Решение б/н решение по делу от 15 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-728/2023

Решение принято 07 сентября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-728/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту размещения наружной рекламы магазина табачных изделий «PUSHKIN KURIT» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

с участием заявителя,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя, рекламораспространителя ИП <...>

УСТАНОВИЛА:

в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд. №5960-ЭП/23 от 06.06.2023г.) о факте размещения возле магазина табачных изделий (г.Барнаул, пр-т Ленина, 3) неэтичной рекламы.

Заявителем представлены фотографии выносной рекламной конструкции (штендер) с использованием образа писателя А.С. Пушкина с сигаретным дымом и надписью «HOOKAN SHOP PUSHKIN KURIT ПодЫми себе настроение! Vape – Жидкости – Расходники – Кальяны – Табаки – Угли - Аксессуары».

По мнению заявителя, недопустимо использовать образ великого русского писателя в магазинах с деструктивной продукцией, а также в порочащем его виде. Представление А.С. Пушкина в образе курящего человека формирует ложное представление о великом русском писателе в лице подрастающего поколения и оскорбляет русскую культуру.

04.07.2023г. в отношении ИП <...>возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе №022/05/5-728/2023. Рассмотрение дела 02.08.2023г. и 22.08.2023г. отложено в связи с отсутствием в материалах дела доказательств уведомления ИП <...>о дате и времени рассмотрения дела.

В адрес управления поступило письменное ходатайство ИП <...> о рассмотрении дела в её отсутствие и согласие на получение процессуальных документов по электронной почте (вхд. №9455-ЭП/23 от 06.09.2023г.). Также ИП <...>пояснила, что согласна с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе и сообщила, что выносной штендер с рассматриваемой рекламой убрали, однако, доказательств (фотографии) в адрес управления не представлено.

На заседании Комиссии, состоявшемся 07.09.2023г., заявитель поддержала доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, заявитель пояснила, что недопустимо использовать высокий образ культуры – образ Пушкина А.С. в рекламе вейпов. Считает, что такую рекламу необходимо убрать, так как она размещена в центре города, где ходят дети и видят рекламу где Пушкин А.С. держит сигарету во рту и пускает дым.

Комиссия, заслушав пояснения заявителя и изучив письменные пояснения ИП <...> имеющиеся материалы дела, дав им оценку, установила следующее.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно ч.4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Конструкция, на которой содержится образное изображение Пушкина А.С. и информация «HOOKAN SHOP PUSHKIN KURIT», является рекламной, так как содержит объект рекламирования - средство индивидуализации продавца – «PUSHKIN KURIT» и такие товары как кальяны, vape, табаки. Информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.3 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

К признакам демонстрации процесса курения табака, в первую очередь, относится показ в рекламе курящего человека.

В рассматриваемой рекламе содержится образ А.С. Пушкина, который выпускает изо рта сигаретный дым, что является демонстрацией процесса курения табака.

Согласно ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

При решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения.

Так, использование образа А.С. Пушкина как курящего человека в рекламе магазинов с табачной продукцией, в сочетании с наименованием магазина «PUSHKIN KURIT» и сферой деятельности – HOOKAH SHOP, формирует ложное представление о нём у подрастающего поколения и принижает значимость великого писателя.

Кроме того, заявитель указывает, что рассматриваемая реклама противоречит ч.3 Указа Президента РФ от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», согласно которой цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей: а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению; б) противодействие распространению деструктивной идеологии; в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

В соответствии с п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Согласно п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий.

Согласно положениям Федерального закона от 24.04.2008 №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Действие рекламы табачной продукции направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы курительных принадлежностей способом наружной рекламы, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

Таким образом, в рекламе магазина табачных изделий «PUSHKIN KURIT» содержится нарушение п.3 ч.5 ст.5, ч.6 ст.5, п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе», так как реклама содержит демонстрацию процесса курения табака, оскорбительное использование образа писателя А.С. Пушкина, а также содержит указание на курительные принадлежности.

На запрос антимонопольного органа арендодателем ОАО «Барнаульский хлебокомбинат №1» (ТЦ «7 Континент») представлен договор аренды помещения, занимаемого под магазин табачной продукции, заключенный с ИП <...>

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.3 ч.5 ст.5, ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, за нарушение п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет и рекламодатель, и рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП <...> п.3 ч.5 ст.5, ч.6 ст.5, п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе», что выразилось в

Согласно п. 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922, далее - Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п.42-49 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать наружную рекламу магазина табачных изделий «PUSHKIN KURIT» (г.Барнаул, пр-т Ленина, 3), ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования п.3 ч.5 ст.5, ч.6 ст.5, п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вынесения.

Председатель Комиссии<...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны