Определение б/н Определение о прекращении от 31 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «РТК»

Голутвинский 1-ый пер., д.2/10, стр.2

г. Москва, 119180

<...>

Заявителю

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/5-506/2020

31 июля 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...>– специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-506/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя АО «РТК» –<...> (доверенность №0021/20 от 01.01.2020г.),

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Заявитель о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежавшим образом по электронной почте 02.07.2020г., ходатайств в антимонопольный орган не поступало.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

19.02.2020г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд.№202022 от 19.02.2020г.) о несоответствии фактической стоимости мобильного телефона цене, заявленной в рекламе. Рекламная информация распространялась на сайте altapress.ru 18.02.2020г., примерное время 11 часов 30 минут. В подтверждение заявителем представлен скриншот с сайта altapress.ru.

Согласно заявлению, на сайте размещена реклама «МТС» о продаже мобильного телефона Nokia 8110 за 3 990 руб. Заявитель сообщил, что в салоне «МТС» по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.251в, ТРЦ «Европа», цена на данную модель телефона составила 4 990 рублей. Консультант отказал продать телефон по цене указанной в рекламе. Также заявителю не удалось приобрести телефон через интернет-магазин по цене 3 990 рублей.

Из заявления следует, что распространяемая рекламная информация представляет собой гиперссылку для перехода на сайт интернет-магазина «МТС», на котором предлагаются услуги по продаже мобильных телефонов, в том числе, посредством сайта. Заявителем представлен скриншот с данного сайта, согласно которому цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете по состоянию на 18.02.2020г. составляет 3 990 рублей.

20.02.2020г. антимонопольным органом установлено, что на сайте интерне-магазина «МТС» цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете составляет 4 990 рублей.

Также установлено, что продажи и обслуживание интернет-магазина «МТС» (https://shop.mts.ru/) осуществляет АО «РТК», которое является дочерней компанией ПАО «МТС».

Заявитель 10.06.2020г. на заседании Комиссии пояснила, что определившись с маркой телефона (Nokia 8110 в желтом цвете) начала мониторить цены на данную модель. 18.02.2020г. в районе 16:00 в личном кабинете МТС, увидев на данную модель привлекательную цену в 3 990 рублей, определилась с выбором. На сайте интернет-магазина МТС отобразилось, что телефон в наличие в ТРЦ «Европа». В этот же день, посетив офис магазина МТС в ТРЦ «Европа», консультанты сообщили, что цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете составляет 4 990 руб. В доказательства того, что цена в личном кабинете составляет 3 990 рублей заявитель продемонстрировала консультантам фото, где цена на телефон Nokia 8110 в желтом цвете в 4 970 рублей зачеркнута, указана цена 3 990 руб. Консультанты предложили оформить заказ на данный телефон через личный кабинет. Заявитель уточнил, что мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете был в наличие на витрине магазина.

19.02.2020г. в личном кабинете цена на мобильный телефон уже составляла 4 990 рублей. Также 19.02.2020г., зайдя с рабочего компьютера в новостную ленту сайта Алтапресс, увидела рекламное предложение МТС, в котором цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете составляла 3 990 руб. В подтверждение представлен скриншот экрана компьютера, в котором указана дата -19.02.2020г. и время – 11 ч.09 мин.

Согласно информации, представленной АО «РТК», размещение информации о товарах в интернет-магазине осуществляется АО «РТК» в соответствии с Договором №1013644 от 01.09.2010г., заключенным с ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Согласно указанному Договору ПАО «МТС» представило АО «РТК» право использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, в том числе, использования товарного знака, а также использования прав администратора интернет-ресурса http://shop.mts.ru, включая соответствующие поддоменные имена.

Информация о продаже в интернет-магазине «МТС» мобильного телефона Nokia 8110 в желтом цвете по цене 3 990 рублей по состоянию на 18.02.2020г. на сайте интернет-магазина была сформирована автоматически (без использования макетов рекламы) на основании цены, действовавшей на данный товар в интерне-магазине «МТС» на 18.02.2020г. Цена 3 990 рублей на товар действовала в период до 12 ч. 07 мин. 18.02.2020г. по московскому времени, а цена 4 990 рублей начла действовать после 12 ч. 07 мин. 18.02.2020г.

Также АО «РТК» сообщило, что по состоянию на 18.02.2020г. в ТРЦ «Европа», расположенном по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.251в, были размещены два офиса продаж АО «РТК». По данным специалистов отдела оперативного учета в период с 15.02.2020г. по 20.02.2020г. сотовый телефон Nokia 8110 LTE Dual sim yellow на товарных остатках офисов продаж отсутствовал, что подтверждается выгрузкой из базы SAP.

30.06.2020г. на заседании Комиссии представитель ПАО «МТС» сообщил, что ООО «ЭмДжиКом» берет информацию о товарах с интернет-магазина АО «РТК» автоматически, для размещения рекламы в сети интернет. ПАО «МТС» продажей товаров не занимается, а лишь предоставило техническую площадку АО «РТК», где за достоверность информации о товарах отвечает АО «РТК».

ООО «ЭмДжиКом» представлена информация, согласно которой между ПАО «МТС» (Заказчик) и ООО «ЭмДжиКом» заключен договор №D140221001 от 17.04.2020г. В рамках Договора Общество Заказчику оказывались услуги по размещению рекламных материалов на сайте altapress.ru.

Механика взаимодействия по размещению материалов при выгрузке информации о товарах на сайт:

  1. Заказчик меняет цены на своем сайте, после чего самостоятельно выгружает информацию о товаре, включая цены, в свой товарный фид (прайс-лист). По данным, имеющимся у Общества, Заказчик обновляет свой товарный фид не позднее, чем через 5 минут с момента обновления данных на сайте.
  2. Общество имеет автоматизированную систему, которая, согласно настроенному скрипту, «обращается» к товарному фиду Заказчика 1 раз в 5 минут. Под скриптом понимается заранее написанный сценарий работы системы и периодичность синхронизации информации между товарными фидами Заказчика и системой Общества.
  3. Система Общества, автоматически получив информацию из товарного фида Заказчика, направляет ее в динамический сервис Критео.

Критео является сервисом для создания и автоматического проведения рекламной кампании на основе фидов.

Взаимодействие между системой ООО «ЭмДжиКом» и ООО «Критео» на момент размещения объявления проводилось 1 раз в сутки. Сроки взаимодействия определяет система ООО «Критео» вне зависимости от положений Общества.

С сервисом Критео Общество взаимодействует через ООО «Ай Проспект» (Договор №15-MMS-AD-11.09 jn 01.10.2019г.).

  1. После получения фида от системы Общества, Критео обрабатывает фид и выгружает его в свои рекламные материалы, которые размещаются на сайте altapress.ru.

То есть, размещается не рекламный макет в классическом понимании, а размещение выгруженного прайс-листа (фида данных).

На текущий момент уточнить информацию по срокам обновления конкретного фида из спорного объявления не представляется возможным ввиду давности размещения.

Спорное рекламной объявление было обновлено в рабочем порядке, указанном выше, вне зависимости от наличия/отсутствия претензий третьих лиц по факту содержания рекламного объявления. Общество выполняет техническую функцию и не определяет объект рекламирования.

Согласно материалам и пояснениям, представленным АО «РТК», стоимость телефона Nokia 8110 по состоянию на 18.02.2020г. до 12 ч. 07 мин. (МСК) действительно составляла 3 990 рублей. Данная информация размещалась на сайте shop.mts.ru и была выгружена в рекламные материалы, в том числе на сайте altapress.ru.

С 12 ч. 07 мин. (МСК) 18.02.2020г. цена на телефон Nokia 8110 была изменена, однако рекламный материал размещался 19.02.2020г. без изменения.

С учетом изложенного, Комиссия установила, что при этом в рекламе отсутствовала информация о том, что срок действия цены 3 990 руб. ограничен, либо может быть изменен. Данные обстоятельства указывают на признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «РТК», так как именно с сайта shop.mts.ru осуществляется выгрузка рекламной информации.

30.06.2020г. Комиссия, изучив документы и материалы по делу, пришла к выводу о необходимости выделить из дела №022/05/5-242/2020 в отдельное производство дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации и присвоить выделенному делу №022/05/5-506/2020.

Лицами, участвующими в деле, выделенном в отдельное производство, были признаны:

- АО «РТК» (ОГРН 1027739165662) - лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе;

- заявитель.

Рассмотрение дела №022/05/5-506/2020 назначено на 30.07.2020г.

Комиссия, изучив документы, представленные АО «РТК», а также заслушав доводы представителя Общества, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

На заседании Комиссии Шатарнина Ю.Н. отзывы, представляемые ранее АО «РТК» поддержала в полном объеме, дополнительно сообщив, что признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «РТК» отсутствуют ввиду следующего.

Цена 3 990 рублей на Мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете действовала в интернет-магазине «МТС» (http://shop.mts.ru) в период с 11 ч. 28 мин. 11.02.2020г. до 12 ч. 07 мин. 18.02.2020г. по московскому времени, что подтверждается выгрузкой из Базы 1С на 11.02.2020г., а цена 4 990 руб. начала действовать после 12 ч. 07 мин. 18.02.2020г. Обмен информацией между Базой 1С и сайтом http://shop.mts.ru происходит автоматически через импорт цен. Отделом информационных технологий представлены данные импорта цен в 11 ч. 54 мин. 18.02.2020г. и в 12 ч. 20 мин. 18.02.2020г.

Согласно выгрузке из Базы 1С цена 3 990 руб. была установлена на товар - мобильный телефон Nokia 8110 Yellow и товар - мобильный телефон Nokia 8110 Black одновременно. Поскольку 11.02.2020г. продажи товара Мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете не осуществлялись, достоверность цены 3 990 руб. в интернет-магазине в указанный период подтверждается продажами товара Мобильный телефон Nokia 8110 Black, а также оформлением заказов в интернет-магазине: 11.02.2020г. в 19 ч. 09 мин. (копия чека №19); 12.02.2020г. в 15 ч. 34 мин. (копия чека №35); 17.02.2020г. в 14 ч. 11 мин. (заказ №28489876 в интернет-магазине).

Продажи товара Мобильный телефон Nokia 8110 Yellow / Мобильный телефон Nokia 8110 Black по цене 4 990 руб.: 18.02.2020г. в 14 ч. 00 мин. (заказ №28522144 в интернет-магазине); 19.02.2020г. в 11 ч. 54 мин. (заказ №28549096 в интерне-магазине); 19.02.2020г. в 14 ч. 00 мин. (копия чека №16).

Согласно информации, представленной ООО «ЭмДжиКом», между ПАО «МТС» (Заказчик) и ООО «ЭмДжиКом» заключен Договор № 140221001 от 17.04.2014г. в рамках которого Общество оказывало Заказчику услуги по размещению рекламных материалов на сайте altapress.ru посредством взаимодействия с сервисом Критео через ООО «Ай Проспект» (Договор №15-MMS-AD от 11.09.2019г.). В соответствии с указанным договором рекламная кампания заключается в представлении релевантных рекламных объявлений для покупателей на основе истории покупок, индивидуального интереса и покупательского намерения.

Релевантность – соответствие результата ожиданием. Принцип релевантности лежит в основе контекстной рекламы: пользователи хотят приобрести товар или услугу и «спрашивают» у поисковика, где это можно сделать и как. В ответ они получают предложения купить или заказать его.

Релевантное предложение не содержит лишней информации, оно показывает решение проблемы или ответ на вопрос, а также включает ссылку на работающую и качественную посадочную страницу, которая позволяет получить всю необходимую информацию о рекламируемом товаре/услуге и сделать заказ онлайн.

Рекламируемое объявление, изображенное на сайте altapress.ru в представленном скриншоте от 19.02.2020г. с экрана компьютера заявителя, вероятно, было автоматически сформировано посредством куки – файлов на ID пользователя и показано заявителю, поскольку 18.02.2020г. заявитель интересовался товарами в интернет-магазине «МТС», в том числе Nokia 8110 в желтом цвете. При этом данное рекламное объявление представляет собой предложение о покупке указанного товара и содержит гиперссылку для перехода на сайт интернет-магазина «МТС», который содержит всю необходимую информацию о товаре в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007г., в том числе о сроке действия цены, указанной в момент посещения сайта покупателем.

Представленное заявителем фото страницы сайта интернет-магазина «МТС», где цена в 4 970 рублей зачеркнута, указана цена 3 990 рублей, позволяет сделать вывод, что заявитель обратился лишь к странице сайта, на котором изображен товар и указана цена, актуальная на сайте в момент обращения и не выразил своего намерения на приобретение товара посредством оформления заказа на покупку и доставку/самовывоз товара, выбранного в интернет-магазине.

В результате пребывания на этой странице заявитель мог увидеть только цену товара, место получения товара в городе пребывания покупателя отображается только после нажатия кнопки «Купить», а затем нажатия кнопки «Оформить заказ».

Если бы заявитель продолжил оформление заказа, перед тем как нажать кнопку «Оформить заказ» заявитель должен был ознакомиться и подтвердить свое согласие с Условиями продажи в интернет-магазине «МТС», которые регулируют взаимоотношения покупателя и интернет-магазина, а также определяют порядок розничной купли-продажи товаров, и в соответствии со ст.437 ГК РФ являются публичной офертой, адресованной физическим лицам. Согласно п.8.3 и 8.4 Условий продажи товаров в интернет-магазине, цена товара в интерне-магазине может быть изменена продавцом в одностороннем порядке. При этом цена на заказанный покупателем товар изменению не подлежит в течение двух дней с момента оформления заказа. По истечению двух дней цена на заказанный товар может быть изменена.

Более того, на главной странице сайта интернет магазина «МТС» в разделе «Покупателям» в рубрике «Часто задаваемые вопросы» в ответ на вопрос: «Почему на сайте сначала была одна цена, а потом она изменилась?» размещен следующий ответ: «Цена на товар может быть изменена по разным причинам, в том числе в рамках акций и спецпредложений. Актуальна та цена, которая указана на сайте в данный момент».

Согласно п.6.5 Условий продажи товаров в интернет-магазине продавец вправе использовать технологию cookies (cookies – служебная информация, посылаемая веб-сервером на компьютер пользователя, для сохранения в браузере. Применяется для сохранения данных, специфичных для данного пользователя, и используемых веб-сервером для различных целей). Cookies не содержит конфиденциальную информацию и не передаются третьим лицам.

Таким образом, в случае оформления заказа в интернет-магазине заявителем до 12 ч. 07 мин. по московскому времени 18.02.2020г., заявитель мог бы приобрести товар по цене 3 990 руб. в течение двух дней с момента оформления заказа, т.е. до 20.02.2020г. включительно.

Следовательно, неактуальная информация о цене товара в рекламном объявлении, изображенное на сайте altapress.ru в представленном скриншоте экрана компьютера заявителя от 19.02.2020г. могла отобразиться по причине несвоевременного обновления cookies на пользовательском оборудовании заявителя.

Комиссия, заслушав доводы представителя АО «РТК», установила следующее.

18.02.2020г. заявитель в интернет-магазине МТС выбрал телефон Nokia 8110 в желтом цвете по цене 3 990 руб., однако через сайт его не оформил. Вечером того же дня заявитель посетил салон МТС по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, д.251в, в котором цена на телефон Nokia 8110 в желтом цвете составила 4 990 руб. Консультант салона посоветовал заявителю приобрести телефон через интернет-магазин, но цена на телефон в интернет-магазине уже составила 4 990 руб.

Представителем АО «РТК» были представлены доказательства (Выгрузка из Базы 1С), что цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете изменилась 18.02.2020г. в 12 ч. 07 мин. по московскому времени.

В связи с тем, что заявитель посетил салон МТС вечером 18.02.2020г., и попытка купить телефон через интернет-магазина была осуществлена также вечером, то цена на телефон действительно была изменена продавцом в одностороннем порядке в соответствии с Условиями продажи товаров в интернет-магазине, и составляла 4 990 руб.

Представитель АО «РТК» пояснила, что цены в интернет-магазине могут отличаться от цен в розничных магазинах.

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В связи с тем, что цена в интернет-магазине и в розничном магазине на один и тот же товар может отличаться и, что продавец в одностороннем порядке может изменить цену на товар, факт нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «РТК» не подтвердился.

Заявителем представлено фото из интернет-магазина «МТС», согласно которому цена на Мобильный телефона Nokia 8110 в желтом цвете составляла 3 990 руб. В соответствии с чеком от 18.02.2020г., представленным АО «РТК», в 11 ч. 49 мин. телефон Nokia 8110 был продан по цене 3 990 руб.

19.02.2020г. на сайте altapress.ru заявитель увидел контекстную рекламу Мобильного телефона Nokia 8110 в желтом цвете, которая представляла собой гиперссылку на сайт интернет-магазина МТС. Цена в рекламе на телефон составляла 3 990 руб.

В данной рекламе цена на Мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете указана в интернет-магазине «МТС» (http://shop.mts.ru), в розничных магазинах, согласно пояснениям представителя АО «РТК», цена может отличаться по причине влияния различных факторов на ценообразование.

В соответствии с Выгрузкой из Базы 1С, представленной АО «РТК», цена на мобильный телефон Nokia 8110 в желтом цвете 18.02.2020г. в 12 ч. 07 мин. по московскому времени действительно изменилась.

Согласно материалам дела, ООО «ЭмДжиКом» оказывало ПАО «МТС» услуги по размещению рекламных материалов на сайте altapress.ru посредством взаимодействия с сервисом Критео через ООО «Ай Проспект». Рекламная информация поступает с сайта http://shop.mts.ru и выгружается автоматически. То есть АО «РТК» напрямую не размещает рекламную информацию в сети интернет. В сети интернет размещается не рекламный макет в классическом понимании, а размещение выгруженного прайс-листа (фида данных).

Комиссия считает, что неактуальная информация о цене товара в рекламном объявлении, изображенное на сайте altapress.ru 19.02.2020г., могла отобразится по причине несвоевременного обновления cookies на пользовательском оборудовании заявителя.

Согласно п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В связи с тем, что цена на телефон действительно изменилась 18.02.2020г. в 12 ч. 07 мин. по московскому времени в интерне-магазине «МТС» и, что размещение рекламы в сети интернет является автоматизированным процессом и не зависит напрямую от АО «РТК», факт нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «РТК» не подтвердился.

С учетом изложенного, факты нарушения п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в действиях АО «РТК» не подтвердились.

Согласно абзацу а) п.36 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, на основании изложенного и руководствуясь абз. а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Производство по делу №022/05/5-506/2020 в отношении – АО «РТК» прекратить, в связи с отсутствием в его действиях нарушения п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны