Решение №1535/9 Жалоба ООО «Фрайбус Плюс» (вх. № 212834 от 19.03.2021) в отн... от 2 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/10/18.1-238/2021

 

02 апреля 2021 г.                                                                                                                      г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председатель Комиссии:

К<...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

О<...>– начальник отдела контроля органов власти;

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Фрайбус Плюс» (ИНН 2222785650, ОГРН 1102223001308) – В<...>

от организатора конкурса - комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН 1112225008103) – На<...>

рассмотрев жалобу ООО «Фрайбус Плюс» (вх. № 212834 от 19.03.2021) в отношении организатора торгов - комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 27 по нерегулируемым тарифам (приказ о проведении конкурса от 10.02.2021 № 12), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Фрайбус Плюс» (вх. № 212834 от 19.03.2021) в отношении организатора торгов - комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 27 по нерегулируемым тарифам (приказ о проведении конкурса от 10.02.2021 № 12).

Из содержания жалобы следует, что комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на основании приказа № 12 от 10.02.2021 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок города Барнаула № 27 по нерегулируемым тарифам.

Приложением № 3 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула по нерегулируемым тарифам (утв. постановлением администрации г. Барнаула от 11.08.2016 № 1633, далее – Положение о проведении открытого конкурса № 1633) установлен критерий оценки – «наличие во всех транспортных средствах терминалов электронной системы и учета проезда, определенный постановлением администрации г. Барнаула от 26.10.2016 № 2118 «Об утверждении Положения об электронной системе оплаты и учета проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула (далее – Положение об электронной системе оплаты).

В соответствии с п. 3 приложения № 5 Положения о проведении открытого конкурса № 1633 заявке участника открытого конкурса предусмотрено начисление 10 баллов при наличии во всех транспортных средствах терминалов электронной системы оплаты и учета проезда, определенной Положением об электронной системе оплаты.

По мнению подателя жалобы, установление вышеуказанного критерия ограничивает право претендента и участников открытого конкурса в выборе самого транспортного терминала (технического средства) необходимого для оплаты проезда.

Кроме того, заявитель указывает на нарушение организатором торгов Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении оспариваемого критерия оценки победителя, непредусмотренного действующим законодательством.

Представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула возражала против удовлетворения жалобы, представила письменные возражения и, среди прочего пояснила, что п. 28 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ раскрывает характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок – «наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики».

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением администрации г. Барнаула от 11.08.2016 № 1633 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула по нерегулируемым тарифам.

Согласно п. 5.3 Положения о проведении открытого конкурса № 1633 оценка и сопоставление заявок осуществляется, в том числе, по критерию: «влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых участником открытого конкурса для осуществления регулярных перевозок, указанные в приложении 3 к Положению».

            Приложением № 3 Положения о проведении открытого конкурса № 1633 установлена форма «Сведения о наличии транспортных средств, находящихся на праве собственности или на ином законном основании, для осуществления регулярных перевозок и (или) принятии обязательств по приобретению транспортных средств», которые включают в себя, в том числе, «наличие во всех транспортных средствах терминалов электронной системы оплаты и учета проезда, определенной постановлением администрации города от 26.10.2016 N 2118 "Об утверждении Положения об электронной системе оплаты и учета проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула" _____ (есть/нет)».

Пунктом 5.4 Положения о проведении открытого конкурса № 1633 установлено, что оценка критериев проводится в соответствии со шкалой для оценки критериев (приложение 5 к Положению).

Согласно Приложению № 5 к Положению о проведении открытого конкурса № 1633 при наличии во всех транспортных средствах терминалов электронной системы оплаты и учета проезда, определенной постановлением администрации города от 26.10.2016 N 2118 "Об утверждении Положения об электронной системе оплаты и учета проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула» начисляется 10 баллов.

Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на основании приказа № 12 от 10.02.2021 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок города Барнаула № 27 по нерегулируемым тарифам.

Из текста конкурсной документации следует, что оценка заявок проводится в соответствии со шкалой для оценки критериев, утвержденной постановлением администрации г. Барнаула от 11.08.2016 № 1633 (Положение о проведении открытого конкурса).

Согласно п. 1.3 Положения о проведении открытого конкурса № 1633 открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам (далее - открытый конкурс) проводится в целях наиболее полного обеспечения и своевременного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула, повышения безопасности дорожного движения, качества транспортного обслуживания населения, развития конкуренции среди перевозчиков и регулирования рынка транспортных услуг.

Доводы жалобы о нарушении организатором торгов порядка организации и проведения торгов в части критерия оценок заявок участников как «наличие во всех транспортных средствах терминалов электронной системы оплаты и учета проезда, определенной постановлением администрации города от 26.10.2016 № 2118 «Об утверждении Положения об электронной системе оплаты и учета проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула» Комиссия  находит несостоятельными в силу нижеследующего.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 -6 ст. 24 Федерального закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При этом, п. 28 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ раскрывает характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок – «наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики».

Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Действующее законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок проведения конкурса.

Критерий «наличие во всех транспортных средствах терминалов электронной системы оплаты и учета проезда» администрация города Барнаула в указанных нормативно-правовых актах относит к пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть к критериям, влияющим на качество перевозок.

Оспариваемый критерий оценки заявок, установленный в Положении о проведении открытого конкурса № 1633 позволяет обеспечивать надлежащую конкуренцию за счет баллов, присваиваемых за иные характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок (низкий пол, оборудование видеофиксации ситуации в салоне и дорожной ситуации, кондиционер и пр.). В свою очередь, дополнительные 10 баллов за «наличие во всех транспортных средствах терминалов электронной системы оплаты и учета проезда» присваиваются участнику только при наличии таковых на всех транспортных средствах (а не отдельно на каждом), что объективно не может существенно повлиять на итоговый подсчет баллов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

   В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  при проведении торгов также запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 данной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

   К признакам ограничения конкуренции в соответствии с частью 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для квалификации действий по части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен установить последствия тех или иных нарушений правил проведения конкурсов с точки зрения их фактического либо возможного негативного влияния на конкурентную среду.

Комиссией УФАС установлено, что оспариваемый критерий не является ограничивающим конкуренцию, поскольку распространяется на всех без исключения участников конкурса.

Из представленных заявителем документов и материалов не следует, что ООО «Фрайбус Плюс» на этапе подачи заявок в оспариваемом конкурсе было ограничено в своих правах.

Кроме того, исходя из положений рассматриваемых актов органа местного самоуправления (Положения о проведении открытого конкурса № 1633 и постановления администрации города от 26.10.2016 № 2118 «Об утверждении Положения об электронной системе оплаты и учета проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула») на дату подачи заявки у перевозчика не возникает обязанности присоединения к электронной системе оплаты и учета проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула и установления терминалов оплаты, совместимых с указанной системой.

  Таким образом, Комиссией УФАС не установлено в действиях организатора торгов - комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула нарушения порядка организации и проведения оспариваемого конкурса, а также признаков нарушения антимонопольного законодательства, повлекших недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Фрайбус Плюс» – необоснованной.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <...>

 

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны