

100/ 1

Кроме того, в документации заказчик указал формулы, по которым будет производится расчет стоимостных и нестоимостных критериев.

При рассмотрении доводов жалобы заявителем был представлен расчет по стоимостному критерию в соответствии с которым при внесении любого наилучшего ценового предложения и суммировании всех 5 критериев ценового предложения участник закупки получит – 2 балла, что составляет, по мнению заявителя не более чем 2% значимости критерия в процентах.

Представитель организатора торгов указал, что максимальное количество баллов в сумме всех критериев составляет - 62 балла, что не соответствует значению 100 баллов, установленному заказчиком в документации.

При этом в документации заказчика отсутствует расчет итогового определения процентного соотношения присваиваемых участнику баллов, в связи с чем невозможно установить сколько баллов по стоимостному и не стоимостному критерию составляет значимость критерия в процентах.

Таким образом, совокупность установленных обстоятельств позволяет Комиссии УФАС прийти к выводу, что отсутствие в документации заказчика итогового определения процентного соотношения присваиваемых участнику баллов, нарушает положения Закона о закупках.

В соответствии с ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 3.3.5 Положения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг способами, при которых победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в документации о закупке заказчик устанавливает критерии оценки. Критериями оценки и сопоставления заявок может быть, в том числе наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов.

В документации заказчиком установлен следующий нестоимостный критерий - Наличие на праве собственности, ином праве нефтебазы  с наличием железнодорожного тупика, оборудованного для слива битумов нефтяных дорожных с железнодорожных цистерн с дальнейшей последующей перекачки продукта в автотранспорт, на станции расположенной в пределах 50 км от места нахождения Заказчика: 658083, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Дорожная, дом 7, или наличие Договора перевалки и хранения на нефтебазе оборудованной вышеперечисленными требованиями – 10 % (оспариваемый заявителем критерий).

При этом установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Учитывая вышеизложенное оспариваемый заявителем нестоимостный критерий оценки установлен заказчиком правомерно.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по Алтайскому краю

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Вэнта» <...>- обоснованной;
  2. Выдать заказчику - ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» (<...>, организатору закупки - АО «Управление производственно-технологической комплектации» <...> предписание о прекращении нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии     

____________________________

<...>

 

Члены комиссии:

 

_____________________________

 

<...>

 

 

_____________________________

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны