Решение №№ 4964/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/5-1035/2021 от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З<...>

<...>

г.Барнаул, 656049

 

Заявителю

РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/5-1035/2021

Решение принято 02 декабря 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/5-1035/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в сети интернет по адресу: https://bankrot-grupp.ru рекламы банкротства физических и юридических лиц,

с участием посредством системы видеоконференцсвязи лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – З<...> (предъявлен паспорт),

в отсутствии заявителя, г.Барнаул (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-1035/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Барнаула о размещении в сети интернет рекламы юридических компаний, содержащей призыв к списанию долгов, обещания их списания, а также сохранения имущества при банкротстве граждан, содержание которой не соответствует нормам Федерального закона от 26.10.2002 №127 «О несостоятельности (банкротстве)» и нарушает положения законодательства о рекламе.

К заявлению приложены скриншоты страниц сайтов сети Интернет.

Так, в сети интернет по адресу: https://bankrot-grupp.ru размещена реклама юридической компании «ПРАВОГРУПП»: «БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…».

В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), поскольку реклама создает впечатление о том, что процедуру банкротства проводят непосредственно представители компании.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признан З<...>, Алтайский край, г.Барнаул, Малахова ул., <…>, который, согласно информации, предоставленной ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», является администратором доменного имени bankrot-grupp.ru.

Рассмотрение дела назначено на 02 декабря 2021 года в 10-00 часов посредством системы видеоконференцсвязи в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

30 ноября 2021 года во исполнение определения о возбуждении дела З<...> представлены пояснения по делу, согласно которым, он с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе не согласен, поскольку считает, что в данной рекламе содержалась информация с полным перечнем предоставляемых услуг компании, в тексте содержалась гиперссылка с переходом на страницу, в которой указывалась вся подробная информация; использованный в рекламе формат представления информации позволял потребителям ознакомиться с её содержанием. Кроме того, как указывает в пояснениях Зейферт Ф.Ф., в случае обращения клиента в данную юридическую компанию, ему разъяснялся порядок проведения процедуры банкротства в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; в настоящее время определенные антимонопольным органом несоответствия устранены, информация на сайте обновлена.

02 декабря 2021 года в заседании Комиссии З<...> изложенные ранее доводы поддержал в полном объеме, пояснив, что размещением рекламы на сайте занимается самостоятельно, заполнение сайта осуществляет нанятый им человек.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила), не является препятствием для рассмотрения дела по существу в данном заседании Комиссии.

Комиссия, заслушав доводы З<...>, изучив документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в сети интернет по адресу: https://bankrot-grupp.ru на главной странице в виде баннера размещена следующая информация:

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

В соответствии с Письмом ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров, рекламой не является.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару (услуге) и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

С учетом изложенного, Комиссия Алтайского краевого УФАС России, несмотря на то, что информация «БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…» размещена на сайте продавца данной услуги – юридической компании «ПРАВОГРУПП», признает указанную информацию рекламой, поскольку она размещена на главной странице сайта в виде отдельного баннера, выделена из других оказываемых юридической компанией услуг ввиду ее актуальности и востребованности на рынке, с целью привлечь внимание потребителей непосредственно к ней.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Закона о рекламе, следовательно, на нее распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Одной из целей Закона о рекламе является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Законом о рекламе установлены общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается».

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из буквального содержания рассматриваемой рекламы (рекламного баннера) следует, что юридическая компания «ПРАВОГРУПП» осуществляет процедуру банкротства юридических и физических лиц, законного освобождения от долговых обязательств. О том, что процедура банкротства осуществляется непосредственно сотрудниками компании, указывает информация, изложенная ниже, в частности «Спишем все долги», «140000000+ списали долгов на сумму», «Сохраним имущество» и пр.

Довод З<...> о том, что в тексте баннера содержалась гиперссылка с переходом на страницу, в которой указывалась вся подробная информация, а использованный в рекламе формат представления информации позволяет потребителям ознакомиться с её содержанием, и в случае обращения клиента, ему разъясняется порядок проведения процедуры банкротства в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Комиссия считает несостоятельным, в силу того, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. В связи с чем, реклама должна восприниматься потребителями буквально, достаточно ясно и понятно, чтобы иметь возможность правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги. Возможность уточнения подробностей о рекламируемой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), а также регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (статья 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение – имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

Таким образом, рассматриваемая реклама «БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…» нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе, ввиду отсутствия в ней части существенной информации о рекламируемой услуге, а именно о том, что процедура банкротства (списания долгов) проводится в судебном порядке, а юридическая компания «ПРАВОГРУПП», на сайте которой данная услуга рекламируется, оказывает юридические услуги физическим и юридическим лицам по сопровождению их в данной процедуре, начиная от консультации и составления, подачи заявления в суд, заканчивая представлением интересов в суде.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов и обстоятельств дела следует, что З<...> является администратором доменного имени bankrot-grupp.ru, а также осуществляет размещение рекламы на сайте https://bankrot-grupp.ru, в связи с чем, в понимании Закона о рекламе является рекламодателем – лицом, определившим содержание рекламы.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией установлено, что размещенный на сайте https://bankrot-grupp.ru рекламный баннер «БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…» существенной информации о рекламируемом продукте не содержит, тогда, как иная информация на сайте, касающаяся процедуры банкротства, приведена в соответствие.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламную информацию «БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…», размещенную на сайте https://bankrot-grupp.ru, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать З<...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны